24 сентября 2009 г. |
Дело N А72-11954/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алтаевой Я.В.,
с участием:
от ИФНС по Заволжскому району г. Ульяновска - представителя Качурова О.И. (доверенность от 12 мая 2009 года, N 16-05-07/10394),
от ООО "Флагман"- представитель не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска, Ульяновская область, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07 августа 2009 года по делу N А72-11954/2009 (судья Ипполитова И.В.), рассмотренному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Флагман", Ульяновская область, г. Ульяновск,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска, Ульяновская область, г. Ульяновск,
об оспаривании постановления от 16.07.2009 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Флагман" (далее - ООО "Флагман", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска (далее - ИФНС РФ по Заволжскому району г. Ульяновска, налоговый орган) от 16.07.2009 б/н о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07.08.2009 заявленные ООО "Флагман" требования удовлетворены. Постановление ИФНС РФ по Заволжскому району г. Ульяновска от 16.07.2009 б/н признано незаконным и отменено полностью.
ИФНС РФ по Заволжскому району г. Ульяновска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 07.08.2009, и принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы указывает на подтверждение факта реализации Обществом товаров без применения ККТ допустимыми доказательствами.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание представитель Общества не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, и на основании ст.ст.123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает жалобу в его отсутствие.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 08.07.2009 должностными лицами Инспекции ФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска на основании поручения N 190 от 08.07.2009 проведена проверка ООО "Флагман" по контролю за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники при расчете за приобретенные товары в кафе "Ели Пили" расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. 40 лет Октября, р-н Спорткомплекса "Олимп".
По результатам проверки составлен акт от 08.07.2009г. N 000265. В акте указано, что при осуществлении наличных денежных расчетов за 100 гр. водки, шашлыка и люля-кебаб общей стоимостью 222 руб. денежные расчеты произведены без применения контрольно-кассовой техники.
15.07.2009 государственным налоговым инспектором Инспекции ФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска оформлен протокол N 162 об административном правонарушении в отношении ООО "Флагман" по ст.14.5 КоАП РФ за осуществление продажи товаров без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин. Событием правонарушения указано: 08.07.2009 в 15 час. 20 мин. в закусочной "Ели Пили" от ООО "Флагман" по адресу: г. Ульяновск, ул. 40 лет Октября (в районе спорткомплекса "Олимп") бармен Сысоева И.В. при реализации 100 гр. водки "Андреевская" и 2-х шашлыков на сумму 222 руб. не применила контрольно-кассовую технику, в результате чего была нарушена ст.2 ФЗ от 22.05.2003г. N54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
16.07.2009 начальником Инспекции ФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска вынесено постановление без номера по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ООО "Флагман" привлечено к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Из материалов дела усматривается, что проверка Общества проведена работниками налогового органа (л.д.27) и последним для установления факта неприменения контрольно-кассовой техники не привлечены органы милиции или торговой инспекции, которые наделены правом контрольной закупки.
Вместе с тем, статьей 8 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" контрольная закупка отнесена к оперативно-розыскным мероприятиям. Согласно статьи 13 названного закона налоговые органы, не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В рассматриваемой ситуации работники налоговой инспекции зафиксировали факт продажи товара без применения контрольно-кассовой техники, не привлекая представителей органов милиции или госторгинспекции.
Акт проверки и протокол об административном правонарушении в отношении Общества были составлены по результатам именно данной покупки, совершенной в отсутствие работников органов внутренних дел. Плановый характер проверки подтверждается поручением налогового органа от 08.07.2009г. N 190 (л.д.11), в котором содержится указание на проведение проверки в отношении ООО "Флагман". Изложенное свидетельствует о том, что закупка не была случайной и производилась в рамках поверочного мероприятия.
В представленных суду материалах проверки (акте проверки от 08.07.2009 N 000265, протоколе от 15.07.2009 N 162, постановлении от 16.07.2009) не указано: кто явился покупателем товаров: 100 гр. Водки, шашлыка и люля-кебаб, какими купюрами оплачен товар, кто принял денежные средства, в какое время и кем получен счет на оплату (до употребления продуктов в пищу, либо после).
В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Следовательно, проведение должностным лицом налогового органа проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.
Аналогичная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 02.09.2008 N 3125/08.
Таким образом, в материалы дела административным органом не представлены объективные доказательства, позволяющие установить факт продажи заявителем товара без применения контрольно-кассовых машин.
Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом изложенного оспариваемое постановление обоснованно признано судом незаконным и отменено.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07 августа 2009 года по делу N А72-11954/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
В.С.Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-11954/2009
Истец: ООО "Флагман"
Ответчик: ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7678/2009