г. Саратов |
Дело N А57-8547/2006-03 - 44 |
резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2008 года.
в полном объеме постановление изготовлено 30 июня 2008 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Агибаловой Галины Ивановны,
судей Никитина Александра Юрьевича, Клочковой Наталии Александровны,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Судаковой Н.В.
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от истца - Манжурина Владимира Васильевича, действующего на основании доверенности от 2 апреля 2007 года,
От ответчиков:
Министерства по финансам РФ - Драбатулина Александра Николаевича, действующего на основании доверенности от 14 января 2008 года, Падве Романа Юльевича, действующего на основании доверенности от 11 декабря 2007 года N 02-12/11756,
Министерства финансов Саратовской области - Яковлевой Наталии Александровны, действующей на основании доверенности от 29 декабря 2007 года, N 08-03-01/5,
От третьего лица: Министерства социального развития Саратовской области - Алексеевой Наталии Евгеньевны, действующей на основании доверенности N 124-ПО от 2 апреля 2008 года,
рассмотрев апелляционную жалобу от 19 мая 2008 года N 2-15/4373 Управления Федерального казначейства по Саратовской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 февраля 2008 года по делу N А57-8547/2006-3-44 (судья Игнатьев Д.Ю.)
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва, в лице Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Ртищево, Саратовская область,
к 1. Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области, г. Саратов,
2. Министерству финансов Саратовской области, г. Саратов,
третье лицо: Министерство социального развития Саратовской области, г. Саратов,
о взыскании убытков в сумме 163638 руб. 40 коп.
В ходе судебного разбирательства судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 12 час. 15 мин. 26 июня 2008 года до 11 час. 40 мин. 30 июня 2008 года
УСТАНОВИЛ
ОАО "Российские железные дороги", в лице филиала Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги, обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к ответчикам: Министерству финансов Саратовской области, Министерству финансов Российской Федерации, в лице Управления федерального казначейства МФ РФ по Саратовской области, третьему лицу: Министерству здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, - о взыскании убытков в сумме 163638 руб. 40 коп., причиненных неисполнением Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в российской Федерации" за период с 1 декабря по 31 декабря 2004 года.
Определением суда первой инстанции от 3 октября 2006 года производство по делу было прекращено, по п.1,2 ст. 150 АПК РФ, поскольку истец повторно обратился с иском по тому же предмету и основанию (т.1 л.д.131 - 132).
Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 7 декабря 2006 года указанное определение оставлено без изменения (т.1 л.д. 154-155).
Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 апреля 2007 года определение суда первой инстанции от 3 октября 2006 года отменено, дело передано на рассмотрение по существу заявленных требований (т.2 л.д. 26).
Определением N 9510/07 от 8 августа 2007 года Высший Арбитражный Суд РФ отказал в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ дела N А57-8547/2006-03 для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 апреля 2007 года (т.5 л.д.16).
Судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу была произведена замена третьего лица в порядке процессуального правопреемства, в соответствии со статьей 48 АПК РФ, с Министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области на Министерство социального развития Саратовской области (т.5 л.д.67- 71).
Решением арбитражного суда Саратовской области от 14 февраля 2008 года исковые требования удовлетворены частично, на сумму 152106 рублей 50 копеек, в остальной части иска отказано.
Ответчик, Министерство финансов Российской Федерации, в лице Управления федерального казначейства МФ РФ по Саратовской области, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Саратовской области от 14 февраля 2008 года отменить и принять новый судебный акт, которым прекратить производство по делу.
Заявитель жалобы указывает, что заявленные истцом требования уже были предметом судебного рассмотрения по арбитражному делу N А-57-2234/05-15, кроме того, судом первой инстанции не исследован вопрос правомерности включения в суммы убытков налога на добавленную стоимость.
Истец возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, оценивает принятое по делу решение как законное и обоснованное, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная коллегия, в соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по имеющимся в деле доказательствам проверяет законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части, против чего лицами, участвующими в деле, возражений не заявлено.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей сторон, судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции в части подлежит изменению.
