29 сентября 2009 г. |
дело N А55-11673/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием:
от ИФНС России по Советскому району - представитель Осипенко А.А.(доверенность от 11.01.2009),
от ООО "Прод-Экспорт"- представитель Нурканова О.В.(доверенность от 13.07.2009).
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 сентября 2009 года апелляционную жалобу ИФНС России по Советскому району г. Самары на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 августа 2009 года по делу N А55-11673/2009, судья Мехедова В.В., принятое по заявлению ООО "Прод-Экспорт", г.Самара, к ИФНС России по Советскому району г.Самары, г.Самара, о взыскании процентов за нарушение сроков возврата НДС в размере 33 694,61 руб.,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Прод-Экспорт" (далее Общество, ООО "Прод-Экспорт") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары (далее ИФНС России по Советскому району г. Самары, Инспекция, налоговый орган) процентов за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость в размере 33 694,61 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.08.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением суда, ИФНС России по Советскому району г. Самары обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, и принять по делу новый судебный акт.
Налоговый орган указывает в апелляционной жалобе на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Инспекция считает, что расчет процентов за нарушение срока возврата суммы налога, заявленный Обществом является ошибочным, на том основании, что выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах признаны незаконными 30.03.2009, с момента вынесения постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, и решение о частичном возмещении налога должно быть принято в течение 7 дней согласно п.2 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации, т.е не позднее 08.04.2009. Обществом при подаче искового заявления расчет суммы незаконно и необоснованно исчислялся с 07.08.2008.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда от 03.08.2009 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "Прод-Экспорт" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 03.08.2009 года законно и обоснованно, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2007 года, Инспекцией вынесено решение N 479/13-20/164 от 21 июля 2008 года об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 727 442 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2009 по делу N А55-16339/2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009, решение N 479/13-20/164 от 21 июля 2008 года признано недействительным в части отказа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость в размере 325 289,85 руб.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения 21.01.2008 Общества в Инспекцию с заявлением о возмещении путем возврата налога на добавленную стоимость в размере 727 442 руб. Налоговым органом не вынесено решение по указанному заявлению Общества.
Пунктом 10 ст. 176 Кодекса установлено, что при нарушении сроков возврата суммы налога на добавленную стоимость считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.
Положениями ст. 176 Кодекса установлен строго регламентированный порядок возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, который гарантирует налогоплательщику возмещение налога путем зачета или возврата в законодательно предусмотренные сроки либо компенсацию его потерь вследствие несвоевременного возврата налога в виде выплаты процентов, начисленных на эту сумму. Законодательство о налогах и сборах нацелено на соблюдение баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и увязывает начисление процентов с незаконной задержкой возврата налоговым органом сумм, причитающихся налогоплательщику в качестве налоговой выгоды. Предусмотренное ст. 176 Кодекса начисление процентов является компенсацией материальных и нематериальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды.
Согласно п. 1 ст. 80 Кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. В проверяемой налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2007 г. сумма налога, заявленная к возмещению, составляет 728 234 руб.
Для определения момента возникновения у налогоплательщика права на начисление процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость необходимо применение в совокупности и взаимосвязи положений ст. 176 Кодекса, установившей последовательную и регламентированную во времени процедуру возмещения налога из бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 176 Кодекса после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Согласно п. 2 ст. 176 НК РФ по истечении семи дней с даты окончания проверки при отсутствии каких-либо нарушений законодательства о налогах и сборах налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм НДС, а в случае, если были выявлены какие-либо нарушения, должен составить акт налоговой проверки. В соответствии со ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения акта и других материалов налоговой проверки выносится решение о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Абзацем 3 пункта 3 ст. 176 НК РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
При обращении в арбитражный суд первой инстанции, Обществом представлен расчет процентов, который проверен арбитражным судом на соответствие положениям ст. 6.1, п. 6 и предусмотренные ими сроки процедуры возврата налога. Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что расчет процентов, представленный ООО "Прод-Экспорт", является правильным и корректным с позиции указанных выше правовых норм.
12-й день, исчисляемый по правилам п. 6 ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации в рабочих днях и с которого по условиям п. 10 ст. 176 Кодекса начинается начисление процентов, приходится на 07.08.2009.
Таким образом, день начала расчета процентов 07.08.2008 определен налогоплательщиком верно.
Использованные в расчете ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (11%, 12, 13 % годовых), установленные соответственно с указанием Центрального банка Российской Федерации, взяты корректно применительно ко дням нарушения срока возмещения, в которых эти ставки сохраняли действие.
Указанная Обществом сумма процентов рассчитана с 07.08.2008, с 12 рабочего дня с момента вынесения налоговым органом решения от 21.07.2008 N 13-20/264 по 08.06.2009. В результате нарушения срока возврата суммы налога в размере 325 289,85 рублей составило 306 дней.
С учетом изложенного суд правомерно признал доводы Общества о нарушении сроков возврата НДС за декабря 2007 года законными и обоснованными, удовлетворил заявленные требования налогоплательщика, обязав взыскать с налогового органа проценты за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость в размере 33 694 руб. 61 коп.
Довод инспекции о том, что начисление процентов за несвоевременный возврат налога следует начинать только с даты вынесения постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 о признании решения N 479/13-20/164 от 21 июля 2008 недействительным в части отказа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость в размере 325 289,85 руб. правомерно отклонено арбитражным судом.
По смыслу ст. 176 Кодекса основанием начисления процентов на сумму, подлежащую возврату, является нарушение срока ее возврата, начисление процентов при этом не ставится Налоговым кодексом Российской Федерации в зависимость от исполнения налоговым органом обязанности принять соответствующее решение (о возмещении сумм налога на добавленную стоимость либо об отказе в возмещении).
При определении даты, с которой подлежат начислению проценты за несвоевременный возврат налога, с целью соблюдения правовой определенности, баланса частного и публичного интересов необходимо исходить из совокупности тех сроков, которые прямо закреплены в п. 2 ст. 88, п. 2 и 8 ст. 176 Кодекса, вне зависимости от фактического соблюдения налоговым органом каждого из них.
В противном случае, учитывая позицию подателя апелляционной жалобы, при уклонении налоговым органом от вынесения соответствующего решения либо превышении сроков его вынесения права налогоплательщика будут существенным образом ущемлены, поскольку это приводит к необоснованному сокращению срока просрочки возврата и не обеспечит полной компенсации потерь от задержек возврата налога, поставит разных налогоплательщиков в неравное положение. В рамках настоящего спора инспекция не отрицает, что в данном случае решение вынесено налоговым органом за пределами трех месяцев.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 августа 2009 года по делу N А55-11673/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11673/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Прод-Экспорт"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Самары
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7839/2009