14 сентября 2009 г. |
Дело N А55-2089/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - Овсепян Г.В., доверенность от 11 ноября 2008 г. N 653;
от Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области - Блесткина Е.А., доверенность от 08 мая 2009 г. N 12-2024;
третьих лиц:
от общества с ограниченной ответственностью "Репер" - извещен, не явился;
от Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) - Семинович Д.Т., доверенность от 04 марта 2009 г. N 7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 июня 2009 г.
по делу N А55-2089/2009 (судья Морозов Г.Н.),
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
общество с ограниченной ответственностью "Репер", г. Самара,
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), г. Самара,
о признании недействительным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее - заявитель, Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - регистрирующий орган) о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок, площадью 3 680, 5 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0807007:6, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Ленинская, д. 25а, изложенный в сообщении об отказе в регистрации от 05 декабря 2008 г. N 01/277/2008-350, и обязании регистрирующего органа осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок, площадью 3 680, 5 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0807007:6, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Ленинская, д. 25а.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09 июня 2009 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что у суда отсутствуют какие-либо правовые основания для вывода о том, что заявителем заявлено на регистрацию право на участок несоразмерно большей площади, чем площадь находящегося на нем здания Литер А3.
Не может быть принят во внимание довод регистрирующего органа о наличии исключительных прав иных лиц (в соответствии с положениями ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) на приобретение спорного участка в общую долевую собственность, поскольку кадастровый паспорт земельного участка от 17 апреля 2008 г. N 63-00-102/08-107470 не содержит информации о наличии на нем каких-либо иных строений, кроме здания с Литерой А3.
Факт проведения государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок в соответствии с правилами ст. 3.1. Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) не исключает возможности реализации исключительных прав собственником зданий, строений и сооружений на приобретение его в последующем в общую долевую собственность.
Доводы регистрирующего органа, изложенные в отзыве на заявление, в части несоответствия заявления о регистрации права собственности Российской Федерации требованиям ст. 30.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации), а также в части вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с материалами кадастрового учета, не может быть принят судом во внимание, поскольку указанные факты не были основаниями для отказа в регистрации.
Не согласившись с выводами суда, регистрирующий орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционной жалобе указывает, что заявитель обратился за государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на земельный участок на основании п. 2 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 404 (далее - Перечень документов). Однако согласно указанному пункту государственная регистрация проводится на основании правоустанавливающего документа на земельный участок. Между тем заявитель доказывает нахождение здания, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, на заявленном к регистрации земельном участке, а такое основание для регистрации предусмотрено п. 3 Перечня документов. Таким образом, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения по данному делу не учтен тот факт, что заявление о регистрации не соответствует требованиям законодательства, что является самостоятельным основанием для отказа в проведении государственной регистрации.
Заявителем на государственную регистрацию представлен кадастровый паспорт земельного участка от 17 апреля 2008 г. N 63-00-102/08-107470, выданный Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, в соответствии с разделом В.3 которого весь данный земельный участок площадью 3 680, 5 кв.м. занят нежилым зданием (литер A3). Вид разрешенного использования - под строительство нежилого здания для размещения офисных помещений, мойки подземно-надземной стоянки автомобилей. Таким образом, данный земельный участок в принципе не может принадлежать Российской Федерации по основанию разграничения государственной собственности на землю.
Согласно представленным в регистрирующий орган выпискам из единого реестра объектов капитального строительства на данном земельном участке ООО "Репер" за счет средств инвесторов было возведено нежилое здание (литера A, A1, А2, A3, А4, А5), которое было принято в эксплуатацию согласно акту приемочной комиссии от 16 апреля 2003 г. Указанный акт приемочной комиссии утвержден постановлением главы г. Самары от 25 июня 2003 г. N 528.
Следовательно, на заявленном к регистрации земельном участке расположено не только нежилое здание (литера A3), принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, но и нежилое здание (литера А, А1, А2, А4, А5), права на помещения в котором в ЕГРП зарегистрированы за иными физическими и юридическими лицами.
Пунктом 3 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Земельным кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
В судебном заседании представитель регистрирующего органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) оставил результат рассмотрения апелляционной жалобы на усмотрение суда.
В судебное заседание представитель третьего лица - ООО "Репер" не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Теруправление обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок, площадью 3 680, 5 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0807007:6, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Ленинская, д. 25а.
Сообщением об отказе от 05 декабря 2008 г. N 01/277/2008-350 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок было отказано (т. 1 л.д. 16-21).
Одним из оснований для отказа в регистрации регистрирующий орган указал на то, что согласно разделу В.3 представленного кадастрового паспорта земельного участка от 17 апреля 2008 г. N 63-00-102/08-107470 весь указанный земельный участок площадью 3 680, 5 кв.м. занят нежилым зданием (литер A3). При этом в соответствии с данными Единого государственного реестра прав Российской Федерации принадлежит на праве собственности восьмиэтажное нежилое здание (литер A3), площадью 4 847 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский р-н, ул. Ленинская, д. 25а, корп. 1. В этой связи регистрирующий орган делает вывод о том, что восьмиэтажное нежилое здание (литер A3), общей площадью 4 847 кв.м., не может занимать весь земельный участок площадью 3 680, 5 кв.м.
