09 сентября 2009 г. |
Дело N А72-9694/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., cудей Засыпкиной Т.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Олениной Е.В.,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 сентября 2009 г. в помещении суда апелляционную жалобу ООО "Лесные ресурсы", г. Ульяновск, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 июля 2009 г. по делу N А72-9694/2009 (судья Ипполитова И.В.), принятое по заявлению ООО "Лесные ресурсы" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области,
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лесные ресурсы" (далее - ООО "Лесные ресурсы", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области (далее - Управление) от 23 июня 2009 г. N 068-09/05-100вк о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 40000 руб. за несоблюдение установленных единых правил оформления паспортов сделок по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 21 июля 2009 г. по делу N А72-9694/2009 Арбитражный суд Ульяновской области отказал в удовлетворении заявления общества.
По мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, ООО "Лесные ресурсы", не оспаривая факт совершения административного правонарушения, просит отменить решение суда первой инстанции, считая данное правонарушение малозначительным.
Управление в отзыве апелляционную жалобу отклонило, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В связи с надлежащим извещением общества и Управления, о времени и месте судебного разбирательства и с учетом их ходатайств, в соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает данное дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, приведенных в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции установил, что основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Как видно из материалов дела, Ульяновская таможня провела проверку соблюдения ООО "Лесные ресурсы" валютного законодательства, в ходе которой усмотрела наличие в действиях общества признаков состава административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных единых правил оформления паспортов сделок. Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Факт нарушения ООО "Лесные ресурсы" валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 05 июня 2009 г.
Довод ООО "Лесные ресурсы" о нарушении Ульяновской таможней требований статьи 28.5 КоАП РФ о составлении протокола немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения отклоняется судом апелляционной инстанции. Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несущественным является нарушение административным органом установленного статьёй 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении, поскольку этот срок не является пресекательным.
В соответствии с пунктом 80 статьи 28.3 и статьей 28.8 КоАП РФ Ульяновская таможня направила в Управление протокол в отношении ООО "Лесные ресурсы" и иные материалы дела об административном правонарушении.
23 июня 2009 г. Управление вынесло постановление N 068-09/05-100вк о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявления ООО "Лесные ресурсы" о признании незаконным и отмене указанного постановления, суд первой инстанции правильно исходил из того, что вменяемое обществу в вину правонарушение не является малозначительным.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) Центральный банк Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям и сроки их представления.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона ЦБ РФ в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспортов сделок и осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Данные правила определены положением ЦБ РФ от 01 июня 2004 г. N 285-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам, подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение).
В целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением и в срок не более 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту, представляет в уполномоченный банк, в частности, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие, реализацию товаров.
В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 10 декабря 2007 г. N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о подтверждающих документах является для резидентов формой учета по валютным операциям.
Из материалов дела видно, что между ООО "Лесные ресурсы" и компанией SIA "DANTRAIN" (Латвия) заключен договор от 26 февраля 2009 г. N 39 о реализации пиломатериалов.
К указанному договору 20 марта 2009 г. в уполномоченном банке - филиале N 6318 Банка ВТБ 24 (ЗАО) (г. Самара) оформлен паспорт сделки N 09030010/1623/0018/1/0. Платежным поручением от 18 марта 2009 г. иностранный контрагент перечислил на расчетный счет ООО "Лесные ресурсы" денежные средства в сумме 123900 руб.
Таким образом, последним днем представления в банк паспорта сделки справки о поступлении валюты Российской Федерации являлось 15 апреля 2009 г., между тем, общество представило в банк указанную справку лишь 30 апреля 2009 г., то есть с нарушением установленного срока.
При таких обстоятельствах Управление правомерно привлекло ООО "Лесные ресурсы" к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 40000 руб., то есть в пределах минимальной санкции, предусмотренной указанной правовой нормой.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил утверждение общества о том, что совершенное им правонарушение якобы является малозначительным.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 40 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, основным критерием, позволяющим квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного, является отсутствие существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям.
При этом, существенная угроза охраняемым общественным нарушениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта внешнеторговой деятельности и валютных отношений к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, что и имело место в рассматриваемом случае.
Подобный подход согласуется с правоприменительной практикой Федерального арбитражного Поволжского округа, в частности, с выводами, сделанными в постановлениях от 18 августа 2009 г. по делу N А12-5630/2009, от 20 июля 2009 г. по делу N А49-2071/2009, от 06 апреля 2009 г. по делу N А72-7716/2008, от 02 марта 2009 г. по делу N А12-17224/2008.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции установил, что основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Доводы, приведенные ООО "Лесные ресурсы", в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 июля 2009 г. по делу N А72-9694/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-9694/2009
Истец: ООО "Лесные ресурсы"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7129/2009