г. Саратов |
Дело N А57-8554/2006-40 |
резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2008 года.
в полном объеме постановление изготовлено 16 апреля 2008 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Агибаловой Галины Ивановны,
судей Никитина Александра Юрьевича, Волковой Татьяны Владимировны,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Судаковой Н.В.
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от истца - Манжурина Владимира Васильевича, действующего на основании доверенности N НЮ-9/2 10/Д от 2 апреля 2007 года,
от ответчиков:
Министерства по финансам РФ - Драбатулина Александра Николаевича, действующего на основании доверенности от 14 января 2008 года,
от иных участников процесса - нет, уведомлены надлежащим образом (уведомления о вручении адресатам почтовых отправлений приобщены к материалам дела)
рассмотрев апелляционную жалобу от 15 ноября 2007 года N 7-1-НОДЮ-828 открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва, и апелляционную жалобу N 2-13/12312 от 29 декабря 2007 года Управления Федерального казначейства по Саратовской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от "26" ноября 2007 года по делу N А57-8554/2006-40 (судья Е.В. Шкунова)
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва, в лице Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Ртищево, Саратовская область,
к Министерству здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, г.Саратов,
Министерству финансов Саратовской области, г. Саратов,
Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, в лице Управления федерального казначейства по Саратовской области, г.Саратов,
Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, г.Москва,
о взыскании 1 020 167 рублей 60 копеек
В ходе судебного разбирательства судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 15 час. 10 мин. 14 апреля 2008 года до 14 час. 00 мин. 15 апреля 2008 года
УСТАНОВИЛ
ОАО "Российские железные дороги", в лице филиала Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги, обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к ответчикам: Министерству здравоохранения и социального развития Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области, Министерству финансов Российской Федерации, в лице Управления федерального казначейства по Саратовской области, о взыскании убытков в сумме 1020167 рублей 60 копеек, причиненных неисполнением Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и контракта N 95 "О компенсации расходов по реализации льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутах" от 13 января 2003 года.
Судом первой инстанции, с согласия истца, к участию в деле привлечено в качестве ответчика Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (т.3 л.д.83).
Истец уточнил свои исковые требования, заявив о взыскании убытков в сумме 1020167 рублей 60 копеек, за период с 1 января 2003 года по 31 декабря 2003 года, с Российской Федерации, за счет казны Российской Федерации (т.3 л.д.75).
Судом первой инстанции принято заявление истца об уточнении исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 26 ноября 2007 года иск удовлетворен в сумме 586 358,65 рублей, за период с 01.06.2003 года по 31.12.2003 года, в удовлетворении остальной части иска отказано, в связи с вычетом суммы НДС и применением срока исковой давности.
Истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Саратовской области от 26 ноября 2007 года в части отказа в удовлетворении иска в полном объеме отменить и принять новый судебный акт, которым взыскать с Российской Федерации, за счет казны Российской Федерации 1020167 рублей 60 копеек убытков.
Заявитель жалобы указывает, что вывод суда о применении срока исковой давности не соответствует обстоятельствам дела. По мнению истца, срок исковой давности был прерван подписанием 31 декабря 2004 года Министерством здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области акта сверки взаимных расчетов и частичной оплатой счетов. Кроме того, истец полагает, что срок исковой давности за май 2003 года не истек, поскольку иск был принят судом 30 мая 2006 года, а счет за оказанные в мае услуги по проезду инвалидов был выставлен 16 июня 2003 года (по условиям контракта до 17 числа следующего месяца). Также истец не согласен с вычетом суммы НДС из размера взыскиваемых убытков.
Министерство финансов РФ также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Саратовской области от 26 ноября 2007 года отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что истцом не доказан размер убытков третьим слипом "купона кассира" и допущена счетная ошибка в пересчете НДС.
Апелляционная коллегия, в соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по имеющимся в деле доказательствам проверяет законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части, против чего лицами, участвующими в деле, возражений не заявлено.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей сторон, судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции в части подлежит изменению.
Истец основывает свои требования тем обстоятельством, что в 2003 году, из-за предоставления скидки инвалидам при оплате стоимости проезда на межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутах железнодорожного транспорта и отсутствия возмещения убытков за счет средств федерального бюджета, ОАО "Российские железные дороги", в лице филиала Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги, понесло убытки в сумме 1020167 рублей 60 копеек.
В силу п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законами или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров или багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу ст. 4 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся: разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением, утверждение и финансирование федеральных базовых программ реабилитации инвалидов, установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов.
Статьей 30 указанного Федерального закона установлено предоставление инвалидам 50% скидки со стоимости проезда на междугородных линиях_ железнодорожного_ транспорта с 1 октября по 15 мая и 1 раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам 1 и 2 групп и детям - инвалидам, а также лицам, сопровождающим инвалидов 1 группы и детей - инвалидов, кроме того, предоставлено право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно_
Требования истца о возмещении убытков основаны на нормах гражданского законодательства и Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которыми предусмотрена обязанность субъекта Федерации возместить организации расходы из бюджета, а органу исполнительной власти утвердить порядок возмещения расходов.
