22 сентября 2009 г. |
Дело N А72-4352/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Апаркина В.Н., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - не явился, извещен,
от главы КФХ Аношина С.А.- не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 июля 2009 года по делу N А72-4352/2009 (судья Замалетдинова Д.М.)
по Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
третье лицо:
Глава КФХ Аношин С.А., г. Ульяновск,
о признании незаконными и отмене решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС по Ульяновской области) по делу N 5273/04-2009 от 17 апреля 2009 г.
13 июля 2009 г. в адрес суда первой инстанции поступило ходатайство Департамента об уточнении предмета заявленного требования. Заявитель просил суд признать решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по делу N 5273/04-2009 от 17 апреля 2009 г. незаконными.
Суд принял заявленное уточнение в порядке ч.1 ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13 июля 2009 года заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что правомерным является вывод антимонопольного органа о том, что в рассматриваемом случае имеет место нарушение ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции). Однако оспариваемым решением признаны нарушением требований Закона о конкуренции действия Департамента госимущества и земельных отношений Ульяновской области, то есть юридического лица, которое на тот момент не существовало.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и реорганизованное лицо - Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области фактически одно и то же лицо, поскольку у Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области идентичны ИНН/КПП (7303003740/732501001), ОГРН (1027301177749).
Данное обстоятельство установлено, исходя из анализа договора аренды от 04 мая 2008 г. N 01/19-101, заключенного между Министерством государственного имущества и земельных отношений и главой КФХ Аношиным С.А. (п. 9 "реквизиты и подписи сторон") и реквизитов Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, указанных на бланке письма (от 15 апреля 2009 г. N 03/3-2254).
В связи с этим решение вынесено в отношении надлежащего лица, поскольку на момент вынесения решения (17 апреля 2009 г.) Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области было реорганизовано в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (с 31 декабря 2008 г.).
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
09 апреля 2008 г. и 22 апреля 2008 г. в Министерство госимущества и земельных отношений Ульяновской области обратился глава крестьянского (фермерского) хозяйства Аношин С.А. с заявлениями о предоставлении в аренду на 20 лет земельных участков (площадью 54,5 га и 200 га) из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, которые расположены в Ульяновской области, Ульяновском районе, ОГУСП "Совхоз Лаишевский".
Министерство госимущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - Министерство) распоряжением N 780-р от 04 мая 2008 г. предоставило крестьянско-фермерскому хозяйству Аношина С.А. в аренду до 01 марта 2028 г. части земельного участка, входящие в состав с кадастровым номером 73:19:0:65, находящегося в государственной собственности Ульяновской области (запись в ЕГРП от 03 ноября 2006 г. N 73-73-01/264/2006-848), из земель сельскохозяйственного назначения ГП совхоз "Лаишевский", для сельскохозяйственного производства, а именно: часть земельного участка с кадастровым номером 73:19:013201:30, площадью 54,5 га; часть земельного участка с кадастровым номером 73:19:080201:1, площадью 200 га.
В распоряжении Министерство сослалось на ст.ст. 22, 29, 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Закон Ульяновской области от 02 июня 2006 г. N 79-30 "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Ульяновской области", Закон Ульяновской области от 17 ноября 2003 г. N 059-30 "О регулировании земельных отношений в Ульяновской области" и Положение о Министерстве.
На основании указанного распоряжения Министерство заключило с крестьянско-фермерским хозяйством Аношина С.А. договор аренды земельного участка N 01/19-101, земельный участок передан арендатору Министерством госимущества и земельных отношений Ульяновской области по передаточному акту.
УФАС по Ульяновской области в соответствии с полномочиями, предусмотренными Положением о территориальном органе федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС РФ от 15 декабря 2006 г. N 324, истребовал 18 сентября 2008 г. у Министерства материалы о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
При рассмотрения дела антимонопольным органом установлено, что передача вышеназванных земельных участков главе крестьянского (фермерского) хозяйства осуществлена без предварительной публикации в средствах массовой информации о наличии предполагаемых для передачи в аренду земельных участков, что является нарушением требований действующего законодательства.
