Комментарий к письму Минфина России
от 13.04.2006 N 03-04-11/65
Принять к вычету НДС по оборудованию к установке можно сразу после учета на счете 07. Даже если впоследствии оно не получит собственного инвентарного номера, а войдет в состав другого основного средства. Финансисты также полагают, что специальный порядок восстановления НДС по недвижимости можно применять лишь к тем объектам, которым амортизация стала начисляться после 1 января 2006 года.
В опубликованном письме специалисты финансового ведомства рассмотрели три вопроса, касающиеся исчисления НДС. Так, Минфин указал, что в случае изготовления нестандартизированного оборудования своими силами организация не должна начислять НДС на произведенные расходы, если она учитывает их при расчете налога на прибыль. Два других вопроса связаны с новыми правилами расчета НДС. Финансисты указали в письме, на какие объекты недвижимости распространяется введенный особый порядок восстановления налога, а также разъяснили, влияет ли на применение налогового вычета по оборудованию, требующему монтажа, дальнейший способ учета его в качестве основного средства. Остановимся на этих вопросах подробнее.
Если оборудование к установке - часть основного средства
С 2006 года НДС по оборудованию, которое требует монтажа, можно принять к вычету после учета его на счете 07. Последние сомнения по этому поводу были устранены поправками, внесенными в пункт 1 статьи 171 Налогового кодекса Законом от 28.02.2006 N 28-ФЗ.
В опубликованном документе финансисты подчеркивают: тот факт, что организация впоследствии не присвоит оборудованию отдельный инвентарный номер, а учтет его как часть другого основного средства, не может быть помехой для вычета. То есть даже в случае, когда известно, что в состав строящегося основного средства войдет приобретенное оборудование, требующее монтажа, зачесть НДС по нему можно, не дожидаясь ввода в эксплуатацию построенного объекта.
Новый порядок только для "новой" недвижимости
Закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ ввел особый льготный порядок восстановления зачтенного ранее НДС по недвижимости, который был предъявлен продавцом при покупке, подрядчиками при проведении строительства или же начислен при выполнении строительно-монтажных работ для собственных нужд.
В соответствии с пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса обязанность вернуть в бюджет НДС возникает в случае использования недвижимости для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 Налогового кодекса. То есть при использовании для операций, не признаваемых реализацией, не облагаемых НДС или тех, местом осуществления которых Россия не является. Также восстановить налог придется в случае, когда владелец недвижимости получает освобождение от обязанностей плательщика НДС или перестает им быть в связи с переходом на "упрощенку" или "вмененку".
Отражать восстановление налога нужно по окончании календарного года в течение 10 лет с момента, когда по объекту недвижимости стала начисляться амортизация. То есть и за прошедшие налоговые периоды.
При этом законодатели разрешили не восстанавливать НДС по полностью с амортизированной недвижимости и объектам, которые до возникновения необходимости возвратить налог в бюджет эксплуатировались не менее 15 лет.
В опубликованном письме Минфин рассмотрел вопрос о том, по каким объектам недвижимости можно восстанавливать налог в данном порядке. По мнению финансистов, поскольку новая норма вступила в силу с 1 января 2006 года, то и восстанавливать налог по правилам пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса нужно только в отношении недвижимости, которую начали амортизировать после 1 января этого года. Данная позиция нашла отражение и в порядке заполнения декларации по НДС (п. 33 приложения 4 к приказу Минфина России от 28.12.2005 N 163н).
В связи с этим, естественно, возникает вопрос: как нужно восстанавливать налог по недвижимости, которую организации начали амортизировать до 1 января 2006 года? Минфин в своем письме разъяснений по этому поводу не дает. Однако очевидно, что если специальный порядок применить нельзя, нужно руководствоваться общими правилами восстановления налога, которые приведены в подпункте 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса. НДС по недвижимости в таком случае нужно будет восстанавливать не в течение 10 лет, а единовременно в размере, пропорциональном остаточной стоимости этого основного средства по данным бухгалтерского учета. Такое положение вещей, конечно, невыгодно налогоплательщикам.
В то же время Налоговый кодекс не содержит никаких ограничений по применению льготного порядка восстановления НДС по недвижимости. Закон N 119-ФЗ также не установил каких-либо переходных положений в отношении новой нормы. Действительно, последняя вступила в силу с 1 января 2006 года. Поэтому, если организация начала использовать недвижимость для осуществления не облагаемых НДС операций после этой даты, логично предположить, что ей следует восстанавливать налог именно согласно новому порядку, действующему на этот момент. Независимо от того, когда фирма начала амортизировать недвижимость.
Однако, как мы отметили, разъяснения Минфина находят отражение и в порядке заполнения декларации по НДС. Поэтому фирмам, все же решившим применить льготный порядок восстановления НДС по недвижимости, которую они начали амортизировать еще до 1 января 2006 года, споров с инспекторами не избежать.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 12, июнь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.