07 сентября 2009 г. |
Дело N А65-8276/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 сентября 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., cудей Юдкина А.А., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Олениной Е.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя ООО "Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан" Шайхиевой А.Р. (доверенность от 04 сентября 2009 г.),
представитель Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу не явился, Управление извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 сентября 2009 г. в помещении суда апелляционную жалобу ООО "Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан", г. Казань, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 июня 2009 г. по делу N А65-8276/2009 (судья Бредихина Н.Ю.), принятое по заявлению ООО "Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан" к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород,
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания и об отмене представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан" (далее - ООО "ЛКМБ-РТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (далее - Управление) от 17 марта 2009 г. N 04-09/68 о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 50000 руб. за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Кроме того, общество просило отменить представление Управления от 17 марта 2009 г. N 04-09/68 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Решением от 18 июня 2009 г. по делу N А65-8276/2009 Арбитражный суд Республики Татарстан отказал в удовлетворении заявления общества.
По мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, ООО "ЛКМБ-РТ" просит изменить решение суда первой инстанции и оспариваемое постановление в части исключения из мотивировочной части решения выводов о нарушении обществом сроков представления сведений об операциях по договорам от 06 июня 2008 г. N 87/08 с ООО "АТП-6", от 18 апреля 2008 г. N 42/08 с ООО "НИТА-ПЛАСТИК", от 14 июля 2008 г. N 76/08-1 с ООО "ТЕХСТРОЙ".
Управление в отзыве апелляционную жалобу отклонило, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Судебное разбирательство, назначенное на 10 августа 2009 г., отложено на 07 сентября 2009 г. в связи с удовлетворением ходатайства ООО "ЛКМБ-РТ".
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом ходатайства Управления в отсутствие его представителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ООО "ЛКМБ-РТ" поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в соответствии с правилами, предусмотренными частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, приведенных в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции установил, что решение суда первой инстанции следует изменить ввиду несоответствия содержащихся в нем выводов обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела, Управление провело проверку соблюдения ООО "ЛКМБ-РТ" законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма и усмотрело наличие в действиях общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 КоАП РФ.
Факт нарушения ООО "ЛКМБ-РТ" законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, зафиксирован в акте проверки от 03 марта 2009 г. N 23 и в протоколе от 05 марта 2009 г. N 04-09/69. На основании указанных акта и протокола, а также иных материалов дела об административном правонарушении 17 марта 2009 г. Управление вынесло в отношении общества постановление N 04-09/69 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50000 руб.
Основаниями для привлечения ООО "ЛКМБ-РТ" к административной ответственности послужили, в частности, следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон) его действие распространяется, в частности, на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом. Статьей 5 Закона к числу таких организаций отнесены, в том числе, и лизинговые компании.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения, подлежащие обязательному контролю по операциям с денежными средствами или иным имуществом.
Пунктом 1 статьи 6 Закона предусмотрено, что обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600000 руб. и по своему характеру такая операция является, в частности, предоставлением имущества по договору финансовой аренды (лизинга).
Как видно из материалов дела, в проверяемый период ООО "ЛКМБ-РТ" заключило, в частности, договоры лизинга от 06 июня 2008 г. N 87/08 с ООО "АТП-6" на сумму 4000000 руб., от 18 апреля 2008 г. N 42/08 с ООО "НИТА-ПЛАСТИК" на сумму 3377700 руб., от 14 июля 2008 г. N 76/08-1 с ООО "ТЕХСТРОЙ" на сумму 1052000 руб. Во исполнение указанных договоров имущество было передано ООО "НИТА-ПЛАСТИК" 04 сентября 2008 г., ООО "АТП-6" - 08 августа 2009 г. и ООО "ТЕХСТРОЙ" - 28 июля 2008 г. Таким образом, последним днем представления в Управление сведений по указанным договорам являлось, соответственно, 05 сентября 2008 г., 11 августа 2008 г. и 29 июля 2008 г.
