г. Чита |
Дело N А19-22147/2010 |
6 апреля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 5 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 апреля 2011 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, Е. О. Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е. С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 1 февраля 2011 года по делу N А19-22147/2010 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Комбинат студенческого питания" (ИНН 3827015873 ОГРН 1033802457920) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (ИНН 3800000855 ОГРН 1033801015830) о признании незаконным и отмене Постановления N ЮЛ/М-1757/10-06 от 27.10.2010 г. о привлечении к административной ответственности.
(суд первой инстанции судья Назарьева Л. В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Комбинат студенческого питания" (далее ООО "КСП", заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (далее административный орган, Роспотребнадзор) о признании незаконным и отмене Постановления N ЮЛ/М-1757/10-06 от 27.10.2010 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции от 1 февраля 2011 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В качестве основания для удовлетворения требований заявителя суд первой инстанции указал на нарушение административным органом норм процессуального права при привлечении заявителя к ответственности, а именно, составление протокола об административном правонарушении и принятие обжалуемого постановления при отсутствии доказательств надлежащего извещения ОАО "КСП" о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе административного органа поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права. Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что уведомление о дате времени и месте составления протокола об административном правонарушении было вручено мужу руководителя ООО "КСП" - Рыжкову. Обществом не представлено доказательств того, что Рыжков не работает в ООО "КСП".
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу в суд не направил.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо в судебное заседание своих представителей не направили. Заинтересованное лицо заявило ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствии его представителя. В соответствии с п. 2 ст. 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что должностными лицами административного органа, на основании жалобы гражданки Гагуа Е. В. проведена внеплановая выездная проверка кафе "Молодежный", расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, ул. Зеленая, 9, принадлежащее ООО "КСП".
В ходе проверки установлено нарушение законодательства санитарно-эпидемиологического благополучия населения и возбуждено дело об административном правонарушении.
На основании результатов административного расследования должностным лицом административного органа составлен Протокол об административном правонарушении N ЮЛ/М-1757/10-06 от 19.10.2010 г. в отношении ООО "КСП" по факту нарушения пунктов 4.4, 4.5, 5.1, 5.10, 5.13, 6.5, 6.19, 6.21, 7.8, 7.11, 7.29, 8.16, 9.1, 12.2, 13.2 Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01" и совершения правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ.
На основании Протокола об административном правонарушении, руководителем административного органа в отношении заявителя принято Постановление N ЮЛ/М-1757/10-06 от 27.10.2010 г., о привлечении ООО "КСП" к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ и наложения штрафа в сумме 20000 руб.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о признании вышеуказанного постановления незаконным.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, ООО "КСП" совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.6 КоАП РФ, устанавливающую ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Согласно представленным в материалы дела документам Протокол об административном правонарушении N ЮЛ/М-1757/10-06 от 19.10.2010 г. и Постановление N ЮЛ/М-1757/10-06 от 27.10.2010 г., о привлечении ООО "КСП" к административной ответственности приняты в отсутствии законного представителя общества.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 26.1, ст. 26.3 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, административный орган в нарушение закона, не известил надлежащим образом ООО "КСП" о дате времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В подтверждение надлежащего извещения заявителя о дате, времени и месте составления протокола Роспотребнадзор указывает на то, что Согласно информации ООО "Телекомсервис" от 15 октября 2010 года телеграмма, направленная по адресу места жительства руководителя (г. Иркутск, ул. Депутатская, д. 110, кв. 2), не доставлена, так как адресат по указанному адресу не проживает. Телеграмма о времени месте составления протокола, направленная по юридическому адресу общества и вручена Рыжкову - мужу руководителя ООО "КСП".
В соответствии с п. 1-3 ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющего потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Каких либо доказательств, свидетельствующих о том, что лицо, которому была вручена телеграмма о времени месте составления протокола об административном правонарушении, является законным представителем ООО "КСП", заявителем в материалы дела не представлено.
С учетом отсутствия иных доказательств надлежащего извещения общества о датах, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а так же не опровергнутых доводов заявителя о его неизвещении, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении N ЮЛ/М-1757/10-06 от 19.10.2010 г. принят административным органом в отсутствии представителя ООО "КСП", надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте совершения указанных действий.
В связи с чем, не состоятельны доводы апелляционной жалобы о надлежащем извещении ООО "КСП" при привлечении его к административной ответственности.
Согласно пунктам 3 - 6 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Фактически протокол об административном правонарушении N ЮЛ/М-1757/10-06 от 19.10.2010 г. составлен в отсутствии лица, привлекаемого к ответственности.
В результате, заявитель был лишен прав, предусмотренных вышеуказанными нормами закона, в том числе Конституционного права на квалифицированную юридическую защиту.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административным органом существенно нарушена процедура привлечения заявителя к административной ответственности, выразившееся в неизвещении заявителя о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 г N 5960 существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Кроме того, обжалуемое Постановление N ЮЛ/М-1757/10-06 от 27.10.2010 г. содержит ссылку на Протокол об административном правонарушении от 01.10.2010 года, в то время как в материалы дела представлен протокол об административном правонарушении N ЮЛ/М-1757/10-06 от 19.10.2010 г.
При отсутствии доказательств, подтверждающих факт направления и вручения ООО "КСП" протокола об административном правонарушении, заявитель не имел возможности определить каким протоколом установлен факт совершения обществом вмененного ему административного правонарушения.
На основании всего вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требований заявителя о признании незаконным и отмене Постановления Роспотребнадзора N ЮЛ/М-1757/10-06 от 27.10.2010 г. о привлечении ООО "КСП" к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ. При этом судом исследованы все представленные в дело документы, дана им и доводам сторон соответствующая оценка.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции признает не обоснованными доводы административного органа, приведенные в апелляционной жалобе.
В связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
На основании части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
С 1 ноября 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Частью 6 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей - 5 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
Максимальный размер административного штрафа для юридических лиц, предусмотренный санкцией ст. 6.6 КоАП РФ, составляет 30 000 рублей, на заявителя судом первой инстанции наложен штраф в размере 20000 рублей.
Учитывая, что решение суда первой инстанции и настоящее постановление вынесены после 1 ноября 2010 года, а размер наложенного на ООО "КСП" штрафа меньше 100000 рублей, то в силу части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применяется порядок обжалования, установленный частью 4.1 статьи 206 этого Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 1 февраля 2011 года по делу N А19-22147/2010, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 1 февраля 2011 года по делу N А19-22147/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-22147/2010
Истец: ООО "Комбинат студенческого питания"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области "Роспотребнадзор"
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-721/2011