02 октября 2009 г. |
Дело N А55-10304/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 октября 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием:
от Межрайонной ИФНС России N 3 - представитель Мокеев Д.С.(доверенность от 02.12.2008),
от ЗАО "РосЛада"- представитель Шатрова Л.В.(доверенность от 23.03.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 сентября 2009 года апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 июля 2009 года по делу N А55-10304/2009, принятое по заявлению ЗАО "РосЛада", Самарская область, г.Сызрань,
к Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области, Самарская область, г.Сызрань,
о признании недействительными решений от 24 марта 2009 года N 304, от 23 апреля 2009 года N 451,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "РосЛада" (далее - ЗАО "РосЛада", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными, как несоответствующие требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области (далее - МИФНС РФ N 3 по Самарской области, налоговый орган) от 24.03.2009 N 304 об отказе в государственной регистрации ликвидации Общества и решение от 23.04.2009 N 451 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов; об обязании МИФНС РФ N 3 по Самарской области внести в единый государственный реестр юридических лиц сведения о государственной регистрации ЗАО "РосЛада" (ОГРН 1026303065447) в связи с ликвидацией.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2009 заявленные ЗАО "РосЛада" требования удовлетворены. Оспариваемые решения МИФНС РФ N 3 по Самарской области признаны недействительными. На налоговый орган возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов Общества путем осуществления государственной регистрации ликвидации ЗАО "РосЛада" с внесением записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридического лица согласно Закону N 129-ФЗ.
МИФНС РФ N 3 по Самарской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 27.07.2009, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ЗАО "РосЛада" требований.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Представитель Общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, ЗАО "РосЛада" создано 26.01.1998г. и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 18.12.2002г. за ОГРН 1026303065447 (т.1, л.д.51).
20 июня 2008 года общим собранием акционеров ЗАО "РосЛада" было принято решение о ликвидации ЗАО "РосЛада" и назначена ликвидационная комиссия. О принятых решениях общество уведомило регистрирующий орган (т.1, л.д.16-19).
2 июля 2008 года в "Вестнике государственной регистрации" ликвидационной комиссией ЗАО "РосЛада" было помещено объявление о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (т.1. л.д.66).
20 августа 2008 года в адрес ЗАО "РосЛада" поступило требование МИ ФНС N 3 по Самарской области N 15-26/30298 от 12.08.2008 г. о включении его в реестр требований кредиторов ЗАО "РосЛада" в сумме 45 302 394,05 руб. (т.1, л.д.36-38).
Требование МИ ФНС N 3 по Самарской области было рассмотрено ликвидационной комиссией ЗАО "РосЛада" и по результатам рассмотрения в удовлетворении требования было отказано, о чем налоговый орган был уведомлен 26.08.2008 года (т.1, л.д.39-40,116).
3 сентября 2008 года общим собранием акционеров ЗАО "РосЛада" утвержден промежуточный ликвидационный баланс, о чем регистрирующий орган был уведомлен 22.09.2008г. (т. 1,л.д.20-25).
Руководствуясь ст.23 ФЗ "Об акционерных обществах" 22.12.2008 года ликвидационной комиссией было принято решение о распределении оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества ЗАО "РосЛада" между акционерами общества (т. 1,л.д.32-34).
27 января 2009 года общим собранием акционеров ЗАО "РосЛада" утвержден ликвидационный баланс общества (т. 1,л.д.26-31).
18 марта 2009 года ЗАО "РосЛада" представило в регистрирующий орган - Межрайонную Инспекцию ФНС России N 3 по Самарской области следующие документы: 1) подписанное председателем ликвидационной комиссии заявление о государственной регистрации по форме N Р 16001, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены;
2) ликвидационный баланс ЗАО "РосЛада", утвержденный общим собранием акционеров;
3) документ об уплате государственной пошлины в размере 400 рублей;
4) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи б и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";
5) журнал "Вестник государственной регистрации" N 26 от 02.07.2008 г.
В подтверждение получения всех вышеперечисленных документов МИ ФНС N 3 по Самарской области выдала заявителю расписку вх.N 304 от 18.03.2009 г. (т. л.д.13).
24 марта 2009 года Межрайонная Инспекция ФНС России N 3 по Самарской области вынесла Решение N 304 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов (т. л.д.12).
После получения решения N 304 от 24.03.2009 г. ЗАО "РосЛада" повторно уплатило государственную пошлину за государственную регистрацию и представило в регистрирующий орган документы:
1) подписанное председателем ликвидационной комиссии заявление о государственной регистрации по форме N Р 16001, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены;
2) ликвидационный баланс ЗАО "РосЛада", утвержденный общим собранием акционеров;
3) документ об уплате государственной пошлины в размере 400 рублей;
4) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";
В подтверждение получения всех вышеперечисленных документов МИ ФНС N 3 по Самарской области выдала заявителю расписку вх.N 451 от 16.04.2009 г. (т. 1,л.д.15).
При повторном рассмотрении заявления и приложенных к нему документов регистрирующим органом было вынесено Решение N 451 от 23.04.2009 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов (т. л.д.14).
В качестве основания для отказа в государственной регистрации ликвидации, в оспариваемых решениях ответчиком указано, что отсутствует ликвидационный баланс.
