г. Саратов |
Дело N А12-10322/07-С19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В. Б. Шалкина,
судей С. А. Жаткиной, В. А. Камериловой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.Е. Семёновым,
при участии в заседании представителей:
от истца - не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - не явился, извещен надлежащим образом,
третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Калачевского муниципального района Комитета бюджетно - финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, г. Калач-на-Дону Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "01" октября 2007 года по делу N А12-10322/07-С19, принятое судьей И.Е. Карпенко,
по иску муниципального унитарного предприятия "Береславское коммунальное хозяйство", п. Береславка Калачевского района Волгоградской области
к администрации Береславского сельского поселения Калачевского муниципального района, п. Береславка Калачевского района Волгоградской области,
ТУ Калачевского муниципального района КБФПиК администрации Волгоградской области, г. Калач-на-Дону Волгоградской области,
третьи лица: Комитет бюджетно - финансовой политики и казначейства Волгоградской области, г. Волгоград,
Администрация Волгоградской области, г. Волгоград,
Управление по региональным тарифам Волгоградской области, г. Волгоград,
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось муниципальное унитарное предприятие "Береславское коммунальное хозяйство" с иском к администрации Береславского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области о взыскании задолженности по договору N 2 от 15.12.2006 г. на возмещение выпадающих доходов от разницы в тарифах.
В ходе производства по данному делу к участию в деле в качестве ответчика было привлечено ТУ Калачевского муниципального района КБФПиК администрации Волгоградской области.
В процессе рассмотрения спора истец сначала увеличил исковые требования за период с декабря 2006 г. по май 2007 г. и просил о взыскании с ответчика 2.865.712 рублей 33 копейки, а потом их уменьшил в связи с частичной оплатой задолженности по договору в сумме 700 000 рублей, просив взыскать с ответчика 2165.712 рублей 33 копейки.
Решением от 01 октября 2007 г. суд удовлетворил исковые требования частично, взыскав в пользу истца с казны Береславского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области в лице ТУ Калачевского муниципального района КБФПиК администрации Волгоградской области задолженность по вышеуказанному договору в сумме 1.035.881 рублей 84 копейки. Во взыскании задолженности за период с января по май 2007 г. было отказано в связи с отсутствием надлежащих доказательств, подтверждающих оказание истцом услуг за данный период.
Не согласившись с принятым решением, ТУ Калачевского муниципального района КБФПиК администрации Волгоградской области обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Волгоградской области от 01 октября 2007 г. года отменить в части взыскания задолженности с казны Береславского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области в лице ТУ Калачевского муниципального района КБФПиК администрации Волгоградской области и принять по делу новый судебный акт о взыскании задолженности непосредственно с администрации Береславского сельского поселения как надлежащего ответчика по настоящему делу.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на наделение администрации правами юридического лица, которое самостоятельно отвечает по своим обязательствам.
Как указывается в жалобе, ТУ Калачевского муниципального района КБФПиК администрации Волгоградской области не является финансовым органом Береславского сельского поселения, у него отсутствуют полномочия по распоряжению средствами казны данного муниципального образования, в связи с чем привлечение его в качестве ответчика по обязательствам, возникшим из договора, заключенного администрацией поселения, неправомерно.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, имеющихся отзывов на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу ч. 6 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 270 Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между муниципальным унитарным предприятием "Береславское коммунальное хозяйство" и администрацией Береславского сельского поселения Калачевского муниципального района был заключен договор N 2 от 15.12.2006 г. на возмещение выпадающих доходов от разницы в тарифах, согласно которому предприятие обязывалось предоставлять населению услуги по теплоснабжению в соответствии с потребительскими свойствами и режимом предоставления услуг, а администрация должна была компенсировать ему выпадающие доходы, возникающие от разницы между объемом теплоснабжения, рассчитанного по тарифам, утвержденным Постановлением Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 06 декабря 2006 г., и объемом теплоснабжения, рассчитанного по тарифам, утвержденным для населения Постановлением администрации Береславского сельского поселения от 09 октября 2006 г. N 104.
В связи с неисполнением администрацией обязательств по данному договору муниципальное унитарное предприятие "Береславское коммунальное хозяйство" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с требованием о возмещении задолженности по данному договору.
Принимая решение о взыскании задолженности по договору с казны Береславского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области Арбитражный суд Волгоградской области руководствовался исключительно нормами гражданского права, в частности - об обязательствах по договору.
Однако, принимая данное решение, суд не учел положений Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23. Так, согласно п. 17 данного Постановления ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
В соответствии с п. 19 Постановления при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение социальной защиты населения относится к числу расходов, совместно финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. При этом распределение и закрепление указанных расходов между бюджетами разных уровней производятся по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации.
Федеральные законы от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (ст. 38) и от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 4) предусматривают, что увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов в пределах средств, переданных им в качестве компенсации.
Согласно п. 6.1 ст. 7 Устава Береславского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Береславского сельского поселения обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса ( за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро - и (или) теплоснабжения). Таким образом, выполнение данными органы местного самоуправления обязанностей по регулированию тарифов на теплоснабжение может быть обусловлено только передачей им соответствующих полномочий органами государственной власти субъектов РФ или федеральными органами государственной власти.
Вышеназванные федеральные законы также устанавливают, что при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием данных решений. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
При вынесении оспариваемого судебного акта суд не установил надлежащего ответчика в лице соответствующего публичного образования, к расходным обязательствам которого относится компенсация выпадающих доходов от разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом, установленным для населения Береславского сельского поселения его администрацией, а также не указал основания возложения гражданско - правовой ответственности на ТУ Калачевского муниципального района КБФПиК администрации Волгоградской области.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что по настоящему делу было принято решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, что в силу п. 4 ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием для отмены судебного акта.
Арбитражный апелляционный суд считает необходимым привлечь к участию в деле Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ и Министерство финансов РФ.
При отмене решения по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 АПК РФ, в силу части 5 статьи 270 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в первой инстанции.
Руководствуясь статьей 51, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части четвертой, частью пятой статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 октября 2007 года по делу N А-57-10322/07- С19 отменить.
Суд переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Направить постановление арбитражного суда всем лицам, участвующим в деле, с извещением об уведомлении.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий _____________ |
В. Б. Шалкин |
Судьи |
В. А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-10322/07-с19
Истец: МУП "Береславское коммунальное хозяйство"
Ответчик: Территориальное управление Калачевского муниципального района КБФПиК Администрации Волгоградской области, Администрация Береславского сельского поселения
Кредитор: Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Волгоградской области
Третье лицо: Управление Федерального казначейства по г.Волгограду, Управление по региональным тарифам Волгоградской области, Министерство финансов РФ, Министерство финансов Российской Федерации, МИ ФНС РоссииN5 по Волгоградской обл., Администрация Волгоградской области