Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" разработан в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, одним из которых является ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, о повышении размеров которого указано в Послании Президента Российской Федерации.
Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ в части установления ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет матерям, не подлежащим обязательному социальному страхованию, в том числе обучающимся по очной форме обучения, матерям, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций и некоторым другим категориям, указанным в проекте, в размере 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым и последующими детьми.
Матерям, подлежащим обязательному социальному страхованию, проходящим военную службу по контракту и некоторым другим категориям (то есть, тем матерям, размер пособия которым может быть исчислен из заработка (дохода, денежного довольствия), ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет согласно проекту федерального закона устанавливается в размере 40 процентов их среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком.
При этом в связи с необходимостью определения верхней планки для расчета суммы указанного пособия проектом федерального закона предлагается установить максимальный размер пособия, который за полный календарный месяц не может превышать 6 000 рублей.
Однако в любом случае размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет не может составить менее 1 500 рублей на период отпуска по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей на период отпуска по уходу за вторым и последующими детьми (минимальные размеры пособия).
В целях обеспечения защиты прав матерей, проживающих в районах и местностях, где к заработной плате установлены районные коэффициенты (то есть в районах и местностях с тяжелыми природно-климатическими условиями проживания), максимальный и минимальный размеры пособия будут определяться с применением этих коэффициентов. В размере "среднего" пособия районный коэффициент будет учтен в составе заработка, из которого исчислено пособие. Применение к этому размеру пособия районного коэффициента невозможно в силу статьи 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ.
В целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации проектом предусматривается установление в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ нового вида пособия - единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, право на которое согласно проекту федерального закона будут иметь один из усыновителей, опекунов или попечителей, приемных родителей.
Указанное пособие будет устанавливаться в размере 8000 рублей, то есть в таком же размере, в каком осуществляется выплата единовременного пособия при рождении ребенка (статья 12 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ).
Исходя из того, что назначение и выплата указанного пособия с учетом круга лиц, которые на него будут иметь право, будет осуществляться органами опеки и попечительства, входящими в структуру органов местного самоуправления, а также учитывая действующее законодательство в сфере разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления, проектом предусматривается передача Российской Федерацией полномочий по назначению и выплате указанного пособия органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно проекту федерального закона средства на реализацию передаваемого полномочия предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций и будут зачисляться в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок распределения, расходования и учета средств на предоставление субвенций на указанные цели в соответствии с проектом федерального закона будет определен Правительством Российской Федерации.
Одновременно с указанными выше изменениями проектом федерального закона предусматривается уточнение источников финансирования выплаты предусмотренных Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ пособий. Так, например, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет такой категории женщин, не подлежащих обязательному социальному страхованию, как материи#, обучающиеся по очной форме обучения, будет выплачиваться за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а другим категориям женщин, не подлежащим обязательному социальному страхованию, в том числе не обучающимся по очной форме обучения, указанное пособие будет выплачиваться за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке Фонду социального страхования Российской Федерации.
Кроме того, ряд положений Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ приводится в соответствие с действующим законодательством. Так, слова "государственному социальному страхованию" по всему тексту заменяются словами "обязательному социальному страхованию", из указанного Федерального закона исключаются слова "предприятий, учреждений и", поскольку все предприятия и учреждения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации охватываются одним понятием "организация".
Проектом федерального закона предусматривается дополнение Федерального закона новой статьей 17.3, дающей органам государственной власти субъектов Российской Федерации право за счет средств своих бюджетов увеличивать размеры государственных пособий, установленных Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ.
На реализацию проекта федерального закона потребуются дополнительные расходы, расчет которых приведен в финансово-экономическом обосновании.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" потребуется внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 883 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей".
Принятие представленного проекта федерального закона потребует также издания следующих постановлений Правительства Российской Федерации:
постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего установление порядка финансирования расходов на выплату за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет женщинам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, в том числе женщинам, не обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, женщинам, не проходящим службу в учреждениях и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба по контракту, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах;
постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок распределения, расходования и учета средств на предоставление субвенций на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
В части увеличения размеров ежемесячных пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" размер пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет устанавливается в размере 700 рублей следующим категориям:
работающим застрахованным гражданам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
студенткам дневного обучения в период отпуска по уходу за ребенком;
женщинам- военнослужащим;
женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" женщинам из числа граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в двойном размере с сохранением его выплаты до достижения ребенком возраста трех лет.
В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается всем женщинам, его размер увеличивается:
до 1500 рублей на первого ребенка;
до 3000 рублей на второго и последующих детей.
Для работающих женщин ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет устанавливается в размере 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. При этом минимальный размер пособия составляет 1500 рублей по уходу за первым ребенком, и 3000 рублей - по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.
Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за полный календарный месяц для работающих женщин не может превышать 6000 рублей. В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры пособия определяются с применением этих коэффициентов.
При одновременном осуществлении ухода за двумя и более детьми размер пособия суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднемесячного заработка, не может превышать 100 процентов этого заработка, но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.