Заявитель с указанным решением не согласен и обжаловал его в арбитражный суд, ссылаясь на то, что им представлены в налоговый орган все необходимые для регистрации документы, перечисленные в Законе РФ "О государственной регистрации юридических лиц" N 129-ФЗ от 08.08.01, что подтверждается распиской налогового органа о получении документов.
Налоговый орган в отзыве указал, что согласно представленному в адрес Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области ликвидационному балансу на 27 января 2009 года кредиторская задолженность по уплате обязательных платежей у ЗАО "РосЛада" отсутствует. Согласно имеющейся у налогового органа информации у налогоплательщика ЗАО "РосЛада" на момент обращения с заявлением о ликвидации имеется задолженность по пеням в общей сумме 45.259.657,18 руб.
Таким образом, по мнению налогового органа, в представленном заявителем бухгалтерском балансе сведения об отсутствии у налогоплательщика задолженности перед бюджетом не соответствуют действительности.
Иные основания для отказа в государственной регистрации ликвидации ответчиком в оспариваемых решениях и отзыве не указаны.
Доводы заявителя суд считает обоснованными и подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ответчика как ошибочные, не соответствующие закону и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с п.1 ст.23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Ответчик не доказал наличия указанных оснований принятия оспариваемого решения.
Согласно п.1 ст.21 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины.
В материалах дела представлены копии расписок о получении документов вх.N 304 от 18.03.2009 г. и вх.N 451 от 16.04.2009 г., которыми подтверждается представление заявителем ликвидационного баланса.
Более того, как видно из материалов дела, в представленном в судебном заседании суда первой инстанции ответчиком для обозрения регистрационном деле имеются вышеуказанные документы, в том числе и заявление по форме N Р16001.
Таким образом, довод налогового органа о том, что среди представленных для регистрации документов отсутствует ликвидационный баланс, является несостоятельным.
Наличие в указанном ликвидационном балансе недостоверной информации о состоянии расчётов с кредиторами, о наличии у заявителя задолженности перед бюджетом по налогам, пени, налоговым органом не доказано.
Налоговый орган в обоснование наличия недоимки у заявителя сослался на Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 6820, который был направлен в адрес ЗАО "РосЛада", что подтверждается реестром отправки почтовой корреспонденции и почтовой квитанцией от 28.03.2009г. (т. л.д.78-115).
Однако доказательства подписания указанного акта ЗАО "РосЛада" ответчик не представил, в связи с чем односторонний Акт N 6820 от по состоянию на 6 марта 2009 г. не является доказательством наличия у заявителя какой-либо задолженности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Согласно ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.
Указанная норма права не предусматривает обязанности учета ликвидатором требований кредиторов в реестре требований, в отличие от Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в процедуре ликвидации заявленные кредиторами требования отражаются в промежуточном балансе.
Промежуточный ликвидационный баланс, в силу п.2 ст.63 ГК РФ, содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных требований кредиторов и результатах их рассмотрения.
В связи с вышеизложенным, отражение задолженности в промежуточном ликвидационном балансе может расцениваться в качестве признания её ликвидатором.
Однако из материалов дела следует, что требования налогового органа, как кредитора, ликвидатором в промежуточном ликвидационном балансе не отражены.
Как указывает заявитель в пояснительной записке к ликвидационному балансу, за два месяца с момента опубликования объявления в журнале "Вестник государственной регистрации" (N 26 от 02.07.2008 г.) о ликвидации Общества в ликвидационную комиссию поступило одно заявление о включении в реестр требований кредиторов ЗАО "РосЛада" от Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области (т.1,л.д.116).
Межрайонной инспекцией ФНС N 3 по Самарской области направлено заявление N 15-26/30298 от 12.08.08г. о включении в реестр требований кредиторов суммы задолженности 45302394,05 руб. (т. 1,л.д.36-38).
В реестр требований кредиторов данная сумма задолженности не включена, так как задолженность по начисленным пеням и штрафам не подтверждается данными бухгалтерского учета ЗАО "РосЛада", первичными документами. В адрес Межрайонной инспекции ФНС N 3 по Самарской области был направлен ответ N 8100-08/73 от 26.08.2008г. (т.1, л.д.40).
В соответствии с ч.4 ст. 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Налоговый орган не представил в материалы дела доказательства обращения кредитора до утверждения ликвидационного баланса в суд с иском к ликвидационной комиссии о взыскании суммы задолженности 45 302 394,05 руб.
Согласно ч.6 ст. 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Положения статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
При рассмотрении настоящего арбитражного дела МРИ ФНС России N 3 по Самарской области не представлены доказательства обоснованности требований об уплате суммы задолженности 45302394,05 руб.
Согласно требованиям п.1 ст.65 и п.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Ответчик не доказал соответствия оспариваемых решений Федеральному закону от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Суд пришел к выводу, что оспариваемое решение налогового органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, суд должен указать обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Заявитель прямо указал форму устранения нарушения ответчиком прав и законных интересов заявителя - обязать МИ ФНС N 3 по Самарской области внести в единый государственный реестр юридических лиц сведения о государственной регистрации закрытого акционерного общества "РосЛада" (ОГРН 1026303065447) в связи с ликвидацией.
Апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что указанная форма устранения нарушения ответчиком прав и законных интересов заявителя является обоснованной, соответствующей закону и в полном объёме устраняющей нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что при данных обстоятельствах имеются правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 27 июля 2009 года принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 июля 2009 года по делу N А55-10304/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И.Захарова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10304/2009
Истец: Закрытое акционерное общество "РосЛада"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7926/2009