Истец основывает свои требования тем обстоятельством, что в декабре 2004 года, из-за предоставления скидки инвалидам при оплате стоимости проезда на межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутах железнодорожного транспорта и отсутствия возмещения убытков за счет средств федерального бюджета, ОАО "Российские железные дороги", в лице филиала Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги, понесло убытки в сумме 163638 руб. 40 коп.
В силу п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законами или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров или багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу ст. 4 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся: разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением, утверждение и финансирование федеральных базовых программ реабилитации инвалидов, установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов.
Статьей 30 указанного Федерального закона установлено предоставление инвалидам 50% скидки со стоимости проезда на междугородных линиях_ железнодорожного_ транспорта с 1 октября по 15 мая и 1 раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам 1 и 2 групп и детям - инвалидам, а также лицам, сопровождающим инвалидов 1 группы и детей - инвалидов, кроме того, предоставлено право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно_
Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении N 23 от 22.06.2006 разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования (п. п. 1, 18 Постановления).
В данном случае порядок возмещения расходов Железной дороге закреплен Контрактом N 7 от 3 марта 2004 года "О компенсации расходов по реализации льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации на железнодорожных перевозках", заключенным между Министерством труда и социального развития Саратовской области и ОАО ""Российские железные дороги" (т.1 л.д.98-100).
Срок действия контракта определен с 1 января 2004 года по 31 декабря 2004 года.
Пунктом 3.1 контракта установлен порядок предоставления перевозчиком доказательств о факте перевозки инвалидов и стоимости проезда, подлежащей возмещению (форма 1,2,3): счетов- фактур и информации, подтверждающей факт перевозки инвалидов, размер понесенных расходов по форме реестров, с указанием даты перевозки, наименования маршрута, ФИО инвалида, N удостоверения, N билета и стоимости проезда, стоимость, подлежащая возмещению.
В пункте 1.1 Контракта был указан источник финансирования убытков - в пределах бюджетных ассигнований на 2004 год.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ". Действие Порядка продлено на 2002 - 2004 гг.
Согласно данному Порядку Министерство финансов РФ зачисляет субсидии на счета бюджетов субъектов РФ, открытые в органах Федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.
Как установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области по делу N А-57-2234/05-15, с участием тех же лиц, в 2004 году финансирование Министерства труда и социального развития Саратовской области из Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" составило 33048 тысяч рублей.
Данная сумма была полностью использована на соответствующие выплаты. Расходы ОАО "РЖД" не были компенсированы из - за недостаточности денежных средств.
Счет - фактура N 2 от 16 января 2005 года (за декабрь 2004 года) на сумму 163638 руб. 40 коп к оплате не принята, так как была предъявлена истцом по истечении срока действия контракта.
Указанное обстоятельство не подлежит доказыванию в силу его преюдициональности (т1 л.д.93-95).
Судом первой инстанции было отказано истцу во взыскании убытков за декабрь 2004 года, заявленных в рамках Контракта N 7 от 3 марта 2004 года "О компенсации расходов по реализации льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации на железнодорожных перевозках", в связи с тем, что указанные убытки были заявлены за пределами действия контракта.
Вместе с тем, это не лишило истца права на взыскание понесенных им в декабре 2004 года убытков на основании федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ".
Довод подателя апелляционной жалобы о прекращении производства по делу уже был предметом рассмотрения судов всех уровней и является неправомерным.
Заявителем жалобы, Министерство финансов Российской Федерации, в лице Управления федерального казначейства МФ РФ по Саратовской области, не предоставлено доказательств того, что в федеральном бюджете на 2004 год было заложено в достаточном объеме финансирование предусмотренных указанным Законом льгот Министерством финансов РФ, на которое "Положением о Министерстве финансов РФ", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 N 273, возложена обязанность по разработке проекта федерального бюджета.