В данном случае порядок возмещения расходов Железной дороге закреплен Контрактом N 95 "О компенсации расходов по реализации льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 13 января 2003 года, заключенным между Министерством труда и социального развития Саратовской области и ФГУП "Юго -Восточная железная дорога".
Срок действия контракта определен с 1 января 2003 года по 31 декабря 2003 года.
Пунктом 3.1 контракта установлен порядок предоставления перевозчиком доказательств о факте перевозки инвалидов и стоимости проезда, подлежащей возмещению (форма 1,2,3): счетов- фактур и информации, подтверждающей факт перевозки инвалидов, размер понесенных расходов по форме реестров, с указанием даты перевозки, наименования маршрута, ФИО инвалида, N удостоверения, N билета и стоимости проезда, стоимость, подлежащая возмещению.
В пункте 1.2 Контракта был указан источник финансирования убытков - в пределах бюджетных ассигнований на 2003 год.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ". Действие Порядка продлено на 2002 - 2004 гг.
Согласно данному Порядку Министерство финансов РФ зачисляет субсидии на счета бюджетов субъектов РФ, открытые в органах Федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.
В 2003 году финансирование Министерства труда и социального развития Саратовской области из Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" составило 70 957 тысяч рублей, в том числе на оплату проезда на пригородном, городском и междугородном транспорте - 8904,03 тысяч рублей, на оплату проезда к месту лечения и обратно - 340 тысяч рублей.
Истцу по контракту N 95 в общей сложности было перечислено 723 тысячи 261 рубль 30 копеек, в том числе на проезд к месту лечения и обратно - 33 тысячи 261 рубль 30 копеек.
Выделенные их Фонда компенсаций денежные средства Министерством труда и социального развития Саратовской области были использованы в полном объеме и строго по целевому назначению (т.3 л.д.35-60).
Как следует из письма N 1391 от 16 мая 2003 года в Министерство труда и социального развития РФ (т.3 л.д.54) и расчетов Министерства труда и социального развития Саратовской области минимальная потребность на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" по Саратовской области на 2003 год составляла 704062 тысячи рублей, при лимите бюджетного финансирования 71150 тысяч рублей.
Доказательств того, что в федеральном бюджете на 2003 год было заложено в достаточном объеме финансирование предусмотренных указанным Законом льгот Министерством финансов РФ, на которое "Положением о Министерстве финансов РФ", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 N 273, возложена обязанность по разработке проекта федерального бюджета, Министерством финансов РФ не представлено. Также не представлено доказательств нецелевого расходования средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели, другими лицами, в том числе Министерством труда и социального развития Саратовской области.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На истца как на коммерческую организацию не возложено бремя по реализации федеральных законов. Выполнение этой обязанности юридическим лицом противоречит целям его деятельности.
Российская Федерация, установив Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" отдельным категориям граждан льготы по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте и в виде оплаты в размере 50 процентов стоимости проезда, приняла на себя и обязанность полного возмещения транспортным предприятиям расходов по предоставлению данных льгот за счет средств федерального бюджета.
Источником финансирования названных льгот является федеральный бюджет.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца. Расходы, понесенные Дорогой в 2003 году при предоставлении услуг по реализации льгот, предоставленных инвалидам в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", и не возмещенные из федерального бюджета, составили 1020106,3 руб.
Принимая федеральный закон о федеральном бюджете на 2003 год, государство не отменяло и не приостанавливало действие Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей должны быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Поскольку органы государственной власти не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суд первой инстанции правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворил исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
Доводы Министерства финансов РФ о недоказанности истцом размера причиненных ему убытков в полном объеме противоречат материалам дела.
Из имеющихся в деле доказательств бесспорно установлено причинение истцу убытков за период с мая по декабрь 2003 года на сумму 712735,8 рублей, без учета НДС - 604013 рублей.
Данное обстоятельство подтверждается: счетами - фактурами (т.1 л.д.14 - 26), справкой о взаиморасчетах (т.35 л.д.144-145), реестрами оформленных проездных документов по предоставлению льгот во внутригосударственном и междугороднем сообщениях по системе АСУ и без применения указанной системы (т.1 л.д.27-150, т.2 л.д.1-134, т.35 л.д.101-141).
Факт предоставления указанных льгот в междугородних железнодорожных сообщениях, а также к месту лечения и обратно подтверждается также первичными проездными документами (третий слип "купон кассира"), оформленными автоматизированной системой продажи пассажирских билетов "Экспресс" (далее - АСУ "Экспресс"), а также талонами, выдаваемыми органами социальной защиты лицам, имеющим право на данную льготу.
