30 сентября 2009 г. |
Дело N А72-4582/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А.,
судей Поповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой О.Ю.,
с участием:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - представитель Убина А.Н. (доверенность от 28.05.2009),
от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу главы города Ульяновска, г. Ульяновск, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14 июля 2009 года по делу N А72-4582/2009 (судья Ю.А. Каданцев),
принятое по заявлению главы города Ульяновска, г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, мэрии города Ульяновска, муниципального унитарного предприятия "Ритуальные услуги", г. Ульяновск, Комитета по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска, г. Ульяновск, Комитета по управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии города Ульяновска, г. Ульяновск, г. Ульяновск,
о признании недействительными п. 4, 6 решения от 09.04.2009 и предписания от 09.04.2009 N 9 по делу N 5160/04-2008,
УСТАНОВИЛ:
Глава города Ульяновска обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительными п.4, 6 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС по Ульяновской области, антимонопольный орган) от 09.04.2209 и предписания от 09.04.2009 N 9 по делу N 5160/04-2008.
В ходе рассмотрения дела в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечены мэрия города Ульяновска, муниципальное унитарное предприятие "Ритуальные услуги", Комитет по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска, Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии города Ульяновска.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 14 июля 2009 года требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением суда, глава города Ульяновска обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, суд не применен закон, подлежащий применению, а нормы Закона "О погребении и похоронном деле" применены неправильно.
УФАС по Ульяновской области в отзыве на апелляционную жалобу отклонило приведенные в ней доводы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители глава города Ульяновска и третьих лиц не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
Представитель УФАС по Ульяновской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, в отзыве на нее, оценив их в совокупности с исследованными доказательствами по делу и заслушав представителя УФАС по Ульяновской области, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, приказом руководителя УФАС по Ульяновской области от 04.02.2009 N 14 возбуждено дело и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении статьи 16 Закона о защите конкуренции мэрией г. Ульяновска и МУП "Ритуальные услуги", выразившегося в заключении договора от 29.12.2007, а также соглашений от 29.12.2007, от 01.01.2009 о взаимном сотрудничестве между Управлением ЗАГС мэрии г. Ульяновска и специализированной службой похоронного дела МУП "Ритуальные услуги".
УФАС по Ульяновской области на основании приказа от 04.02.2009 N 14 "О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" создана комиссия, которая определением от 04.02.2009 назначила к рассмотрению дело N 5160/04-2008 о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения этого дела УФАС по Ульяновской области вынесено решение от 09.04.2009, пунктом 4 которого признаны противоречащими частям 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" пункты 1.2, 2.2, 2.3, 2.6, 2.7, 2.10, 3.1, 5.2, 6.3, 7.2 постановления главы города Ульяновска от 31.07.2000 N 2222 "Об утверждении правил работы муниципальных кладбищ в городе и дополнительного перечня платных услуг", а также в пунктом 6 решено выдать главе города Ульяновска предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
На основании данного решения УФАС по Ульяновской области выдало главе города Ульяновска предписание от 09.04.2009 N 9 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, согласно которого предписывается в срок до 20.05.2009 прекратить нарушение частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно отменить постановление Главы города Ульяновска от 31.07.2000 N 2222 либо внести в него изменения, исключив положения, касающиеся наделения специализированной службы по вопросам похоронного дела (МУП "Ритуальные услуги") полномочиями по оформлению заказов на захоронение в салонах МУП "Ритуальные услуги"; отводу (выделению) земельных участков под захоронение; осуществлению контроля за соблюдением порядка захоронений; осуществлению контроля за соблюдением порядка изготовления и установки надмогильных сооружений; осуществлению контроля за состоянием могил на кладбище; осуществлению контроля за работой кладбища; выдаче пропусков на территорию кладбищ; а также положение, касающееся передачи в хозяйственное ведение МУП "Ритуальные услуги" городских кладбищ".
Не согласившись с принятыми антимонопольным органом решением и предписанием, глава города Ульяновска обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Не согласившись с решением антимонопольного органа в указанной части (ч. 4, 6) и выданным на его основе предписанием, глава города Ульяновска обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, исходил из правомерности решения (в оспариваемой главой г. Ульяновска части) и предписания антимонопольного органа.
Апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с п. 1 ст. 198, п. 4 ст. 200, п. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при одновременном его несоответствии закону и нарушением его изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Федеральная антимонопольная служба России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функцию по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства непосредственно и через свои территориальные органы.
При реализации данной функции антимонопольный орган наделен полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (статья 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Главой 9 Закона о защите конкуренции установлены организационные и правовые основы рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами.
Согласно пункту 1 статьи 39 названного Закона антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Следовательно, при принятии оспариваемых решения и предписания антимонопольный орган действовал в пределах установленных полномочий.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.
Согласно положениям статьи 17 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В силу статьи 29 указанного Закона порядок деятельности специализированных служб определяют органы местного самоуправления.
Пунктом 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Как установлено судом первой инстанции, МУП "Ритуальные услуги" наделено статусом специализированной службы постановлением мэра города от 17.12.2003 N 3040.
Из п. 1.2 Правил работы муниципальных кладбищ в г. Ульяновске (утвержденных постановлением главы г. Ульяновска от 31.07.2000 N 2222) следует, что городские кладбища являются муниципальной собственностью и находятся в хозяйственном ведении УМУП "Ритуальные услуги".
Из содержания п. 2.2, 2.3, 2.6, 2.7, 2.10, 3.1, 5.2, 6.3, 7.2 Правил работы муниципальных кладбищ в г. Ульяновске следует, что данные пункты содержат условия о передаче определенных распорядительных функций, связанных с деятельностью кладбищ и организацией похоронного дела, МУП "Ритуальные услуги".
В части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
Исходя из изложенного, следует признать обоснованными выводы суда первой инстанции о нарушении пунктами 1.2, 2.2, 2.3, 2.6, 2.7, 2.10, 3.1, 5.2, 6.3, 7.2 постановления главы г. Ульяновска от 31.07.2000 N 222 "Об утверждении правил работы муниципального кладбищ в городе и дополнительного перечня платных услуг" требований частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Ссылка заявителя жалобы на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.04.2005 по делу N А72-1934/05-23/120, обоснованно отклонена судом первой инстанции.
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что антимонопольный орган не представил доказательств к каким конкретно последствия привел и или может привести акт мэра, поскольку статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" представляет собой формальный состав правонарушения, последствия совершения которого не требуют обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного правонарушения, достаточно выявить факт наличия действий органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, оспариваемые решение (в оспариваемой части) и предписание приняты антимонопольным органом в соответствии с полномочиями, предоставленными Законом о защите конкуренции, они соответствуют действующему законодательству, не нарушают каких-либо прав и законных интересов администрации, не возлагают на нее какие-либо незаконные обязанности.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактических установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
В силу изложенного апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14 июля 2009 года по делу N А72-4582/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-4582/2009
Истец: Глава города Ульяновска
Ответчик: УФАС по Ульяновской области
Третье лицо: Мэрия г.Ульяновска, МУП "Ритуальные услуги", Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии г.Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом мэрии г.Ульяновска
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7913/2009