В 2001 году Обществом был приобретен земельный участок на территории г. Санкт-Петербург с целью дальнейшем перепродажи и оприходован на счете 41 "Продажи".
В декабре 2005 года данный участок был реализован по договору купли-продажи. Акт приема-передачи земельного участка подписан 09.12.2005 г.
Но так как право собственности на данный участок было переоформлено в феврале 2006 года (отметка ГБР на Свидетельстве о праве собственности 13.02.2006), организация должна была заплатить налог на землю (авансовые платежи по сроку 30.03.2006 г.) за 2006 год.
Земельный налог на территории Санкт-Петербурга с 01.01.2006 года устанавливается в соответствии с главой 31 НК РФ, Законом Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 61-86, при этом налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, а ставка налога устанавливается в зависимости от зоны использования и характера использования земельного участка:
1) 0,004% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
2) 1,5% от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
Разрешенное использования (назначение) земельного участка, согласно кадастровому плану - для сельскохозяйственного использования, но фактического использования для с/х целей не было.
Просим Вас разъяснить, какую налоговую ставку нужно использовать для расчета налога, можем ли мы использовать для расчета налога на землю в 2006 году ставку 0,004%?
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог в городе федерального значения Санкт-Петербурге устанавливается НК РФ и законами города, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами г. Санкт-Петербурга и обязателен к уплате на территории указанного субъекта РФ.
Объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ); налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (пункт 1 статьи 390 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования (законами города федерального значения - Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства ...; 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Статьей 2 Закона г. Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" в Санкт-Петербурге установлены налоговые ставки земельного налога в следующих размерах: 0,004% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; 1,5% от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
Из изложенных норм следует, что законодатель указывает на два условия, при наличии которых налогоплательщик вправе использовать налоговую ставку земельного налога в размере 0,004%, а именно - земельные участки должны быть отнесены к землям сельскохозяйственного использования в поселениях, а также данные земельные участки должны использоваться для сельскохозяйственного производства.
При этом союз "и", который употребляется как в НК РФ, так и в законе Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86 означает, что указанные условия должны иметь место в совокупности, то есть само по себе отнесение земельного участка к землям сельскохозяйственного использования в поселениях не влечет применения налоговой ставки по земельному налогу в размере 0,004%, если данное имущество не используется для сельскохозяйственного производства.
Поскольку как следует из представленного запроса, фактического использования для сельскохозяйственных целей данного земельного участка не было, в 2006 году подлежит применению налоговая ставка 1,5%.
Порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей определен статьей 396 НК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 396 НК РФ налогоплательщики, в отношении которых определен отчетный период как квартал, исчисляют сумму авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося отчетным периодом.
Пунктом 7 статьи 396 НК РФ установлено, что в случае прекращения у налогоплательщика в течение отчетного периода права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения на земельный участок (его долю) исчисление суммы авансового платежа по налогу в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полный месяцев, в течение которых данный земельный участок находился собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом, если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав. Несмотря на некоторую некорректность использованной законодателем формулировки, исходя из ее системного анализа можно сделать вывод о том, что лицо, чье право прекратилось до 15-го числа соответствующего месяца, указанный месяц за полный в целях исчисления налога на землю не принимает.
В соответствии с пунктом 2 статьи 223 ГК РФ право собственности у приобретателя имущества в тех случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 131 право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, к которому относятся земельные участки, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ней.
Поскольку государственная регистрация прекращения права собственности была осуществлена 13.02.2006 года, в целях исчисления земельного налога февраль 2006 года не может быть принят за полный месяц, поэтому определение суммы авансового платежа должно происходить с учетом коэффициента, равного 1/3.
Таким образом, порядок исчисления земельного налога, определенный предприятием исходя из налоговой ставки 1,5% согласно представленного к запросу расчета, произведен с соблюдением положений главы 31 НК РФ и Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2005 N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения с Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах".
Вывод
Налогоплательщик вправе использовать налоговую ставку по земельному налогу в размере 0,004% в случае, если земельные участки должны быть отнесены к землям сельскохозяйственного использования в поселениях, а также данные земельные участки фактически используются для сельскохозяйственного производства. Само по себе отнесение земельного участка к землям сельскохозяйственного использования в поселениях не влечет применения налоговой ставки по земельному налогу в размере 0,004%, если данное имущество не используется для сельскохозяйственного производства.
Поскольку фактического использования для сельскохозяйственных целей данного земельного участка Обществом не осуществлялось, в 2006 году подлежит применению налоговая ставка 1,5%.
ООО "Аудит-новые технологии"
15 апреля 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.