Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности от 29 июня 2006 г. N 82/6
на проект федерального закона N 283197-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (об особенности оказания услуг связи в области обороны, безопасности государства и обеспечения правопорядка), внесенный депутатами Государственной Думы В.Л. Горбачевым, П.Б. Шелищем, Н.С. Максимовой, А.А. Кармеевым, В.Н. Ивановой
Комитет Государственной Думы по безопасности рассмотрел указанный проект федерального закона и сообщает следующее.
Законопроект направлен на создание условия для стабильного и бесперебойного обеспечения услугами связи потребностей органов власти в области обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Пояснительная записка к законопроекту не дает представления о недостатках существующей системы обеспечения услугами связи органов власти в области обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка и причинах, обуславливающих необходимость ее совершенствования.
В Федеральным законе "О связи" выделена особая категория сетей связи - сети связи специального назначения (статья 16), которые "предназначены для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка" и находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти. Подготовка и использование ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации для обеспечения функционирования сетей связи специального назначения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 г. N 103). Указанный порядок предусматривает заключение государственного контракта федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся сети связи специального назначения (спецпользователь), и оператора связи в соответствии с федеральными законами, регулирующими отношения, связанные с размещением заказов на выполнение работ и (или) оказание услуг для государственных нужд и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Спецпользователь вправе заключить государственный контракт без проведения торгов в случае, если выполнение работ и (или) оказание услуг связи осуществляются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (60 тысяч рублей). Таким образом, действующий порядок обеспечения нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка в услугах связи, опирается на Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", предусматривающих различные механизмы заключения договоров на оказание услуг связи.
Законопроект исходит из того, что в лицензию на осуществление деятельности и области связи будет включено требование об обязательном исполнении оператором связи условий заключенного им государственного контракта на оказание услуг связи (пункт 1 статьи 1 законопроекта). Это требование излишне, так как обязанности оператора, заключившего государственный контракт, определяются Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в том числе обязанность исполнять такой контракт.
Согласно законопроекту, если торги не проводятся, то оператор связи, имеющий такую лицензию, не вправе отказаться от заключения государственного контракта (часть 1 дополнительной статьи 51.1 - пункт 3 статьи 1 законопроекта). Данное требование распространяется всех операторов связи. В отличие от законопроекта Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" устанавливает, что оборонный заказ обязателен для принятия государственными унитарными предприятиями, а также иными организациями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке или обладающими монополией на производство продукции (работ, услуг) по оборонному заказу (часть 4 статьи 3). Следовательно требование оказания услуг связи в целях обороны и безопасности распространяется, согласно данному Федеральному закону, не на всех операторов связи. Аналогичным образом обязанность оказания универсальных услуг связи (в случае, когда конкурс не состоялся), согласно Федеральному закону "О связи" (часть 2 статьи 58) возлагается на "оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования". Представляется необходимым указать критерии выбора исполнителя государственного заказа, которыми должен руководствоваться государственный заказчик в случае, если несколько операторов вправе оказывать требуемые услуги связи.
Законопроект вносит (пункт 1 статьи 1) дополнение в часть 1 статьи 29 Федерального закона, уточняющее состав лицензионных условий осуществления деятельности в области связи. Между тем, Федеральный закон в этой же части определяет, что "перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации". Таким образом законопроект ограничивает полномочия Правительства Российской Федерации.
Дополнения абзацев первого и второго части 3 статьи 44 ограничивают права оператора связи и не содержат конкретных указаний на основания для такого ограничения.
Законопроект дополняет главу 7 "Услуги связи" Федерального закона "О связи" статьей 51.1 "Особенности оказания услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка", которая, в основном, реализует концепцию законопроекта в части распространения обязанности заключения контракта на выполнение государственного контракта для указанных нужд на всех операторов связи.
Часть 5 статьи 51.1 запрещает оператору связи, заключившему государственный контракт, приостанавливать оказание услуг связи, расторгать контракт или изменять его условия в одностороннем порядке. В связи с этим необходимо отметить, что частью 2 статьи 533 ГК РФ устанавливается право поставщика отказаться от исполнения государственного контракта "в случае, когда убытки, причиненные поставщику в связи с выполнением государственного контракта, не возмещаются в соответствии с государственным контрактом".
Исходя из вышесказанного, Комитет по безопасности поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта при условии учета высказанных замечаний в процессе подготовки его ко второму чтению.
Председатель |
В.А. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.