09 сентября 2009 г. |
Дело N А55-12804/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., cудей Засыпкиной Т.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Олениной Е.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области Ифраимовой Л.Х. (доверенность от 25 июня 2009 г.),
представителей ООО "Самарский Стройфарфор" Бурмистровой А.В. (доверенность от 21 января 2009 г. N 18), Соколовой О.В. (доверенность от 07 июля 2009 г. N 68),
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 сентября 2009 г. в помещении суда апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 июля 2009 г. по делу N А55-12804/2009 (судья Щетинина М.Н.), принятое по заявлению ООО "Самарский Стройфарфор", Самарская область, Волжский район, п. Стройкерамика, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области,
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самарский стройфарфор" (далее - ООО "Самарский стройфарфор", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области (далее - Управление) от 15 июня 2009 г. N 36-09/331 о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 40000 руб. за несоблюдение установленных единых правил оформления паспортов сделок по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 29 июля 2009 г. по делу N А55-12804/2009 Арбитражный суд Самарской области удовлетворил заявление общества, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
По мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, Управление просит отменить решение суда первой инстанции.
ООО "Самарский стройфарфор" в отзыве апелляционную жалобу отклонило, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Управления поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представители ООО "Самарский стройфарфор" отклонили апелляционную жалобу по мотивам, приведенным в отзыве на нее.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, приведенных в апелляционной жалобе и отзыве на нее, а также в выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил, что основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Как видно из материалов дела, Управление провело проверку соблюдения ООО "Самарский стройфарфор" валютного законодательства, в ходе которой усмотрело наличие в действиях общества признаков состава административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных единых правил оформления паспортов сделок. Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Факт нарушения ООО "Самарский стройфарфор" валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 29 мая 2009 г., на основании которого 15 июня 2009 г. Управление вынесло постановление N 36-09/331 о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.
Удовлетворяя заявление ООО "Самарский стройфарфор" о признании оспариваемого постановления незаконным и о его отмене, суд первой инстанции обоснованно исходил из нижеследующего.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) Центральный банк Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям и сроки их представления.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона ЦБ РФ в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспортов сделок и осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Данные правила определены положением ЦБ РФ от 01 июня 2004 г. N 285-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам, подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение).
В целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением, представляет в уполномоченный банк документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Порядок оформления паспорта сделки урегулирован Инструкцией ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных ценностей и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция).
Пунктом 3.15 Инструкции предусмотрено, что в случае внесения в контракт изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом паспорте сделки, либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки резидент представляет в банк паспорта сделки, в частности, два экземпляра паспорта сделки, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт, либо изменений иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, а также документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт.
Согласно пункту 3.15? Инструкции (в редакции, действовавшей в период внесения изменений в контракт) резидент представляет документы, указанные в пункте 3.15 Инструкции, после внесения соответствующих изменений в контракт либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк паспорта сделки документов и информации в соответствии с требованиями Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам.
Пунктами 2.2, 2.4 Инструкции предусмотрено, что подтверждающие документы должны быть представлены в уполномоченный банк, в частности, в срок, не превышающий 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что между ООО "Самарский стройфарфор" и АОЗТ "ВЕСКО" (Украина) 02 января 2008 г. заключен контракт N 2008/180 на поставку огнеупорной глины.
К указанному контракту 06 марта 2008 г. в уполномоченном банке - Советском отделении N 6994 Сбербанка России - оформлен паспорт сделки N 0030003/1481/1288/2/0.
Дополнительными соглашениями от 01 июля 2008 г. N 3 и от 01 октября 2008 г. N 4 во внешнеторговый контракт внесены изменения.
Из материалов дела видно, что 28 августа 2008 г. во исполнение контракта (с учетом дополнительного соглашения от 01 июля 2008 г. N 3) по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10412060/280808/0012846 на таможенную территорию Российской Федерации ввезен товар.
Суд первой инстанции правильно отклонил утверждение Управления о том, что именно по истечении 45 дней с указанной даты в паспорт сделки должны быть внесены изменения в связи с подписанием сторонами дополнительного соглашения от 01 октября 2008 г. N 4.
Инструкция связывает возникновение обязанности резидента по переоформлению паспорта сделки с моментом ввоза товара по контракту с учетом тех изменений, результатом которых и является переоформление паспорта сделки. Между тем, первый ввоз товара по контракту в редакции дополнительного соглашения от 01 октября 2008 г. N 4 был осуществлен 26 ноября 2008 г. по ГТД N 10412060/261108/0017630.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что моментом возникновения обязанности по переоформлению паспорта сделки не может являться поставка, осуществленная ранее внесения в контракт соответствующих изменений.
Исходя из оценки изложенных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в действиях ООО "Самарский стройфарфор" признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Данный подход согласуется, в частности, с выводами, сделанными Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в постановлении от 19 февраля 2009 г. по делу N А65-21410/2008, в передаче которого в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отказано Определением от
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции установил, что основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Доводы, приведенные Управлением, в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 июля 2009 г. по делу N А55-12804/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12804/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Самарский Стройфарфор"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области