Из распечаток страниц АРМ "Организация" (с помощью которой осуществляется электронный документооборот между Управлением и ООО "ЛКМБ-РТ") видно, что уведомления об осуществлении сделок с ООО "НИТА-ПЛАСТИК", ООО "АТП-6" и ООО "ТЕХСТРОЙ" были направлены в адрес Управления не позднее следующего дня после их совершения. Данный факт подтверждается указанием соответствующей даты в графе "дата отправки" на закладке "адресаты" главной формы программы.
Суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о том, что ООО "ЛКМБ-РТ", как отправитель, якобы могло самостоятельно скорректировать дату отправки сообщения в адрес Управления, установив ее ранее фактической даты. Письмом ЗАО "Комита" (разработчика АРМ "Организация") от 21 июля 2009 г. N 302 подтверждается, что программа не допускает изменения сведений и данных в уже отправленном документе, а, значит, изменить дату отправки и дату доставки сообщения пользователь программы не может.
Суд апелляционной инстанции не принимает в качестве доказательства по настоящему делу письмо начальника информационно-технологического управления Федеральной службы по финансовому мониторингу Ю. Я. Гребенщикова, в котором указано, что программа АРМ "Организация" якобы допускает возможность представления любой даты сообщения. Ю. А. Гребенщиков является сотрудником Федеральной службы по финансовому мониторингу в связи с чем его показания подлежат критической оценке с учетом их противоречия иным доказательствам по настоящему делу в их совокупности и взаимосвязи.
Суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что датой исполнения ООО "ЛКМБ-РТ" своей обязанности по направлению соответствующей информации в адрес Управления якобы является дата получения Управлением данных сообщений, которая отображается в журнале обработки документов. Как следует из Руководства оператора АРМ "Организация" и подтверждается письмом ЗАО "Комита", в журнале обработки документов указывается дата изменения состояния документа в уполномоченном органе, но не дата направления соответствующего сообщения, причем момент принятия Управлением сообщений не зависит от отправителя. На данное обстоятельство указано и в письме Федеральной службы по финансовому мониторингу от 27 августа 2009 г. N 02-2-26/2766.
Исходя из оценки изложенных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ООО "ЛКМБ-РТ" исполнило свою обязанность по своевременному представлению в Управление сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом на сумму более 600000 руб. в части сделок с ООО "НИТА-ПЛАСТИК", ООО "АТП-6", ООО "ТЕХСТРОЙ".
Таким образом, решение суда первой инстанции следует изменить, исключив из его мотивировочной части выводы о нарушении ООО "ЛКМБ-РТ" сроков представления сведений об операциях по договорам финансовой аренды (лизинга) от 06 июня 2008 г. N 87/08 с ООО "АТП-6", от 18 апреля 2008 г. N 42/08 с ООО "НИТА-ПЛАСТИК", от 14 июля 2008 г. N 76/08-1 с ООО "ТЕХСТРОЙ". Соответствующие выводы также подлежат исключению и из оспариваемого постановления.
Остальные выводы, содержащиеся в решении суда первой инстанции и в постановлении Управления, в порядке апелляционного производства не оспаривались.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Изменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 июня 2009 г. по делу N А65-8276/2009.
Исключить из мотивировочной части решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 июня 2009 г. по делу N А65-8276/2009 выводы о нарушении обществом с ограниченной ответственностью "Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан" сроков представления сведений об операциях по договорам финансовой аренды (лизинга) от 06 июня 2008 г. N 87/08 с ООО "АТП-6", от 18 апреля 2008 г. N 42/08 с ООО "НИТА-ПЛАСТИК", от 14 июля 2008 г. N 76/08-1 с ООО "ТЕХСТРОЙ".
Исключить из мотивировочной части постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу от 17 марта 2009 г. N 04-09/68 о назначении административного наказания выводы о нарушении обществом с ограниченной ответственностью "Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан" сроков представления сведений об операциях по договорам финансовой аренды (лизинга) от 06 июня 2008 г. N87/08 с ООО "АТП-6", от 18 апреля 2008 г. N42/08 с ООО "НИТА-ПЛАСТИК", от 14 июля 2008 г. N76/08-1 с ООО "ТЕХСТРОЙ".
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 июня 2009 г. по делу N А65-8276/2009 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-8276/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан" (ООО "ЛКМБ-РТ"), г.Казань
Ответчик: Межрегиональное Управление федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу, г. Нижний Новгород
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5930/2009