25 сентября 2009 г. |
Дело N А65-9964/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от ЗАО "Татнефтегазстрой-Инвест" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан - представителя Садыкова Т.В., доверенность от 13 января 2009 года N 02/35,
прокурор не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 сентября 2009 года апелляционную жалобу ЗАО "Татнефтегазстрой-Инвест"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 июля 2009 года по делу N А65-9964/2009, судья Галиуллин Э.Р., принятое по заявлению ЗАО "Татнефтегазстрой-Инвест", г.Казань, к инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан, г.Казань, третье лицо: прокуратура Республики Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 16 апреля 2009 года N 164-01 по делу об административном правонарушении по ч.3 ст.14.28 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Татнефтегазстрой-Инвест", (далее - ЗАО "Татнефтегазстрой-Инвест", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан (далее - инспекция Госстройнадзора, административный орган) от 16 апреля 2009 года N 164-01 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за непредставление отчетности в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Определением суда от 01 июня 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований, привлечена прокуратура Республики Татарстан (л.д.67)
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 июля 2009 года ЗАО "Татнефтегазстрой-Инвест" в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.28 КоАП РФ, административным органом соблюдены требования процедуры привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе ЗАО "Татнефтегазстрой-Инвест" просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на отсутствие в его действиях вменяемого состава административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция Госстройнадзора просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, доказанность факта нарушения материалами дела.
В соответствии с ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи непредставлением дела об административном правонарушении и неявкой представителя административного органа в судебное заседание 31 августа 2009 года рассмотрение дела было отложено на 14 час 15 мин 23 сентября 2009 года.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ЗАО "Татнефтегазстрой-Инвест" и прокуратуры Республики Татарстан, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель административного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного органа, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной инспекцией Госстройнадзора, установлено, что ЗАО "Татнефтегазстрой-Инвест" не представило в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетность, подлежащую представлению в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. При строительстве девятиэтажного двенадцатисекционного жилого дома, расположенного по адресу: г.Казань, ул.Космонавтов, нарушаются требования законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов. ЗАО "Татнефтегазстрой-Инвест" были нарушены сроки представления ежеквартальной отчетности за 1, 2, 3 кварталы 2008 года в МУ "Управление жилищной политики ИКМО г.Казани".
По результатам проверки 06 апреля 2009 года первым заместителем прокурора г.Казани вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ЗАО "Татнефтегазстрой-Инвест", на основании которого административным органом 16 апреля 2009 года вынесено постановление N 164-01 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Согласно ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с п.2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 октября 2005 года N 645, (далее - Правила) застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - отчетность).
В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1-4, справки, представляемые в случаях, установленных Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.
В силу п.6 Правил отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган в письменной форме, форме электронного документа или электронного сообщения. Страницы форм отчетности, представляемой в письменной форме, нумеруются и сшиваются. Документы, входящие в состав отчетности застройщика - юридического лица, подписываются руководителем этой организации или лицом, исполняющим его обязанности, а также лицом, ответственным за составление отчетности, и скрепляются печатью застройщика. Документы, входящие в состав отчетности застройщика - индивидуального предпринимателя, подписываются индивидуальным предпринимателем. Отчетность, представляемая в форме электронного документа или электронного сообщения, подготавливается в формате, установленном федеральным органом исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложено государственное регулирование в области долевого строительства объектов недвижимости.
Согласно п.7 Правил застройщики несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за недостоверность сведений, представляемых в отчетности, и нарушение сроков ее представления.
Судом установлено, что ЗАО "Татнефтегазстрой-Инвест" вопреки требованиям вышеуказанных норм при строительстве девятиэтажного двенадцатисекционного жилого дома, расположенного по адресу: г.Казань, ул.Космонавтов, нарушило сроки представления ежеквартальной отчетности за 1, 2, 3 кварталы 2008 года в МУ "Управление жилищной политики ИКМО г.Казани".
Факт нарушения обществом требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости подтверждается представленными материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки соблюдения законодательства Российской Федерации в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости от 22 января 2009 года N 12, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 06 апреля 2009 года.
Довод общества о том, что МУ "Управление жилищной политики ИКМО г.Казани" не является уполномоченным органом, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, необоснован.
Согласно п.2 ст.23 Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
В соответствии с Законом Республики Татарстан от 27 декабря 2007 года N 66-ЗРТ органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Республики Татарстан по осуществлению государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе и по осуществлению контролю за соблюдением положений Федерального закона.
Постановлением руководителя исполнительного комитета г.Казани от 29 января 2008 года N 316 "Об определении муниципального учреждения "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" муниципальное учреждение "Управление жилищной политики исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" является уполномоченным органом по осуществлению государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В силу требований ч.6 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в п.24 постановления от 02 июня 2004 года N 10 (с изменениями от 26 июля 2007 года) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ. Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Оспариваемое постановление вынесено при наличии доказательств надлежащего извещения генерального директора общества и времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (письмо от 11 апреля 2009 года N 09/835 (л.д.17).
Однако арбитражным апелляционным судом установлено отсутствие в материалах дела доказательств извещения законного представителя о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 06 апреля 2009 года.
Вывод суда первой инстанции о том, что общество надлежащим образом было извещено письмом прокуратуры г.Казани от 30 апреля 2009 года N Н-206, адресованным генеральному директору ЗАО "Татнефтегазстрой-Инвест" Хамидуллину Р.В., путем направления факсограммы (по номеру телефона 2982003), согласно отметке полученной представителем общества 30 марта 2009 года в 15 час 59 мин., является необоснованным.
В имеющемся в материалах дела письме прокуратуры г.Казани от 30 апреля 2009 года N Н-206 (л.д.78) генеральному директору ЗАО "Татнефтегазстрой-Инвест" Хамидуллину Р.В. предложено явиться 02 апреля 2009 года в 10 час 00 мин в прокуратуру с документами. При этом письмо не содержит указания на составление постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Кроме того, генеральный директор общества был приглашен на 02 апреля 2009 года, тогда как постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором 06 апреля 2009 года.
При вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 06 апреля 2009 года присутствовал Володкин Р.И. на основании доверенности (л.д.54) без указания даты, выданной Хамидуллиным Р.В. на представительство его (как физического лица) интересов в органах прокуратуры г.Казани. В этой связи доверенность не может быть расценена как доказательство надлежащего извещения законного представителя общества о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Иных доказательств извещения законного представителя о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в материалы дела административный орган не представил, несмотря на предложения арбитражного апелляционного суда.
Допущенные прокурором нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются существенными.
Принимая во внимание, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в отсутствие законного представителя общества при отсутствии доказательств его надлежащего извещения о месте и времени его составления, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что общество (его законный представитель) тем самым было лишено предоставленных ему КоАП РФ гарантий защиты ввиду невозможности квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а так же воспользоваться помощью защитника.
На основании п.1 ч.2 ст.270 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 06 июля 2009 года следует отменить, заявление ЗАО "Татнефтегазстрой-Инвест" удовлетворить, признать незаконным и отменить оспариваемое постановление инспекции Госстройнадзора.
Исходя из положений ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 июля 2009 года по делу N А65-9964/2009 отменить.
Заявление ЗАО "Татнефтегазстрой-Инвест" удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан от 16 апреля 2009 года N 164-01 по делу об административном правонарушении о привлечении ЗАО "Татнефтегазстрой-Инвест" к административной ответственности по ч.3 ст.14.28 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-9964/2009
Истец: Закрытое акционерное общество "Татнефтегазстрой-Инвест", г.Казань
Ответчик: Инспекция государственного строительного надзора РТ, г.Казань
Третье лицо: Прокуратура Республики Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6684/2009