30 сентября 2009 г. |
Дело N А55-1587/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Деминой Е.Г., Туркина К.К.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановым А.Ю.
при участии в заседании:
от заявителя апелляционной жалобы Департамента управления имуществом городского округа Самара - представитель Глухова О.В., доверенность от 23.06.2009 N 5603 (до перерыва);
от истца ФГУП "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" - представитель Ленская Л.В., доверенность от 22.12.2008 года N 18/09;
от третьего лица Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий г. Самары - представитель Копущ А.И., доверенность от 22.04.2009 г. N 1180 (до перерыва);
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 сентября 2009 года в зале N 2 дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 июля 2009 года, принятое по делу NА55-1587/2009 судьей Каленниковой О.Н.,
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс", г. Самара,
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
с привлечением третьего лица:
- Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий г. Самары, г. Самара,
об обязании принять объекты жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском об обязании Департамента управления имуществом городского округа Самара подписать акты приема-передачи общежитий с объектами благоустройства, расположенных в городе Самара по адресам: Костромской переулок, 9, 11, 13, Заводское шоссе, 64, 64а, 66 и ул.Юбилейная, 34, и акты приема-передачи основных средств по форме N ОС-1а на них.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 04.03.2009 г. суд на основании ходатайства ответчика привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий г.Самары как организацию, на балансе которого находятся объекты жилищного фонда.
Решением Арбитражного Самарской области от 23 июля 2009 года по делу N А55-1587/2009 исковые требования удовлетворены.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара подписать акты приема-передачи общежитий с объектами благоустройства, расположенных в городе Самара по адресам: Костромской переулок, 9, 11, 13, Заводское шоссе, 64, 64а, 66 и ул.Юбилейная, 34, и акты приема-передачи основных средств по форме N ОС-1а на них.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить в иске отказать.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и как следствие, выводы сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя жалобы необходимость подписания актов приёма-передачи зданий спорных общежитий и технической документации на них между ЦСКБ-Прогресс и МП ЭСО, а не Департаментом обусловлена, в том числе, тем фактом, что фактически данные общежития приняты на эксплуатацию данным муниципальным предприятием 15.07.2008 года, т.е. свыше года назад.
Также заявитель жалобы считает необходимым принять во внимание то обстоятельство, что приказы Департамента N 780 от 30.06.2008 года и N 1843 от 17.10.2008 года изданы во исполнение Договора на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда N 1 от 01.05.2008 года и Дополнительного соглашения к нему от 15.07.2008 года, подписанных МП ЭСО, и таким образом основания для неисполнения данных приказов Департамента в части подписания акта приема-передачи у указанного муниципального предприятия отсутствуют.
Кроме того, как указывает заявитель жалобы, анализ положений действующего законодательства показывает, что распорядительные акты Департамента, как органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия собственника муниципального имущества, в том числе и приказы N 780 от 30.06.2008 года и N 1843 от 17.10.2008 года, носят обязательный характер для МП ЭСО.
По мнению заявителя жалобы, необходимо принять во внимание тот факт, что с 01.01.2009 года приказ Минфина РФ от 10.02.2006 года N 25-н утратил свою силу в связи с принятием нового приказа Минфина РФ от 30.12.2008 года N 148-н.
В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара апелляционную жалобу поддержал, решение Арбитражного суда Самарской области считает незаконным и необоснованным, просит его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители ФГУП "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" и Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителей сторон и третьего лица, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, между Администрацией города Самары и "ЦСКБ-Прогресс" 03 декабря 2001 года был заключен договор N 98 "О совместном финансировании объектов жилищного и коммунально-бытового назначения".
Согласно дополнительному соглашению к нему вышеуказанные общежития остались на балансе предприятия, которое обязалось осуществлять за счет собственных средств их эксплуатацию и ремонт.
Главой г.о. Самара 7 ноября 2007 года был утвержден график приема общежитий от предприятий и ведомств на эксплуатацию и содержание муниципальному предприятию по эксплуатации и содержанию общежитий г. Самары на 2008 год.
Согласно условиям этого графика срок принятия общежитий от истца определен как второй квартал 2008 года.
Между Департаментом управления имуществом городского округа Самара и муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий г.Самары 01 мая 2008 года заключен договор N 1 на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда, в соответствии с которым Предприятие приняло на себя обязательства по выполнению комплекса мероприятий по содержанию, обслуживанию и ремонту учитываемых в составе муниципальной казны городского округа Самара объектов специализированного жилищного фонда согласно перечню к договору.
