Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2011 г. N 01АП-833/2011
г. Владимир |
|
"21" марта 2011 г. |
Дело N А38-4338/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.03.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой И.А.,
рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гален", пос.Советский Республики Марий Эл, на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 14.01.2011 по делу N А38-4338/2010, принятое судьей Коноваловым И.М.,
по заявлению прокурора Советского района Республики Марий Эл о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Гален" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Третье лицо: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Марий Эл.
В судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Гален" - Дмитриев А.С. по доверенности от 14.03.2011 сроком действия до 14.03.2012.
Прокурор Советского района Республики Марий Эл надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 15053), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Марий Эл надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 15054), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил. Факсимильным письмом от 15.03.2011 N И12-248/11 (входящий N01АП-833/11 от 16.02.2011) ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В отношении общества с ограниченной ответственностью "Гален" (далее по тексту - Общество) по поступившей из Отдела социальной защиты населения и труда в Советском районе Республики Марий Эл информации о нарушениях прав инвалидов прокуратурой Советского района Республики Марий Эл проведена внеплановая проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности и законодательства об инвалидах в аптеке по адресу: Республика Марий Эл, Советский район, п.Советский, ул. Калинина, д. 22В.
По результатам проверки составлены протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 15.11.2010 и справка от 23.11.2010, в которых зафиксированы грубые нарушения, допущенные Обществом при осуществлении фармацевтической деятельности.
На основании проведенной проверки 08.12.2010 прокурором Советского района Республики Марий Эл в отношении Общества было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку в силу статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административной ответственности, предусмотренной статьёй 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подведомственны арбитражным судам, прокурор Советского района Республики Марий Эл обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 14.01.2011 заявленное требование удовлетворено. Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
В апелляционной жалобе Общество указывает на неприменение судом первой инстанции статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как считает, что совершенное им административное правонарушение является малозначительным.
Прокурор Советского района Республики Марий Эл отзыв на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представил, явку полномочного представителя не обеспечил.
Третье лицо - Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Марий Эл в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). При этом понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
На основании пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение о лицензировании фармацевтической деятельности), лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются в том числе: соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения (аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, требований части 3 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" (подпункт "г"); соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, правил хранения лекарственных средств для медицинского применения (подпункт "з"). В силу части 2 статьи 55, части 2 статьи 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - ФЗ "Об обращении лекарственных средств") правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, правила хранения лекарственных средств утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные правила отпуска и хранения лекарственных средств утверждены приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 "Об утверждении Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003" (далее - ОСТ 91500.05.0007-2003), приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2005 N785 "О Порядке отпуска лекарственных средств", приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" (далее - Правила хранения лекарственных средств). В соответствии с пунктом 1.2 ОСТ 91500.05.0007-2003 является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.
Согласно пункту 1.1 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785, он определяет требования к отпуску лекарственных средств аптечными учреждениями (организациями) независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности.
В силу пункта 1 Правил хранения лекарственных средств указанные правила устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения, регламентируют условия хранения лекарственных средств для медицинского применения и распространяются на аптечные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность.
Согласно пункту 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности под грубым нарушением лицензионных требований и условий понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных в том числе подпунктами "г" и "з" Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлено нарушение Обществом правил хранения лекарственных средств, требующих защиты от света.
Так, в аптеке Общества по адресу: Республика Марий Эл, Советский район, п. Советский, ул. Калинина, д. 22В, на открытую витрину торгового зала выложены препараты: Пантенол спрей 130 мл., серия 052010, производитель ООО ПТФ "Фармаком", Викаир таблетки N 10, серия 100410, производитель ОАО "Фармстандарт", Энтеродез 5,0, серия 140610, производитель ОАО "Мосхимфармпрепараты им. Н.А. Семашко".
Торговый зал аптеки имеет незащищенные окна (отсутствуют жалюзи, светоотражающая пленка, козырьки и др.).
В соответствии с пунктом 5.4 ОСТ 91500.05.0007-2003 лекарственные препараты (лекарственные средства) следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды в соответствии с установленными требованиями. Указанные требования установлены Правилами хранения лекарственных средств, утвержденными приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н, согласно пункту 24 которых лекарственные средства, требующие защиты от действия света, хранятся в помещениях или специально оборудованных местах, обеспечивающих защиту от естественного и искусственного освещения. В силу пункта 26 Правил хранения лекарственных средств лекарственные препараты для медицинского применения, требующие защиты от действия света, упакованные в первичную и вторичную (потребительскую) упаковку, следует хранить в шкафах или на стеллажах при условии принятия мер для предотвращения попадания на указанные лекарственные препараты прямого солнечного света или иного яркого направленного света (использование светоотражающей пленки, жалюзи, козырьков и др.). Хранение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется в соответствии с требованиями государственной фармакопеи и нормативной документации, а также с учетом свойств веществ, входящих в их состав (пункт 40 Правил хранения лекарственных средств). Организации должны осуществлять хранение лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата (пункт 42 Правил хранения лекарственных средств).