Также регистрирующий орган указывает, что согласно данным Единого государственного реестра прав на земельный участок площадью 3 680, 5 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0807007:0006, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский р-н, ул. Ленинская, д. 25а корп. 1, зарегистрировано право аренды за ООО "Репер".
На земельном участке площадью 3 680, 5 кв.м., право федеральной собственности на который заявлено на государственную регистрацию, помимо нежилого здания (литер A3), принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, расположено нежилое здание (литера А,А1,А2,А4,А5), права на которое, согласно данным Единого государственного реестра прав, зарегистрированы за иными физическими и юридическими лицами, которые в соответствии со ст. 36 ЗК РФ имеют преимущественное право на выкуп.
Регистрирующий орган указывает также, что собственники зданий с литерами А,А1,А2,А4,А5 имеют право на приобретение данного участка в общую долевую собственность.
Кроме того, основанием для отказа в регистрации регистрирующий орган посчитал и то обстоятельство, что представленный на государственную регистрацию кадастровый паспорт земельного участка от 17 апреля 2008 г. N 63-00-102/08-107470 носит противоречивую информацию относительно ранее представленного кадастрового плана земельного участка от 16 октября 2003 г. N 01-4-8/03-9172, выданного отделом ведения государственного земельного кадастра по г. Самара ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области.
Не согласившись с указанным выше отказом регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, Теруправление обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с данными Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на восьмиэтажное нежилое здание (литер A3), площадью 4 847 кв.м., расположенное по адресу: Самарская обл., г. Самара, Самарский район, ул. Ленинская, д. 25а, корп. 1 (т. 1 л.д. 15).
Пунктом 3 ст. 33 ЗК РФ определено, что предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Учитывая, что действующие на территории городского округа Самары Правила землепользования и застройки, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61, не содержат в себе указания на предельные размеры земельных участков, предоставляемых под размещение объектов недвижимости, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у регистрирующего органа правовых оснований для вывода о несоразмерности земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали какие-либо правовые основания для вывода о том, что заявителем заявлено на регистрацию право на участок несоразмерно большей площади, чем площадь находящегося на нем здания Литер А3.
В силу ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона о госрегистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии со ст. 30.1 Закона о госрегистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Положениями п. 3 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 404, предусмотрено, что для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю необходимо представить регистрирующему органу правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с разделом В.3 кадастрового паспорта земельного участка от 17 апреля 2008 г. N 63-00-102/08-107470, приложенного к заявлению о регистрации права, на земельном участке находится только один объект недвижимости - нежилое здание Литера А3, имеющее инвентарный номер 36:401:002:000040080:0000.
С учетом изложенного, поскольку на спорном земельном участке площадью 3 680, 5 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0807007:6, находится объект недвижимости, являющийся собственностью Российской Федерации, то в силу ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ данный земельный участок является федеральной собственностью.
Таким образом, представленный заявителем в адрес регистрирующего органа кадастровый паспорт земельного участка от 17 апреля 2008 г. N 63-00-102/08-107470 является достаточным документом, подтверждающим отнесение данного земельного участка к федеральной собственности, а представленные на регистрацию документы соответствуют требованиям Закона о госрегистрации, п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 404.
Судом первой инстанции также обоснованно не принят во внимание довод регистрирующего органа о наличии исключительных прав других лиц (в соответствии с положениями ст. 36 ЗК РФ) на приобретение спорного участка в общую долевую собственность, поскольку кадастровый паспорт земельного участка от 17 апреля 2008 г. N 63-00-102/08-107470 не содержит информации о наличии на нем каких-либо иных строений, кроме здания с Литерой А3.
Кроме того, проведение государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок в соответствии с правилами ст. 3.1. Федерального закона N 137-ФЗ не препятствует собственникам зданий, строений и сооружений в последующем реализовать свои исключительные права на приобретение этого участка в общую долевую собственность.
Судом первой инстанции дана оценка доводу регистрирующего органа о наличии противоречий в кадастровом паспорте N 63-00-102/08-107470 относительно ранее представленного кадастрового плана земельного участка от 16 октября 2003 г. N 01-4-8/03-9172 и правомерно указано, что сообщение об отказе в регистрации не содержит информацию о том, в чем именно выражаются данные противоречия, и почему их наличие препятствует проведению регистрации права собственности заявителя.
Более того, предоставление земельного участка в аренду другому лицу не является препятствием для государственной регистрации права собственности за лицом, являющимся собственником земельного участка.
Также обоснованно не приняты доводы регистрирующего органа о том, что заявление о регистрации права собственности Российской Федерации не соответствует требованиям ст. 30.1 Закона о госрегистрации, т.к. указанный факт не был основанием для отказа в регистрации.
Таким образом, в материалы дела не представлено доказательств существования обстоятельств, препятствующих государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, площадью 3 680, 5 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0807007:6, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Ленинская, д. 25а.
При таких обстоятельствах обжалуемый отказ регистрирующего органа противоречит требованиям ст.ст. 18, 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя, который в силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. N 432, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07 августа 2009 г. по делу N А55-18949/2008.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 июня 2009 г. по делу N А55-2089/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2089/2009
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области
Третье лицо: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), Общество с ограниченной ответственностью "Репер"