Данные проездные документы (билеты), имеющиеся в материалах дела (т.3 л.д.84-150, тома 4 - 33, т. 34 л.д.38-150, т.35 л.д.1-51), содержат информацию о ФИО граждан, основании предоставления льготы, ее размере, маршруте следования, номере удостоверения. Льготные или бесплатные билеты оформляются гражданам в обмен на талоны при предъявлении листа талона в указанные законодательством периоды и документа, подтверждающего право на льготу.
Использование указанной системы для оформления и продажи проездных документов (билетов) предусмотрено п. 8 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30 (зарегистрировано в Министерстве Российской Федерации 08.08.2002 N 3675).
На оставшуюся сумму 51192,2 рублей (с НДС включительно): за май - 2 393,6 рублей, июнь - 9 204 руб., июль - 13395,9 руб., август - 11301,1 руб., октябрь - 1 293,5 руб., ноябрь - - 5395,5 руб., декабрь - 8208,6 руб., - истец не предоставил соответствующих доказательств: отсутствует (третий слип "купон кассира"), а сведения, представленные истцом в одностороннем порядке в реестре, не подтверждены реестрами АСУ.
Апелляционный суд находит, что при таких обстоятельствах истец не доказал наличие убытков в размере 51192,2 рублей за период с мая по декабрь 2003 года, у ОАО "Российские железные дороги", в лице филиала Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги, при реализации льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В указанной части во взыскании убытков следует отказать.
Апелляционный суд считает неосновательными доводы истца в апелляционной жалобе о неправомерном вычете судом первой инстанции суммы НДС из размера взыскиваемых убытков.
В соответствии с положением ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами в связи с применением налогоплательщиками цен с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Поэтому, предоставляя льготы инвалидам в размере 50-процентной стоимости оплаты проезда на железнодорожном транспорте, истец обязан был уплачивать НДС с фактически полученной суммы.
Сумма добровольно переплаченного НДС не может быть взыскана в рамках требования о возмещении вреда, причиненного в результате неисполнения государственным органом Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Вместе с тем, апелляционный суд находит возможным применить срок исковой давности, исчислив его течение с 1 июня 2003 года (за период - май 2003 года).
В соответствии со статьей 200 ГК РФ, "Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права_ По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства_"
В связи с этим по искам о взыскании убытков течение срока исковой давности начинается с момента предоставления льгот и выставления счета на оплату.
Поскольку ОАО "Российские железные дороги", в лице филиала Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги, обратилось в суд 30 мая 2006 года, то трехлетний срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, за период предоставления льгот в мае - декабре 2003 года истцом не пропущен.
При таких обстоятельствах, о нарушении своего права истец должен был узнать с момента реализации гражданами права на льготный проезд.
Поскольку льгота по проезду производилась названной категории граждан ежемесячно, следовательно, право на возмещение убытков у истца возникло с 1 числа следующего месяца.
Кроме того, пунктом 3.1 контракта N 95 было предусмотрено предоставление документов на компенсацию льгот в срок до 17 числа следующего за отчетным месяца.
Фактически счет- фактура за май 2003 года была выставлена истцом 16 июня 2003 года и принята к проверке по условиям контракта 19 июня 2003 года (т.1 л.д.19).
Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Следовательно, суд первой инстанции необоснованно исключил из взыскиваемой суммы убытков, понесенные истцом расходы на реализацию льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за май 2003 года.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия находит, что решение арбитражного суда Саратовской области от 26 ноября 2007 года следует изменить в части, взыскав с Российской Федерации, в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации, в пользу истца - Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", в лице филиала Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги, убытки в сумме 604013 рублей (за минусом НДС), возникшие за период с 01.05.2003 года по 31.12.2003 года, в результате предоставления льготного проезда инвалидам на железнодорожном транспорте по межобластным, межкраевым, межреспубликанским маршрутам.
Соответственно, в порядке статьи 110 АПК РФ, изменяется размер взыскиваемой с ответчика в пользу истца государственной пошлины до 9829 рублей.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от "26" ноября 2007 года по делу N А57-8554/2006-40 изменить в части: Взыскать с Российской Федерации, в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца -Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", в лице филиала Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги, убытки в сумме 604013 рублей, возникшие за период с 01.05.2003 года по 31.12.2003 года, в результате предоставления льготного проезда инвалидам на железнодорожном транспорте по межобластным, межкраевым, межреспубликанским маршрутам и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 9829 рублей".
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273-277 АПК РФ.
Направить постановление арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.И. Агибалова |
Судьи |
А.Ю. Никитин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-8554/06-40
Истец: Ртищевское отделение Юго-Восточной железной дороги-филиала ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию , Управление Федерального казначейства по Саратовской области, Министерство финансов Саратовской области, Министерство финансов РФ, Министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области