г. Томск |
Дело N 07АП-1445/11 |
|
(А45-16727/2010) |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2011 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Сухотиной В.М.
Судей: Зубаревой Л.Ф. Мухиной И.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дроздовой М.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Алтай-Кокс"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21 декабря 2010 года
по делу N А45-16727/2010 (судья Уколов А.А.)
по иску открытого акционерного общества "Алтай-Кокс" (ОГРН 1022200704712)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" (ОГРН 1037739877295)
об обязании восстановить на лицевом счете сумму необоснованно списанного штрафа в размере 66 613,20 рублей
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Алтай-Кокс" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" об обязании восстановить на его лицевом счете сумму необоснованного списанного штрафа в размере 66 613, 20 рублей.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 21 декабря 2010 года в иске отказано.
Не согласившись с решением суда, истец в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Требования жалобы обоснованы ссылками на неправильное применение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании закона.
Ответчик в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Алтай-Кокс" и ОАО Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" заключен договор N 23/Н от 01 июня 2000 года, связанный с эксплуатацией комплекса железнодорожных подъездных путей ОАО "Алтай - Кокс", примыкающих к станции Заринская Западно-Сибирской железной дороги.
В период с 23 августа 2009 года по 31 августа 2009 года ОАО "РЖД" начислило ОАО "Алтай-Кокс" плату за пользование вагонами в сумме 257 085, 30 рублей и штраф за задержку вагонами в сумме 140 600 рублей, которые были списаны с лицевого счета клиента.
Полагая, что в результате неверного начисления платы за пользование вагонами и штрафа за задержку вагонов, с кода единого лицевого счета, присвоенного ОАО "Алтай-Кокс" необоснованно был списан штраф в сумме 66 613, 20 рублей, последнее обратилось к ОАО "РЖД" с претензией N 023/п-298-5228 от 08 октября 2009 года.
Считая, что ответчиком необоснованно не исполнено требование претензии, истец обратился с иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец не обосновал предложенного им алгоритма расчета иска положениям статьям 62, 99 УЖТ РФ и условиям заключенного договора
По условиям заключенного между сторонами договора N 23/Н от 01 июня 2000 года, связанного с эксплуатацией комплекса железнодорожных подъездных путей ОАО "Алтай - Кокс", примыкающих к станции Заринская ЗСЖД:
- на подъездном пути ветвевладельца устанавливается следующее технологическое время оборота вагонов: для поездов неорганизованных в маршруты: - летом 9,98 час., зимой 11,38 часа; для маршрутов - летом 17,8 час., зимой 19,0 часа (параграф 8);
- учет времени нахождения вагонов на подъездном пути осуществляется номерным способом по ведомостям подачи и уборки вагонов ф.ГУ-46 ВЦ (параграф 9);
- ветвевладелец по настоящему договору уплачивает дороге плату за пользование вагонами , контейнерами за время нахождения их на подъездном пути, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от ветвевладельца. Из оплачиваемого времени за пользование вагонами исключается время на производство маневровой работы с ними по расформированию и подгруппировке вагонов по грузополучателям; грузоотправителям, а также формирование маршрутов четных и нечетных поездов; время на ремонт и очистку вагонов (пункт "б" параграфа 12).
Обращаясь в суд с иском, истец в обоснование своих требований привел расчет начисления штрафа за задержку вагонов на основании ведомостей (л.д. 45 - 71), указав на неправильность расчетов ОАО "РЖД" и ссылаясь на статьи 39, 62, 99 и 100 УЖТ РФ.
Ответчик, возражая против заявленного иска, приводит в качестве правового обоснования эти же правовые нормы. Спор об общем периоде времени нахождения вагонов на путях необщего пользования, указанного в ведомостях подачи и уборки вагонов, отсутствует.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, спор между сторонами вызван различными подходами к расчету периода времени для начисления штрафных санкций, связанных с задержкой вагонов под погрузкой.
На основании статьи 55 УЖТ РФ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно статье 39 УЖТ РФ за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В силу статьи 99 УЖТ РФ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
В пунктах 34, 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 06 октября 2005 года "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", что в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами; согласно части 6 статьи 62 УЖТ РФ за задержку принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику штрафы, установленные статьей 99 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. Штраф подлежит взысканию за нарушения, указанные в статье 62 Устава, независимо от того, предусмотрен ли он в договоре. Время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей (технологический срок оборота вагонов), исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, контейнеров на выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. Следовательно, в отношениях, урегулированных договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, обслуживаемого локомотивом владельца пути, или договором на подачу и уборку вагонов, ответственность, предусмотренная частью 6 статьи 62, частью 2 статьи 99, статьями 100 и 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, наступает в случае задержки возврата вагонов, контейнеров владельцем железнодорожных путей необщего пользования на выставочные пути более чем на двадцать четыре часа сверх технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договором.
Таким образом, ответственность, предусмотренная частью 6 статьи 62, частью 2 статьи 99, статьями 100 и 101 УЖТ РФ, наступает в случае задержки возврата вагонов, контейнеров владельцем железнодорожных путей необщего пользования на выставочные пути более чем на двадцать четыре часа сверх технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договором.
Учитывая отсутствие спора по периоду нахождения вагонов на путях необщего пользования, положения договора N 23/Н от 01 июня 2000 года, согласно которым из оплачиваемого времени за пользование вагонами исключается время на производство маневровой работы с ними по расформированию и подгруппировке вагонов по грузополучателям, грузоотправителям, а также формирование маршрутов четных и нечетных поездов и время на ремонт и очистку вагонов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что единственно возможным и соответствующим статье 62 УЖТ РФ для определения периода времени, будет являться следующий расчет: для взыскания штрафа из общего времени нахождения вагонов под грузовыми операциями, включая время, которое не подлежит оплате (06,12 час.) исключаются 24 часа, предусмотренные частью 6 статьи 62 УЖТ РФ, и технологический срок оборота вагонов, контейнеров, установленный договором. Полученное время, за которое начисляется штраф, наряду с неоплачиваемым временем подлежит исключению из общего времени при расчете платы за пользование вагонами.
При изложенных обстоятельствах, довод апелляционной жалобы о том, что для расчета штрафа ответчик использует общее время нахождения вагона на путях необщего пользования, включая 6 час. 12 мин. по причинам, зависящим от перевозчика, в результате ответчик возлагает на истца ответственность в виде штрафа за задержку вагонов под погрузкой выгрузкой за время выполнения ОАО "Алтай-Кокс" технологических операций (6 час. 12 мин.), являющихся обязанностью ОАО "РЖД", при этом время для исчисления платы за пользование вагонами необоснованно сокращается ответчиком на 6 час. 12 мин., подлежит отклонению.
Принимая во внимание указанное выше, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований о восстановлении на лицевом счете, списанного штрафа в размере 66 613, 20 рублей не противоречит законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда, поскольку судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана им правильная оценка и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, не нарушены.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 2 000 рублей относится на истца.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21 декабря 2010 года по делу N А45-16727/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
Л.Ф. Зубарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-16727/2010
Истец: ОАО "Алтай-Кокс"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1445/2011