29 сентября 2009 г. |
Дело N А49-6619/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием:
от Управления Федеральной миграционной службы по Пензенской области - представитель не явился, извещен,
от ООО "Агрофирма "Бекор" - представитель не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 сентября 2009 года апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 11 августа 2009 года по делу N А49-6619/2009, судья Жулькина Н.Г., принятое по заявлению ООО "Агрофирма "Бекор", Пензенская область, Бековский район, с. Ивановка, к Управлению Федеральной миграционной службы по Пензенской области в Бековском районе, Пензенская область, р.п. Беково, о признании незаконным и отмене постановления от 18 июля 2009 года б/N по делу об административном правонарушении по ч.4 ст.18.9 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Бекор" (далее - ООО "Агрофирма "Бекор", общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Пензенской области (далее - УФМС по Пензенской области, административный орган) от 18 июля 2009 года о назначении административного наказания по ч.4 ст.18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 11 августа 2009 года заявление ООО "Агрофирма "Бекор" удовлетворено, оспариваемое постановление Управления Федеральной миграционной службы по Пензенской области от 18 июля 2009 года о назначении ООО "Агрофирма "Бекор" административного наказания, предусмотренного ч.4 ст.18.9 КоАП РФ признано незаконным и отменено в связи с малозначительностью совершенного обществом правонарушения.
В апелляционной жалобе УФМС по Пензенской области просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований ООО "Агрофирма "Бекор" - отказать.
.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управления Федеральной миграционной службы по Пензенской области и ООО "Агрофирма "Бекор" надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 11 августа 2009 года законно и обоснованно, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 09.07.2009 должностными лицами территориального пункта в Бековском районе УФМС по Пензенской области в ходе проверки режима пребывания иностранных граждан и осуществления миграционного контроля на основании распоряжения N 6 от 24.06.2009 установлено, что ООО "Агрофирма "Бекор", как принимающая сторона, не уведомила территориальный орган в течение 2 рабочих дней об убытии иностранного гражданина Насруллаева С (Таджикистан) в январе 2009 года из места его пребывания Бековский район, с. Ивановка, что является нарушением ч.1 ст. 23 Федерального закона от 18 июля 2006 года N109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и п.39 Правил осуществления миграционного учета, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N9.
По данному факту административным органом 09.07.2009 составлен протокол ААN 07877 об административном правонарушении, на основании которого руководителем территориального пункта в Бековском районе УФМС по Пензенской области 18.07.2009 вынесено постановление по делу об административном правонарушении о привлечении ООО "Агрофирма "Бекор" к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.18.9 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 410 000 руб.
В соответствии с ч.4 ст.18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определен Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ) и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года N 9 (далее - Правила осуществления миграционного учета).
В силу п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона N 109-ФЗ под стороной, принимающей иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (принимающей стороной), понимается гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
Согласно п.4 ч.1 ст.2 Федерального закона N 109-ФЗ местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации считается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона N 109-ФЗ основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
В силу ст.22 Федерального закона N 109-ФЗ постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых принимающей стороной непосредственно в такой орган либо путем направления этих уведомлений почтовым отправлением.
Статья 23 Федерального закона N 109-ФЗ к числу оснований снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания относит, в частности, убытие иностранного гражданина из места пребывания.
Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения в установленном порядке от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания. Отрывная часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания должна быть направлена принимающей стороной в соответствующий орган миграционного учета не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания (часть 2 статьи 23 Федерального закона N 109-ФЗ).
Согласно пункту 39 Правил осуществления миграционного учета при убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через 2 дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина.
Из материалов дела и объяснений сторон следует, что ООО "Агрофирма "Бекор" выступило принимающей стороной гражданина Насруллаева Сайфулло, 29.08.1952 года рождения, гр-на Р.Таджикистана, значившегося зарегистрированным по месту пребывания иностранного гражданина с 12.09.2008 по 06.06.2009, по адресу: Бековский район, с. Ивановка, ул. Центральная, д.13, и убывшего из Российской Федерации в январе 2009 года. Однако отрывная часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части даты убытия иностранного гражданина в территориальный орган миграционной службы ООО "Агрофирма "Бекор" не направлена.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и иными доказательствами.
Оценивая обстоятельства дела, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Агрофирма "Бекор" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.9 КоАП РФ, а также наличие вины в его совершении
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Всесторонне, полно, объективно рассмотрев представленные документы и оценив их во взаимосвязи и в совокупности, суд первой инстанции сделал вывод о том, что совершенное Обществом правонарушение само по себе не представляет какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, поэтому расценил его как малозначительное.
Вывод суда первой инстанции о возможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сделан с учетом названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, соответствует установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам.
Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о невозможности ее применения к составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ, носящим формальный характер.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
В данном случае составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст. 3.1 КоАП РФ. Применение меры административного наказания в виде штрафа носило бы неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлекаемого к ответственности.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения, не установлено.
При таких обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы УФМС по Пензенской области.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с апелляционной жалобы судом не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 11 августа 2009 года по делу N А49-6619/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И.Захарова |
Судьи |
Е.Г.Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-6619/2009
Истец: ООО "Агрофирма "Бекор"
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы по Пензенской области (территориальный пункт в Бековском районе), Управление Федеральной миграционной службы по Пензенской области