г. Саратов |
Дело N А12-5797/2008-С55 |
7 июля 2008 г. |
|
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Агибаловой Галины Ивановны,
судей Клочковой Наталии Александровны, Лыткиной Ольги Викторовны,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Судаковой Н.В.
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом (уведомления о вручении адресатам почтовых отправлений приобщены к материалам дела)
рассмотрев апелляционную жалобу от 19 мая 2008 года N 11-28/1-63394б Федеральной налоговой службы России, г. Москва, в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Волгоградской области, г. Камышин, Волгоградская область,
на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 мая 2008 года по делу N А12-5797/2008-С55 (судья Толмачева О.А.)
по заявлению Федеральной налоговой службы России о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника, автономной некоммерческой организации Футбольный клуб "Ротор-Камышин", г. Камышин, Волгоградская область,
УСТАНОВИЛ
Федеральная налоговая служба России обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника, автономной некоммерческой организации Футбольный клуб "Ротор-Камышин".
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 7 мая 2008 года производству по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что у должника отсутствует имущество достаточное для покрытия расходов, доказательств вероятности обнаружения такого имущества не представлено, в дело не вступили кредиторы, готовые нести расходы в деле о банкротстве.
Федеральная налоговая служба России, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Волгоградской области от 7 мая 2008 года отменить, заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Апелляционный суд, в соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по имеющимся в деле доказательствам проверяет законность и обоснованность судебных актов в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд находит, что определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Из материалов дела следует, что 9 апреля 2008 года Федеральная налоговая служба России обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника, автономной некоммерческой организации Футбольный клуб "Ротор-Камышин", по следующим основаниям: автономная некоммерческая организация фактически прекратила свою деятельность, имущества должника недостаточно для покрытия судебных расходов, долг по обязательным платежам составил 68911 рублей 51 копеек, без учета штрафных санкций и пени.
В соответствии со статьей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 года N 129-ФЗ, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо).
Такое юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о регистрации.
В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами всех уровней (пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 года N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц").
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67, рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.
Согласно сведениям о закрытии банковских счетов, последний счет должника закрыт - 25.12.2001 года (т.1 л.д. 40).
Последний бухгалтерский баланс должника представлен в налоговый орган за двенадцать месяцев 2007 года с "нулевыми" показателями (т.1 л.д.104-108).
Судом установлено и Инспекцией не оспаривается, что автономная некоммерческая организация является недействующим юридическим лицом, а, следовательно, имеются основания для ее исключения из Реестра в предусмотренном Законом о регистрации порядке (по решению регистрирующего органа).
Согласно пункту 3 Постановления N 67 при поступлении заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Кодекса, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из Реестра не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона о регистрации или признано недействительным в судебном порядке.
Если указанные обстоятельства выясняются в ходе возбужденного по заявлению налогового органа производства по делу о принудительной ликвидации (банкротстве) юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
По настоящему спору доказательств проведения процедуры исключения должника из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа или невозможности проведения такой процедуры заявителем не представлено.
То обстоятельство, что имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве, следует из ответов: УВД г. Камышина и Камышинского района Волгоградской области от 20.03.2006 года об отсутствии автотранспорта, Инспекции Волгоградоблгостехнадзора по Камышинскому району об отсутствии зарегистрированной самоходной техники, ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" Волгоградский филиал Отделение в г. Камышине от 01.04.2008г. об отсутствии недвижимого имущества в собственности у должника и ответа Управления Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области от 22.03.2006 г. об отсутствии сведений о зарегистрированных правах должника на имеющиеся у него объекты недвижимости (т.1 л.д.34,35,102,103).
Доказательств, подтверждающих наличие либо вероятность обнаружения имущества у должника, уполномоченным органом не представлено.
Как разъяснено в пункте 1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.
Поэтому пункт 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.
В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность перед бюджетами разных уровней.
Доводы уполномоченного органа о том, что у должника имеются непогашенные обязательства перед государством, что препятствует принятию решения об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц в процедуре, установленной статьей 21.1. Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с учетом того, что налоговые органы являются одновременного уполномоченными государственными органами в области регистрации юридических лиц и уполномоченными государственными органами публично-правовых образований, как кредиторов в рамках дела о банкротстве) не могут быть приняты во внимание.
Для реализации своих полномочий, как кредиторов по обязательным платежам, в рамках процедуры банкротства отсутствующих должников, налоговые органы, при подаче заявления в суд должны оценить целесообразность обращения в суд с таким заявлением. При этом, как указано в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 года N 67, должна быть учтена возможность погашения должником в процедуре банкротства как имеющейся недоимки по обязательным платежам, так и наличие у должника имущества, необходимого для покрытия расходов, связанных с проведением процедур банкротства.
Обоснованность решения налогового органа об инициировании процедуры банкротства в суде в отношении отсутствующего должника должна быть доказана в суде представлением доказательств наличия у должника имущества, позволяющего удовлетворить требования кредитора и погасить расходы, связанные с процедурой банкротства, либо доказательствами возможности удовлетворения таких требований и погашения расходов за счет имущества иных лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, либо приобретших имущество должника по недействительным сделкам, возможность оспаривания которых не утрачена.
В противном случае выделенные налоговым органам денежные средства, на проведение процедур банкротства отсутствующих должников, не приведут к удовлетворению требований государства, как кредитора в рамках дела о банкротстве, инициирование и проведение таких процедур приведет к напрасному расходованию государственных средств для того чтобы установить формальный факт признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Именно для предотвращения таких последствий инициирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников законодатель внес изменения в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", установив внесудебную процедуру исключения из единого государственного реестра должников, фактически прекративших свою деятельность.
Положения действующего законодательства не препятствуют регистрирующему органу неоднократно инициировать процедуру, направленную на исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Отсутствие в заявлении уполномоченного органа информации о финансировании процедуры банкротства именно по данному должнику является основанием для возвращения заявления его подателю.
Суд первой инстанции установил, что уполномоченный орган не представил доказательств наличия денежных средств, необходимых для финансирования процедур банкротства автономной некоммерческой организации как отсутствующего должника, то в этом случае дело подлежало прекращению.
Поскольку заявитель не доказал наличие возможности удовлетворения за счет имущества отсутствующего должника требований по обязательным платежам и погашения расходов, связанных с проведением процедуры банкротства, в деле отсутствуют заявления иных кредиторов, готовых нести вышеуказанные расходы, суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу о банкротстве, в соответствии с п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 года N 67.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Определение Арбитражного суда Волгоградской области от 7 мая 2008 года по делу N А12-5797/2008-С55 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273-277 АПК РФ.
Направить постановление арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.И. Агибалова |
Судьи |
Н.А. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-5797/08
Истец: ФНС России, УФНС России по Волгоградской области, МРИ ФНС N3 по Волгоградской области
Ответчик: АНО Футбольный клуб "Ротор-Камышин"
Третье лицо: УФРС РФ по Волгоградской области, НП саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Межрегиональный центр экспертов и профессиональных управляющих"
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2008 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3409/2008