В ходе проверки также установлено нарушение Обществом правил хранения лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры.
Так, в холодильнике N 1 аптеки Общества при температуре +10°С хранились лекарственные препараты: интерферон, раствор для местного применения и ингаляций, серия 685, в количестве 4 упаковок (согласно инструкции по применению должен храниться при температуре от +2 до +8°С); интерферон лиофилизат для приготовления раствора для интраназального введения 1000 МЕ N10, серия 863, в количестве 2 упаковок (согласно инструкции по применению должен храниться при температуре от +2 до +8°С); виферон, мазь для наружного применения, серия 007А, в количестве 2 упаковок (согласно инструкции по применению должна храниться при температуре до +8°С) (л.д. 79-83). В шкафу торгового зала аптеки при температуре +19°С хранился лекарственный препарат кларотадин, сироп 5 мг/5мл, серия 10110, производитель ОАО "Акрихин" (согласно инструкции по применению должен храниться при температуре от +12°С до 15°С) (л.д. 84-85).
В соответствии с пунктом 5.4 ОСТ 91500.05.0007-2003 лекарственные препараты (лекарственные средства) следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды в соответствии с установленными требованиями. Указанные требования установлены Правилами хранения лекарственных средств, утвержденными приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н (далее - Правила хранения лекарственных средств), согласно пункту 32 которых хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
В ходе проверки установлено нарушение способов систематизации при хранении лекарственных средств.
В аптеке Общества приказом от N 32 от 14.12.2005 утвержден порядок хранения лекарственных препаратов по способу назначения (внутреннее, наружное, инъекционные формы и др.), токсикологическим и фармакологическим группам, в соответствии с физико-химическими свойствами, с учетом установленных сроков годности (л.д. 55). В нарушение данного приказа в шкафу в торговом зале аптеки совместно хранятся лекарственные препараты разные по способу применения: совместно с лекарственными препаратами для внутреннего применения (цетрин таблетки 10 мг N20, кларитин таблетки 10 мг N10, серия 8RXFA15006, супрастин таблетки 25 мг N20, серия 366А0709) хранятся лекарственные препараты для наружного применения (кромогексал раствор для ингаляций 20 мг/20 мл, серия 915785) (л.д. 86-91).
В соответствии с пунктом 5.2 ОСТ 91500.05.0007-2003 при хранении лекарственных препаратов (лекарственных средств) используются следующие способы систематизации:
- по токсикологическим и фармакологическим группам; по способу применения;
- в алфавитном порядке;
- в соответствии с позициями компьютерного учета.
Принятый способ хранения лекарственных препаратов (лекарственных средств) должен быть оговорен в приказе по аптечной организации и доведен до сведения персонала аптечной организации.
В ходе проверки установлено, что Обществом не обеспечен беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в аптеку. В силу пункта 3.1 ОСТ 91500.05.0007-2003 все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Допускается вход (выход) в аптечную организацию через помещение другой организации. Аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для мало-мобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73, в соответствии со статьями 2, 3, 6, пунктом 1 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Из материалов дела следует, что на день проверки вход в аптеку Общества, расположенную по адресу: Республика Марий Эл, Советский район, п. Советский, ул. Калинина, д. 22В, не оборудован устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения - пандусом, а наружная лестница не имела поручней (л.д. 50-51).
Таким образом, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное обстоятельство Обществом фактически не оспаривается, однако оно считает, что совершённое им правонарушение является малозначительным.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Между тем, оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, принимая во внимание характер и степень общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции не нашёл исключительности в характере совершенного административного правонарушения
Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 14.01.2011 по делу N А38-4338/2010 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гален", пос. Советский, Республики Марий Эл, оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-4338/2010
Истец: Прокурор Советского района Республики Марий Эл, Прокурор Советского района РМЭ
Ответчик: ООО "ГАЛЕН"
Третье лицо: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития ро РМЭ, ТО Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по РМЭ
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-833/2011