04 сентября 2009 г. |
Дело N А55-8253/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Кузнецова В.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - Овсепян Г.В., доверенность от 11 ноября 2008 г. N 653;
от Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области - Ловыгина Е.В., доверенность от 11 января 2009 г. N 12-05;
от третьего лица - Шаркова Е.Ю., доверенность от 01 июля 2009 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 июня 2009 г.
по делу N А55-8253/2009 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
третье лицо - открытое акционерное общество "Племенной завод "Кряж", г. Самара,
о признании недействительным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее - заявитель, Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - регистрирующий орган) от 09 сентября 2008 г. N 01/093/2008-849 в государственной регистрации перехода права и права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, площадью 190 000 кв.м., с кадастровым номером 63:17:0601001:0062, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, 1,5 км юго-восточнее п. Яицкое.
Кроме того, просило обязать осуществить государственную регистрацию перехода права и права собственности ОАО "Племенной завод "Кряж" на объект недвижимого имущества - указанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 июня 2009 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок, площадью 190 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, на момент вынесения Теруправлением распоряжения от 04 августа 2006 г. N 418-р не мог быть включен в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "Племенной завод "Кряж" в соответствии с законодательством, действовавшим на момент акционирования данной организации.
Заявителем в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации) были представлены необходимые и достаточные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права собственности ОАО "Племенной завод "Кряж" на объект недвижимого имущества - земельный участок, площадью 190 000 кв.м., с кадастровым номером 63:17:0601001:0062, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, 1,5 км юго-восточнее п. Яицкое, и оснований для отказа в регистрации у регистрирующего органа не имелось.
Теруправлением не пропущен установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) срок.
Не согласившись с выводами суда, регистрирующий орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что заявителем пропущен срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, т.к. о том, что будет принято решение об отказе в государственной регистрации, заявитель знал заранее, поскольку неоднократно уведомлялся о причинах, препятствующих проведению регистрации, но документы, необходимые для государственной регистрации, им представлены в установленный срок не были.
Отчуждение земельного участка, занятого зданиями, строениями, сооружениями, может происходить только в случае, если лицо, приобретающее данный земельный участок в результате приватизации, является собственником расположенных на данном земельном участке зданий, строений, сооружений.
Регистрирующий орган не оспаривал процедуру передачи указанного земельного участка в соответствии с общими требованиями законодательства о приватизации государственного имущества, а указал лишь на принцип одновременности как приватизации земельного участка и расположенных на нем зданий, так и подачи документов на государственную регистрацию.
В судебном заседании представитель регистрирующего органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Теруправления и третьего лица - ОАО "Племенной завод "Кряж" считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзывах.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
21 апреля 2008 г. ОАО "Племенной завод "Кряж" обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области с заявлением о регистрации перехода права и права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, площадью 190 000 кв.м., с кадастровым номером 63:17:0601001:0062, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, 1,5 км юго-восточнее п. Яицкое.
Сообщением от 09 сентября 2008 г. N 01/093/2008-849 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации перехода права и права собственности (т. 1 л.д. 14-16).
Основанием для отказа в регистрации послужили те обстоятельства, что приватизация земельного участка с кадастровым номером 63:17:0601001:0062 возможна путем включения данного участка в передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса Федерального государственного унитарного предприятия "Племенной завод "Кряж", поскольку в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) приватизация зданий, строений и сооружений осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для его использования.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации, Теруправление обратилось в суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 17 Закона о госрегистрации определен перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которыми являются, в том числе:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно положениям п. 2 ст. 16, п. 1 ст. 18 Закона о госрегистрации к заявлению о регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, при этом они должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В качестве правоустанавливающего документа ОАО "Племенной завод "Кряж" в регистрирующий орган был представлен договор купли-продажи земельного участка от 10 апреля 2008 г. N 174-07-01-р/298, в соответствии с которым в собственность ОАО "Племенной завод Кряж" передается участок, площадью 190 000 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 63:17:0601001:0062 (т. 1 л.д. 23-26).
Договор купли-продажи земельного участка от 10 апреля 2008 г. N 174-07-01-р/298 был заключен между специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" и ОАО "Племенной завод "Кряж".
Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" является федеральным государственным учреждением, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции, в том числе, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, что следует из п. 1 устава указанного учреждения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2002 г. N 925 "О Российском фонде федерального имущества".
Согласно п. 6 устава Фонд вправе создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке филиалы и представительства, поэтому на момент оформления договора купли-продажи от 10 апреля 2008 г. функции по продаже приватизируемого имущества, находящегося в Самарской области, были возложены именно на филиал Фонда в Самарской области.