Также не представлено доказательств нецелевого расходования средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели, другими лицами, в том числе Министерством труда и социального развития Саратовской области.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На истца как на коммерческую организацию не возложено бремя по реализации федеральных законов. Выполнение этой обязанности юридическим лицом противоречит целям его деятельности.
Российская Федерация, установив Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" отдельным категориям граждан льготы по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте и в виде оплаты в размере 50 процентов стоимости проезда, приняла на себя и обязанность полного возмещения транспортным предприятиям расходов по предоставлению данных льгот за счет средств федерального бюджета.
Источником финансирования названных льгот является федеральный бюджет.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.
Расходы, понесенные Дорогой в декабре 2004 года при предоставлении услуг по реализации льгот, предоставленных инвалидам в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", и не возмещенные из федерального бюджета, составили 138676 рублей 61 копейка.
Принимая федеральный закон о федеральном бюджете на 2004 год, государство не отменяло и не приостанавливало действие Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей должны быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Поскольку органы государственной власти не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суд первой инстанции правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворил исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
Размер убытков подтвержден данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс", проездными документами, реестрами льготников.
Из имеющихся в деле доказательств бесспорно установлено причинение истцу убытков за декабрь 2004 года на сумму 138676 рублей 61 копейка, без учета НДС.
Данное обстоятельство подтверждается: расчетом истца, реестрами оформленных проездных документов по предоставлению льгот во внутригосударственном и междугороднем сообщениях по системе АСУ (т.1 л.д.23-85).
Факт предоставления указанных льгот в междугородних железнодорожных сообщениях, а также к месту лечения и обратно подтверждается также первичными проездными документами (третий слип "купон кассира"), оформленными автоматизированной системой продажи пассажирских билетов "Экспресс" (далее - АСУ "Экспресс"), а также талонами, выдаваемыми органами социальной защиты лицам, имеющим право на данную льготу.
Данные проездные документы (билеты), имеющиеся в материалах дела (т.2 л.д.43-150, том 3, том 4 л.д.1 -142), содержат информацию о ФИО граждан, основании предоставления льготы, ее размере, маршруте следования, номере удостоверения. Льготные или бесплатные билеты оформляются гражданам в обмен на талоны при предъявлении листа талона в указанные законодательством периоды и документа, подтверждающего право на льготу.
Использование указанной системы для оформления и продажи проездных документов (билетов) предусмотрено п. 8 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30 (зарегистрировано в Министерстве Российской Федерации 08.08.2002 N 3675).
При этом апелляционный суд, установив, что общая сумма понесенных ОАО ""Российские железные дороги" убытков определена с включением суммы налога на добавленную стоимость, исключает суммы налога на добавленную стоимость, определив ко взысканию 138676 рублей 61 копейка.
В соответствии с п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Исходя из данной нормы права компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного к ее выплате государственного органа, не является объектом налогообложения.
Предоставляя льготы инвалидам в размере 50-процентной стоимости оплаты проезда на железнодорожном транспорте, истец обязан был уплачивать НДС с фактически полученной суммы.
Следовательно, устанавливая размер расходов, подлежащих возмещению, суд первой инстанции неправомерно включил сумму налога на добавленную стоимость в размер убытков, подлежащих взысканию.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия находит, что решение арбитражного суда Саратовской области от 14 февраля 2008 года следует изменить в части, взыскав с Российской Федерации, в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации, в пользу истца - Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", в лице филиала Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги, убытки в сумме 138676 рублей 61 копейка (за минусом НДС), возникшие за декабрь 2004 года, в результате предоставления льготного проезда инвалидам на железнодорожном транспорте по межобластным, межкраевым, межреспубликанским маршрутам.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 февраля 2008 года по делу N А57-8547/2006-3-44 изменить в части, взыскав 138676,61 руб. В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273-277 АПК РФ.
Направить постановление арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.И. Агибалова |
Судьи |
А.Ю. Никитин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-8547/06
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Министерство финансов РФ в лице УФК по области, Министерство финансов РФ, Министерство финансов Саратовской области
Третье лицо: Министерство социального развития Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2008 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3503/2008