Приказом руководителя УФАС по Ульяновской области от 01 апреля 2009 г. N 59 возбуждено дело и создана Комиссия по рассмотрению дела N 5273/04-2009 о нарушении антимонопольного законодательства, выразившегося в предоставлении Министерством госимущества и земельных отношений Ульяновской области в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства главе крестьянского (фермерского) хозяйства Аношину С.А. на основании распоряжения от 04 мая 2008 г. N780-р, без предварительной публикации сообщения о предполагаемой передаче в аренду таких земельных участков.
Решением от 17 апреля 2008 г. антимонопольный орган признал действия Департамента госимущества и земельных отношений Ульяновской области по предоставлению в аренду земельных участков (части земельного участка с кадастровым номером 73:19:080201 площадью 2.000.000 кв.м., входящей в состав земельного участка с кадастровым номером 73:19:0: 65; части земельного участка с кадастровым номером 73:19:013201:30 площадью 545,000 кв.м., входящей в состав земельного участка с кадастровым номером 73:19:0:65), находящихся в государственной собственности, главе крестьянского (фермерского) хозяйства Аношину С.А. для сельскохозяйственного производства в отсутствие предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии указанных земельных участков, предполагаемых для передачи в аренду таких земельных участков, в средствах массовой информации, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, нарушением части 1 ст. 15 Закона "О защите конкуренции". На основании данного решения Департаменту госимущества и земельных отношений Ульяновской области выдано предписание N 7 от 17 апреля 2009 г. о прекращении в срок до 30 апреля 2009 г. нарушения антимонопольного законодательства путем отмены распоряжения от 04 мая 2008 г. N 780-р о предоставлении земельных участков в аренду.
Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления таких земельных участков.
Крестьянскому (фермерскому) хозяйству Аношина С. А. земельные участки предоставлены в аренду из земель сельскохозяйственного назначения. Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В силу ч.2 ст. 10 данного закона передача в аренду, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения производится в порядке, установленном ст.34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельного участка в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предполагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца со дня опубликования сообщения не поступили иные заявления. Если подано два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В материалах дела о нарушении антимонопольного законодательства отсутствуют и суду не представлены доказательства соблюдения требований вышеназванных норм.
Ссылку заявителя на то, что ст. 12 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрена упрощенная процедура предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания КФХ или осуществления его деятельности, суд правомерно не принял во внимание, поскольку названный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", основываясь на принципах, закрепленных в ст. 34 ЗК РФ, регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия их предоставления и положения данного закона распространяется на всех лиц, заинтересованных в получении земельных участков в аренду.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции правильно указал в решении, что правомерным является вывод антимонопольного органа о том, что в рассматриваемом случае имеет место нарушение ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Однако при удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по делу N 5273/04-2009 от 17 апреля 2009 г. в связи с тем, что оспариваемым решением признаны нарушением требований Закона о конкуренции действия Департамента госимущества и земельных отношений Ульяновской области, то есть юридического лица, которое на тот момент не существовало, судом первой инстанции не учтено следующее.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 09 декабря 2008 г. N 500-П (л.д. 7-10) утверждено Положение о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, согласно п. 1.9 которого Департамент является правопреемником Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области по всем обязательствам Министерства.
Таким образом, фактически имело место реорганизация в форме преобразования Министерства в Департамент, поскольку при ликвидации юридического лица правопреемство невозможно.
В связи с этим решение и предписание вынесено Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области в отношении надлежащего лица, поскольку на момент вынесения решения (17 апреля 2009 г.) Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области было реорганизовано в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (с 31 декабря 2008 г.).
В связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела согласно пп.3 ч.1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда следует отменить и в удовлетворении заявленных Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области требований отказать.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 июля 2009 года по делу N А72-4352/2009 отменить.
В удовлетворении заявленных Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-4352/2009
Истец: Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области
Ответчик: УФАС по Ульяновской области
Третье лицо: Глава КФХ Аношин С.А.