Объем расходов на выплату ежемесячных пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет определен исходя из численности женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 лет - 1542,1 тыс. человек, по следующим категориям:
женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию (работающие женщины) - 1031,3 тыс. человек (в том числе женщины, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС, подлежащие обязательному социальному страхованию - 20,32 тыс. человек);
неработающие женщины - 462,6 тыс. человек (в том числе женщины, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС, не подлежащие обязательному социальному страхованию - 8,71 тыс. человек);
женщины-военнослужащие - 48,2 тыс. человек.
Из общего числа женщин, 4,7 тыс. человек имеют двух и более детей в возрасте до 1,5 лет (многоплодные роды и рождение второго и последующих детей до достижения первым ребенком возраста полутора лет).
Из общего числа работающих женщин, имеющих ребенка в возрасте до полутора лет, пособия на первого ребенка будут получать 670,3 тыс. человек, на второго и последующих детей - 361 тыс. человек.
Из общего числа неработающих женщин, имеющих ребенка в возрасте до полутора лет, пособия на первого ребенка будут получать 300,7 тыс. человек, на второго и последующих детей -161,9 тыс. человек.
Средняя заработная плата рожающих женщин по расчетам Фонда социального страхования Российской Федерации в 2007 году составит 6225 руб. в месяц, в том числе у женщин, рожающих первого ребенка - 5807 руб. в месяц, второго и последующих детей - 7000 руб. в месяц.
По данным Фонда социального страхования количество выплат ежемесячных пособий в 2007 году составит 12665,7 тыс. выплат, в том числе: на первого ребенка - 8193,5 тыс. выплат, из них 8007,9 тыс. выплат работающим женщинам, 185,6 - неработающим;
на второго и последующих детей - 4415,8 тыс. выплат, из них 4315,7 тыс. выплат работающим женщинам, 100,08 тыс. выплат неработающим женщинам;
женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до полутора лет - 56,4 тыс. выплат.
Финансирование пособия женщинам, подлежащим социальному страхованию (работающим женщинам) производится из средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Финансирование пособия неработающим женщинам и женщинам из числа граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий производится из федерального бюджета путем передачи средств в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации.
Финансирование пособия женщинам-военнослужащим производится из федерального бюджета.
Объем расходов на выплату пособий женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию в 2007 году составит 36,1 млрд. рублей, в том числе на первого ребенка - 20,9 млрд. рублей, на второго и последующих детей - 15,2 млрд. рублей.
Объем расходов на выплату пособий незастрахованным женщинам составит в 2007 году 13,2 млрд. рублей, в том числе на первого ребенка - 6,4 млрд. рублей, на второго и последующих детей - 6,8 млрд. рублей.
Объем расходов на выплату пособий женщинам-военнослужащим, имеющим ребенка в возрасте до полутора лет, в 2007 году составит 1,7 млрд. рублей, в том числе на первого ребенка - 0,9 млрд. рублей, на второго и последующих детей - 0,8 млрд. рублей.
Объем расходов на выплату пособий женщинам, имеющим ребенка в возрасте от полутора до трех лет, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС (в двойном размере) составит в 2007 году 1,9 млрд. рублей, в том числе на первого ребенка - 1,0 млрд. рублей, на второго и последующих детей - 0,9 млрд. рублей.
Общий объем затрат на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составит в 2007 году - 52,85 млрд. рублей. Объем дополнительных затрат с учетом существующей нормы выплаты пособия в размере 700 рублей составит в 2007 году 43,95 млрд. рублей, в том числе:
за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации 26,82 млрд. рублей, в том числе за счет остатков Фонда, складывающихся по состоянию на 1 января 2007 года (по расчетам ФСС с учетом многоплодных родов - 27,2 млрд. руб.).
за счет средств федерального бюджета 17,13 млрд. рублей.
В части установления единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.
В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года устанавливается единовременное пособие при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью в размере 8 тыс. рублей.
Размер пособия соответствует установленному Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" единовременному пособию при рождении ребенка.
По данным Росстата, численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях составляет 188,8 тыс. человек.
В течение 2007 года предполагается определить в семьи 77 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью осуществляется из средств федерального бюджета, выделяемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации.
На реализацию данного мероприятия потребуется дополнительно 0,7 млрд. рублей.
Общие затраты на реализацию Закона составят 53,55 млрд. рублей (с учетом многоплодных родов - 53,88 млрд. рублей), в том числе дополнительные затраты - 44,65 млрд. рублей (с учетом многоплодных родов - 45,18 млрд. рублей).
В том числе дополнительные затраты:
из федерального бюджета -17,83 млрд. рублей;
из средств Фонда социального страхования Российской Федерации с учетом остатков Фонда, складывающихся по состоянию на 1 января 2007 года - 26,82 млрд. рублей (с учетом многоплодных родов - 27,2 млрд. рублей).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.