17 сентября 2009 г. |
Дело N А55-12364/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.
с участием:
от ООО "СамараТрансАвто-2000" - представитель Сундеева А.Н.(доверенность от 20.05.2009).
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области - представитель Ифраимова Л.Х.(доверенность от 25.06.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июля 2009 года по делу N А55-12364/2009 (судья Ю.Е. Холодкова),
по заявлению ООО "СамараТрансАвто-2000" г. Самара,
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления N 36-09/343 от 15 июня 2009 года о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СамараТрансАвто-2000" (далее - ООО "СамараТрансАвто-2000", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области (далее - ТУ ФСФБН в Самарской области, административный орган) от 15 июня 2009 года N 36-09/343 о назначении административного наказания по ч.6 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Решением суда от 30 июля 2009 года заявление ООО "СамараТрансАвто-2000" удовлетворено, оспариваемое постановление ТУ ФСФБН в Самарской области от 15 июня 2009 года N 36-09/343 о назначении ООО "СамараТрансАвто-2000" административного наказания по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей признано незаконным и отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено.
В апелляционной жалобе ТУ ФСФБН в Самарской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований ООО "СамараТрансАвто-2000" - отказать.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "СамараТрансАвто-2000" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель ТУ ФСФБН в Самарской области просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "СамараТрансАвто-2000" в судебном заседании просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 30 июля 2009 законно и обоснованно, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, ТУ ФСФБН в Самарской области проведена проверка соблюдения ООО "СамараТрансАвто-2000" требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, в ходе которой установлено нарушение требований валютного законодательства, выразившееся в несоблюдении установленных сроков представления в уполномоченный банк документов, являющихся формами учета по валютным операциям.
По результатам проверки административным органом 04 июня 2009 года составлен протокол об административном правонарушении N 36-09/343 (л.д.6-11), на основании которого 15 июня 2009 года вынесено постановление N 36-09/343 о назначении ООО "СамараТрансАвто-2000" административного наказания, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ (л.д. 14-16).
Частью 6 ст.15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
На основании п.п.1 п.2 ст.24 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон 3 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона.
В силу п.4 ст.23 Федерального закона N 173-ФЗ в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
В соответствии с п.п.2 п.2 ст.24 и п.4 ст.5 Федерального закона N 173-ФЗ, резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Согласно п.2.1 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01 июня 2004 года N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением, представляет в Банк России, регулирующий порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению (пункт 2.2 Положения).
Резидент представляет в банк документы, указанные в пункте 2.2 Положения, в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (пункт 2.4 Положения).
В силу ч.6 ст.15.25 КоАП РФ объективную сторону противоправного деяния образуют несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Как усматривается из материалов дела, 10 октября 2006 года ООО "СамараТрансАвто-2000" (уполномоченный держатель карты) и компания "Inforkom West OU", Эстония (Основной держатель карты) заключили соглашение N S- 2005-К 1010, в соответствии с условиями которого основной держатель карты предоставляет уполномоченному держателю карты возможность использования карты euroShell для получения снабжения у поставщиков в странах, перечисленных в пункте 4.2. соглашения. Уполномоченный держатель карты оплачивает 100% стоимости полученных товаров и услуг, включая все сервисные сборы, указанные в пункте 6 Соглашения, не позднее 14 календарных дней от даты выпуска инвойса, на основании инвойсов, в валюте данного Соглашения, на счет Основного держателя карты, без отчислений и удержаний, с обязательным указанием наименования Уполномоченного держателя карты и номера Соглашения (п.7.1).
11 апреля 2008 года на основании соглашения от 10 октября 2006 года в уполномоченном банке - в филиале "Самарский" АКБ "Форштадт" (ЗАО), общество оформило паспорт сделки N 08040001/2208/0001/4/0.
ООО "СамараТрансАвто-2000" были представлены: сводная ведомость от 19 февраля 2008 года на общую сумму 6 921,92 Евро, счета-фактуры N N 1441943, 3709460, 4D29601 и инвойс N 3601499 от 19.02.2008 года, сводная ведомость от 04.03.2008 года на общую сумму 6 558,43 Евро, инвойс N 3601971, счета-фактуры NN 3712967, 4D40349 от 04.03.2008 года. Днем оформления инвойсов следует считать 11 мая 2008 года.
Таким образом, справка о подтверждающих документах по вышеуказанным инвойсам должна была быть представлена, по мнению госоргана, до 15 июня 2008 года.
В данном случае справка о подтверждающих документах и сами документы предоставлены в банк обществом 16 июня 2008 года (л.д.48).
Судом установлено, что последним днем срока, определенного Положением N 258-П, является 15 июня 2008 года - выходной день, воскресенье.
Действующие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность, связанную с валютными операциями, не содержат норм, определяющих порядок исчисления сроков, установленных валютным законодательством РФ. КоАП РФ также не содержит нормы о порядке исчисления сроков, установленных указанным Кодексом.
По правилам ч.6 ст.13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям подлежат применению нормы, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).
В других законодательных актах Российской Федерации, регулирующих схожие по своей природе отношения, которые основаны на властном подчинении одной стороны другой (например, Налоговый кодекс Российской Федерации), порядок исчисления сроков предусматривает, что в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Иного порядка исчисления сроков в нормативных актах Российской Федерации, регулирующих отношения сторон, основанные на административном и ином властном подчинении, не предусмотрено.
Сходными с валютными являются налоговые правоотношения, также вытекающие из публичных правоотношений.
В соответствии с п.7 ст.6.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день. Аналогичный порядок исчисления срока предусмотрен ч.4 ст.114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд считает, что в случае, когда последний день срока, установленный валютным законодательством РФ, приходится на выходной (нерабочий) день, днем окончания срока следует считать ближайший следующий за ним рабочий день.
Апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку в данном случае 15 июня 2008 года - выходной день, днем окончания срока, установленного Положением N 258-П, является 16 июня 2008 года (первый рабочий день), а значит, справка о подтверждающих документах представлена обществом в установленный срок.
В связи с изложенным, представление справки о подтверждающих документах 16 июня 2008 года - в последний день срока, являющийся рабочим днем (с учетом выходных дней), неправомерно расценено в качестве административного правонарушения, влекущего применение административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и иными доказательствами. Доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со статьей 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 30 июля 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исходя из положений ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июля 2009 года по делу N А55-12364/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И.Захарова |
Судьи |
Е.Г.Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12364/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "СамараТрансАвто-2000"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7185/2009