Договор купли-продажи земельного участка от 10 апреля 2008 г. N 174-07-01-р/298 заключен на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области от 14 января 2008 г. N 01-р, в соответствии с которым ОАО "Племенной завод "Кряж" на основании его заявки предоставлен в собственность земельный участок, площадью 190 000 кв.м., с кадастровым номером 63:17:0601001:0062, реестровым номером федерального имущества П11630000036, отнесенный к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, 1,5 км юго-восточнее п. Яицкое, для подсобного хозяйства - свинокомплекс (т. 1 л.д. 21-22).
В силу п. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
На момент приватизации имущества Федерального государственного унитарного предприятия "Племенной завод "Кряж" действовал Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Пунктом 8 ст. 28 Федерального закона N 178-ФЗ предусматривался запрет отчуждения земельных участков сельскохозяйственного назначения в соответствии с данным Федеральным законом.
Судом первой инстанции правомерно указано, что положения ст. 8 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривали, что до введения в действие федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации с учетом лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, специальных федеральных законов, содержащих нормы земельного права о данной категории земель, а также с учетом того, что приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Соответствующий федеральный закон, регулирующий правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, был принят 24 июля 2002 г. - Федеральный закон N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона N 101-ФЗ действие данного Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что указанные положения законодательства, являющиеся специальными по отношению к общему порядку приватизации государственного имущества, установленному пунктами 1-2 ст. 28 Федерального закона N 178-ФЗ, исключали возможность приватизации земельного участка, находящегося в пользовании ФГУП "Племенной завод "Кряж".
Таким образом, земельный участок, площадью 190 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, на момент вынесения Теруправлением распоряжения от 04 августа 2006 г. N 418-р не мог быть включен в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "Племенной завод "Кряж" в соответствии с законодательством, действовавшим на момент акционирования данной организации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал, что заявителем были представлены необходимые и достаточные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права собственности ОАО "Племенной завод "Кряж" на объект недвижимого имущества - земельный участок, площадью 190 000 кв.м., с кадастровым номером 63:17:0601001:0062, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, 1,5 км юго-восточнее п. Яицкое, чем не нарушены положения ст. 17 Закона о госрегистрации, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации.
С учетом изложенного довод регистрирующего органа о том, что отчуждение земельного участка должно осуществляться одновременно с отчуждением объектов недвижимости, расположенных на нем, подлежит отклонению.
Кроме того, на момент рассмотрения заявления о регистрации перехода права и права собственности и принятии решения об отказе в государственной регистрации перехода права и права собственности на спорный земельный участок на рассмотрении регистрирующего органа находились заявления о регистрации перехода права и права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на данном земельном участке.
Таким образом, на момент принятия решения об отказе в государственной регистрации регистрирующий орган располагал сведениями о том, что, как и земельный участок, так и объекты недвижимости, расположенные на нем, подлежат передаче в собственность ОАО "Племенной завод "Кряж".
Довод, изложенный в апелляционной жалобе, о пропуске Теруправлением срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 июня 2008 г. N 947-р специализированное госучреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" было ликвидировано с 01 августа 2008 г.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право обращаться, в том числе, в суды с исками от имени Российской Федерации в защиту имущественных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом. Указанные полномочия закреплены п. 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. N 432.
Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными организациями.
Согласно Положению о Территориальном управлении, утвержденному приказом Росимущества от 01 февраля 2005 г. N 37, Теруправление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Самарской области, вправе обращаться в суд с исками и заявлениями от имени Российской Федерации в защиту интересов по вопросам управления, распоряжения и использования федерального имущества.
С учетом изложенного заявитель является уполномоченным органом на обращение в суд с настоящим требованием.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что заявитель не являлся стороной по сделке (по договору от 10 апреля 2008 г.) и узнал о нарушении своего права, получив 09 апреля 2009 г. письмо (вход. N 25/2011) от ОАО "Племенной завод "Кряж", к которому был приложен оспариваемый ненормативный акт (т. 1 л.д. 27-29). Доказательств обратного регистрирующим органом не представлено. В арбитражный суд Теруправление обратилось 30 апреля 2009 г., т.е. без пропуска трехмесячного срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Довод регистрирующего органа о том, что учитывая, что государственная регистрация приостанавливалась, то Теруправлению должно было быть известно о том, что будет принято решение об отказе в государственной регистрации, арбитражным апелляционным судом не может быть принят во внимание, поскольку сам регистрирующий орган в своей апелляционной жалобе указывает, что представитель Российской Федерации обращался с заявлением о возобновлении регистрационных действий в связи с устранением причин, препятствующих государственной регистрации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области от 09 сентября 2008 г. N 01/093/2008-849 не соответствует требованиям ст.ст. 17, 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права заявителя, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 июня 2009 г. по делу N А55-8253/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8253/2009
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области
Третье лицо: ОАО "Племенной завод "кряж"
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5736/2009