Покупаем через посредника
Казалось бы, что теперь обеспечить бизнес всем необходимым не составляет особого труда. Но нередко, чтобы приобрести действительно стоящий товар, нужно обращаться к посреднику.
Технология производства задает требования к исходному сырью и материалам, определяет параметры оборудования. Но покупателя интересуют еще качество товара и репутация производителя, цена, сроки и периодичность поставки, порядок оплаты и многое другое.
Третий не лишний...
Выходя на рынок, покупатель рискует напрасно потратить время и деньги в поисках подходящего варианта. Ему проще возложить решение этой задачи на посредническую фирму. Например, обязать ее провести сравнительный анализ предложений, оформить договор, организовать транспортировку и хранение товара.
...Но замедляющий
При составлении договора в интересах заказчика закрепить некоторые моменты, значимые для расчета налогов. Покупателю удобнее, чтобы посредник действовал от его имени по договору поручения или агентирования (по типу поручения).* При таком раскладе продавец выписывает счет-фактуру на имя доверителя (принципала), а поверенный (агент) просто передает бумаги покупателю. Тогда система налогообложения, которую применяет посредник, не помешает исполнить поручение.
А если посредник действует от своего имени, документооборот усложняется. Продавец оформляет счет-фактуру на имя комиссионера (агента). Комиссионер (агент) регистрирует этот документ в журнале полученных счетов-фактур без отражения в книге покупок. Затем он выписывает дублирующий счет-фактуру уже от своего имени, со своей нумерацией и хронологией. Один экземпляр передает комитенту (принципалу), а второй оставляет для регистрации в журнале выставленных счетов-фактур. В книге продаж комиссионера (агента) сведений об этом счете-фактуре быть не должно. Такой порядок установлен в письме МНС России от 21 мая 2001 г. N ВГ-6-03/404. Его следует придерживаться и тем комиссионерам (агентам), которые не обязаны сами платить НДС (письмо Минфина России от 22 марта 2005 г. N 03-04-14/03). Только счет-фактуру на сумму своего вознаграждения этим посредникам выставлять не надо.
Очевидно, что в любом случае до покупателя счет-фактура доходит с некоторой задержкой. Ее можно сократить, если оговорить максимальный срок, способ доставки документов и ответственность за нарушение этих условий.
Для импортеров, которые заключают договор комиссии, щепетильность партнера в вопросе оформления документов имеет особенное значение. Комитент не может принять к вычету входной НДС по импортируемым товарам на основании счета-фактуры, выписанного комиссионером. Об этом напомнил Минфин России в своем письме от 23 марта 2006 г. N 03-04-08/67. Покупателю необходимо иметь и зарегистрировать в книге покупок таможенную декларацию (или ее копию), а также документ о том, что комиссионер в ходе таможенного оформления ввозимых товаров уплатил НДС.
Рассмотрим на примере, как ведется бухгалтерский учет при импорте товара через посредника.
Пример
ЗАО "Алмаз" приобретает по договору комиссии с ЗАО "Изумруд" импортные материалы. Максимальная цена покупки 20 000 долларов США. Курс доллара, установленный Банком России на дату покупки валюты, - 27,08 руб./USD, курс продажи в банке комиссионера - 27,20 руб./USD. Курс доллара, установленный Банком России на дату оплаты товара, - 27,02 руб./USD. Стоимость услуги банка по продаже валюты - 5440 руб. Вознаграждение комиссионера - 35 400 руб. Таможенная пошлина составила 81 100 руб., таможенный сбор - 811 руб. НДС, уплаченный на таможне, - 111 870 руб. Для расчетов с поставщиком ЗАО "Алмаз" перечислило в адрес ЗАО "Изумруд" 700 000 руб.
