17 сентября 2009 г. |
Дело N А65-9251/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от ОАО "Лизинговая компания "КАМАЗ" - представитель не явился, извещено,
от Межрегионального управления Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 сентября 2009 года апелляционную жалобу ОАО "Лизинговая компания "КАМАЗ"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 июля 2009 года по делу N А65-9251/2009, судья Воробьев Р.М., принятое по заявлению ОАО "Лизинговая компания "КАМАЗ", Республика Татарстан, г.Набережные Челны, к Межрегиональному управлению Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу, г.Нижний Новгород,
о признании незаконным и отмене постановления от 31 марта 2009 года N 04-09/94 о назначении административного наказания по ст.15.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Лизинговая компания "КАМАЗ" (далее - ОАО "Лизинговая компания "КАМАЗ", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу (далее - МРУ Росфинмониторинга по ПФО, административный орган) от 31 марта 2008 года N 04-09/94 о назначении административного наказания по ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Решением суда от 07 июля 2009 года в удовлетворении заявления ОАО "Лизинговая компания "КАМАЗ" отказано в связи с тем, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности не усмотрено.
В апелляционной жалобе ОАО "Лизинговая компания "КАМАЗ" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое постановление отменить в связи с малозначительностью совершенного обществом правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказа МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 13 февраля 2009 года N 41 была проверено соблюдение ОАО "Лизинговая компания "КАМАЗ" законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В ходе проведенной проверки было установлено, что ОАО "Лизинговая компания "КАМАЗ" не были предприняты необходимые меры по соблюдению указанного законодательства, в части представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.
По результатам проверки 18 марта 2009 года составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого 31 марта 2009 года было вынесено постановление N 04-09/94 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст.15.27 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб. (т.1, л.д.5-23). О времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении общество было своевременно уведомлено.
В соответствии со ст.15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст.5 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) лизинговые компании относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, сданным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В силу п.1 ст.7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям с денежными средствами или имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в статье 6 Федерального закона. Исходя из п.1 ст.6 Федерального закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру данная операция относится в частности к операции (сделке) по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга).
Проверкой установлено, что общество осуществляет лизинговую деятельность, о чем свидетельствуют: п.3.2 ст. 3 Устава ОАО "Лизинговая компания "КАМАЗ", утвержденного в новой редакции решением внеочередного общего собрания акционеров от 12 декабря 2007 года N 21; выписка из ЕГРЮЛ от 17 декабря 2008 года N 05-23/9641, согласно которой одним из видов экономической деятельности является финансовый лизинг (ОКВЭД 65.21); договоры финансовой аренды (лизинга), а также иные документы и информация, содержащиеся в материалах дела. В этой связи общество обязано исполнять вышеозначенные требования Федерального закона N 115-ФЗ.
Проверкой установлено, что в проверяемый период ОАО "Лизинговая компания "КАМАЗ" заключило ряд договоров финансовой аренды (лизинга) на сумму, превышающую 600 000 рублей, по условиям которых ОАО "Лизинговая компания "КАМАЗ" являлось лизингодателем. Данные сделки по своему характеру относятся к сделкам (операциям) по предоставлению обществом имущества по договору финансовой аренды (лизинга).
Обязанность предоставить информацию об указанных операциях возникла у ОАО "Лизинговая компания "КАМАЗ" с момента фактической передачи предметов лизинга лизингополучателям (составления акта приема-передачи имущества в лизинг).
Сведения по вышеуказанным операциям в Федеральную службу по финансовому мониторингу направлены с нарушением установленного законом срока.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что никакие объективные обстоятельства не препятствовали обществу в установленном порядке и в предусмотренные законом сроки выполнить требования законодательства.
Общество, имея возможность для соблюдения требований законодательства, не предприняло все необходимые меры для недопущения вменяемого ему административного правонарушения, то есть пренебрежительно отнеслось к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям права.
В связи с изложенным общество обоснованно было привлечено к административной ответственности за неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является противоправность. Государство, признавая правонарушения, совершаемые в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризм общественно опасными, устанавливает правовые запреты на их совершение. Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан общества и государства, а предусмотренные ст. 15.27 КоАП РФ правонарушения посягают на установленный порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Безразличное отношение юридических лиц/их должностных лиц к принятой на себя публично-правовой обязанности в данной сфере свидетельствует о существенной угрозе правоохраняемым интересам в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Лизинговая компания "КАМАЗ" неоднократно нарушался срок направления сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю. Административным органом выявлено 1174 операции, подлежащих обязательному контролю, информация по которым представлена с существенным нарушением установленных законодательством сроком, что нашло отражение в акте проверки от 16 марта 2009 года N 32. Обществом значительно нарушены сроки представления информации в уполномоченный орган: просрочка составила от 6 дней до 40 дней.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий административного правонарушения, а в ненадлежащем (пренебрежительном) отношении общества к своим публично-правовым обязанностям.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно не была применена ст.2.9 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 07 июля 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
В соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена. В этой связи следует возвратить ОАО "Лизинговая компания "КАМАЗ" ошибочно уплаченную по платежному поручению от 30 июля 2009 года N 854 госпошлину в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 июля 2009 года по делу N А65-9251/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Лизинговая компания "КАМАЗ" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Лизинговая компания "КАМАЗ" ошибочно уплаченную по платежному поручению от 30 июля 2009 года N 854 госпошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-9251/2009
Истец: Открытое акционерное общество "Лизинговая компания "КАМАЗ", г.Набережные Челны
Ответчик: Межрегиональное управление Росфинмониторинга по Приволжскому Федеральному Округу, г.Нижн.Новгород
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7380/2009