Внесение изменений в перечень оформляется в силу п.1.2 договора дополнительным соглашением. Приказом Департамента управления имуществом городского округа Самара N 780 от 30 июня 2008 года муниципальному предприятию по эксплуатации и содержанию общежитий г.Самары на эксплуатацию и содержание переданы общежития, расположенные по адресам: г.Самара, Костромской переулок, 9, 11, 13, Заводское шоссе, 64, 66, 64а, ул.Юбилейная, 34.
Пунктом 2 вышеуказанного приказа муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий г.Самары предписано принять с баланса ФГУП "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" объекты, указанные в п.1 приказа, и представить акты приема-передачи на утверждение в Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Отделу муниципальной казны поручено заключить дополнительное соглашение к договору на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда N 1 от 01 мая 2008 года с муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий г.Самары.
Между Департаментом управления имуществом городского округа Самара и муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий г.Самары 15 июля 2008 года подписано дополнительное соглашение N 1 к договору на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда от 01 мая 2008 года N 1, согласно которому в состав имущества, переданного муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий г.Самары для содержания, обслуживания и ремонта по договору на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда от 01.05.08 г. N 1 включены спорные здания общежитий.
В приказ N 780 от 30.06.08 г. Департамента управления имуществом городского округа Самара 17 октября 2008 года внесены изменения. Пункт 2 приказа изложен в следующей редакции: "муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий г.Самары принять от ФГУП "Прогресс" объекты, указанные в п.1 настоящего приказа, и представить акты приема-передачи на утверждение в Департамент управления имуществом городского округа Самара".
Учитывая то, что муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий г.Самары отказывалось принимать по акту приема-передачи данные объекты, ФГУП ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском об обязании муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.Самары принять общежития с объектами благоустройства, располагающиеся в г.Самара по адресам: Костромской переулок 9, 11, 13; Заводское шоссе 64, 64а, 66 и ул.Юбилейной, 34, подписать акты приема-передачи на них и представить акты приема-передачи на утверждение в Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Однако, решением Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2008 г. по делу N А55-14028/2008, оставленным в силе постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.07.2009г., в удовлетворении исковых требований "ЦСКБ-прогресс" было отказано в связи с тем, что иск был заявлен к ненадлежащему ответчику.
На основании изложенного, а также в связи с тем, что до настоящего времени спорные общежития не приняты от истца в муниципальную собственность, истец был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции обосновано удовлетворил заявленные исковые требования по следующим основаниям.
Согласно Распоряжениям Правительства Российской Федерации N 34-р от 09.01.1999 г. и N 775-р от 15.05.1999г., Мингосимущества России N 185-р от 09.02.1999г., Мингосимущества России N 783-р от 03.06.1999г., Постановлением Губернатора Самарской области N 166 от 29.05.2000 г. и Распоряжением Комитета по управлению имуществом города Самары N 102 от 04.07.2000 г. суд обоснованно указал, что спорные здания общежитий являются муниципальной собственностью городского округа Самара.
Кроме того, как правильно указано судом первой инстанции в силу прямого указания закона указанный жилищный фонд является муниципальным имуществом, согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.91 г. "О разграничении собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В соответствии с частью 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут осуществлять права и обязанности уполномоченные органы муниципального образования.
Статьей 45 Устава городского округа Самара Самарской области право выступать от имени города Самара при совершении действий, являющихся предметом спора по настоящему делу, делегировано Департаменту управления имуществом городского округа Самара. Таким образом, органом, полномочным от имени муниципального образования городского округ Самара принимать имущество в муниципальную собственность, как правильно указано судом первой инстанции является Департамент управления имуществом городского округа Самара.
При этом учитывая, что судебным актом по делу N А55-14028/2008 в силу ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен преюдициальный факт наличия обязанности принять спорный объект и подписать акты приема-передачи на них именно у Департамента управления имуществом городского округа Самара, который является надлежащим ответчиком по данному иску, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.
Ссылка заявителя жалобы на то, что судом применены положения инструкции по бюджетному учету (далее - Инструкция), утвержденной Приказом Министерства финансов Российской федерации от 10.02.2006 N 25-н, которая утратила силу на момент принятия решения, не влияет на правильность принятого решения.
Поскольку в данной инструкции предусмотрен лишь механизм организации бухгалтерского учета имущества муниципальной казны, который фактически не изменен положениями новой инструкции от 30.12.2008 года N 148-н.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 23 июля 2009 года по делу N А55-1587/2009, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, заявитель жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 июля 2009 года по делу N А55-1587/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1587/2009
Истец: Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс"
Ответчик: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Третье лицо: Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий г.Самара
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7734/2009