В бухгалтерском учете комиссионера сделаны проводки:
Дебет 51 Кредит 76 субсчет "Расчеты с комитентом"
- 700 000 руб. - поступили от комитента средства на покупку материалов;
- 560 000 руб. - перечислены средства на транзитный счет для покупки валюты;
- 541 600 руб. (20 000 USD х 27,08 руб./USD) - зачислена приобретенная валюта;
Дебет 76 субсчет "Расчеты с комитентом" Кредит 57
- 5440 руб. - отражены за счет комитента услуги банка по конвертации валюты;
Дебет 76 субсчет "Расчеты с комитентом" Кредит 57
- 2400 руб. (20 000 USD х (27,20 руб./USD - 27,08 руб./USD)) - начислен к возмещению комитентом убыток, возникший при конвертации в связи с разницей курса ЦБ РФ и внутреннего курса продажи валюты;
- 10 560 руб. - зачислен на расчетный счет неиспользованный при конвертации остаток рублевых средств;
- 540 400 руб. (20 000 USD х 27,02 руб./USD) - перечислены поставщику валютные средства за материалы;
Дебет 76 субсчет "Расчеты с комитентом" Кредит 52
- 1200 руб. (20 000 USD х (27,02 руб./USD - 27,08 руб./USD)) - увеличена на сумму курсовой разницы задолженность комитента;
Дебет 76 субсчет "Расчеты с комитентом" Кредит 60
- 540 400 руб. (20 000 USD х 27,02 руб./USD) - отражены за счет комитента расходы на материалы;
Дебет 002
- 540 400 руб. - поступили на ответственное хранение закупленные материалы;
Дебет 76 субсчет "Расчеты с комитентом" Кредит 51
- 81 100 руб. - отражена за счет комитента таможенная пошлина;
Дебет 76 субсчет "Расчеты с комитентом" Кредит 51
- 811 руб. - отражен на счет комитента таможенный сбор;
Дебет 76 субсчет "Расчеты с комитентом" Кредит 51
- 111 870 руб. ((540 400 руб. + 81 100 руб.) х 18%)- уплачен НДС за счет комитента;
Кредит 002
- 540 400 руб. - переданы комитенту закупленные материалы;
Дебет 76 субсчет "Расчеты с комитентом" Кредит 90-1
- 35 400 руб. - начислено за счет комитента комиссионное вознаграждение;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 5400 руб. - начислен НДС по комиссионному вознаграждению, подлежащий уплате в бюджет;
Дебет 51 Кредит 76 субсчет "Расчеты с комитентом"
- 78 621 руб. (5440 + 2400 + 540 400 + 1200 + 81 100 + 811 + 111 870 + 35 400)- поступили от комитента средства в возмещение расходов комиссионера.
Бухгалтерский учет у комитента:
Дебет 76 субсчет "Расчеты с комиссионером" Кредит 51
- 700 000 руб. - перечислены комиссионеру средства на покупку материалов;
Дебет 10 Кредит 76 субсчет "Расчеты с комиссионером"
- 540 400 руб. - приняты на учет материалы, поступившие от комиссионера;
Дебет 10 Кредит 76 субсчет "Расчеты с комиссионером"
- 81 100 руб. - включена в стоимость материалов таможенная пошлина;
Дебет 10 Кредит 76 субсчет "Расчеты с комиссионером"
- 811 руб. - включен в стоимость материалов таможенный сбор;
Дебет 19 Кредит 76 субсчет "Расчеты с комиссионером"
- 111 870 руб. (540 400 руб. + 81 100 руб.) х 18% - отражен НДС, уплаченный комиссионером;
Дебет 91-2 Кредит 76 субсчет "Расчеты с комиссионером"
- 2400 руб. (20 000 USD х (27,20 руб./USD - 27,08 руб./USD)) отражен убыток, возникший при конвертации в связи с разницей курса ЦБ РФ и внутреннего курса продажи валюты;
Дебет 91-2 Кредит 76 субсчет "Расчеты с комиссионером"
- 1200 руб. (20 000 USD х (27,02 руб./USD - 27,08 руб./USD)) отражена курсовая разница (убыток) от покупки валюты;
Дебет 91-2 Кредит 76 субсчет "Расчеты с комиссионером"
- 5440 руб. - отнесена к операционным расходам оплата услуг банка по конвертации валюты;
Дебет 10 Кредит 76 субсчет "Расчеты с комиссионером"
- 30 000 руб. - включено в стоимость материалов комиссионное вознаграждение;
Дебет 19 Кредит 76 субсчет "Расчеты с комиссионером"
- 5400 руб. - отражен НДС по комиссионному вознаграждению;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 5400 руб. - принят к вычету НДС по комиссионному вознаграждению;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 111 870 руб. ((540 400 руб. + 81 100 руб.) х 18%) - отражен НДС, уплаченный комиссионером на таможне;
Дебет 76 субсчет "Расчеты с комиссионером" Кредит 51
- 78 621 руб. - перечислены комиссионеру средства в возмещение расходов.
О. Овчинникова,
эксперт ПБ
"Практическая бухгалтерия", N 7, июль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.