г. Саратов |
|
07 августа 2008 г. |
Дело NА12-8737/08-с10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от ОАО "Волгомост" - Сухарчук И.Л. по доверенности от 24.12.2007г. N 12/2007-36,
от административного органа - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение арбитражного суда Волгоградской области от 17 июня 2008 года по делу NА12-8737/08-с10, принятое судьей Тельдековым А.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Волгомост", г. Саратов,
к Нижне-Волжскому межрегиональному управлению по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Волгоград,
об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 17.06.2008г. удовлетворены требования открытого акционерного общества "Волгомост" (далее - ОАО "Волгомост", Общество) о признании недействительными постановления по делам об административным правонарушениям N 16/131-08 от 13.05.2008г. по ст. 8.1 КоАП РФ, N 16/132-08 от 13.05.2008г. по ст. 8.2 КоАП РФ, N 16/133-08 от 13.05.2008г. по ст. 8.41 КоАП РФ, принятые Нижне-Волжским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Нижнее-Волжское МРУ Ростехнадзора, административный орган). Постановления административного органа N N16/131-08 от 13.05.2008г., N16/132-08 от 13.05.2008г., N16/133-08 от 13.05.2008г. признаны незаконными и отменены, производство по делам об административных правонарушениях прекращено.
Нижнее-Волжское МРУ Ростехнадзора, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает принятое по делу решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании, открытом 04.08.2008г., объявлялись перерывы до 14 час. 15 мин. 06.08.2008г., до 14 час. 20 мин. 07.08.2008г.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей административного органа, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы (почтовое уведомление о вручении копии судебного акт N 96171).
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 18.03.2008г. N 132 в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства при строительстве 1-ой очереди мостового перехода через р. Волга, осуществляемом ОАО "Волгомост", установлены факты нарушения Обществом требований ст. ст. 15, 34 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 14 Федерального закона N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ст. ст. 11,19 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", выразившихся в отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отсутствии лимитов размещения отходов, невнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду.
По данным фактам в отсутствие законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протоколов, 22.04.2008г. административным органом составлены протоколы об административных правонарушениях N 16/131-08, N 16/132-08, N 16/133-08. 13.05.2008г.на основании протоколов вынесены постановление N 16/131-08 от 13.05.2008г. о привлечении Общества к административной ответственности за отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по ст. 8.1 КоАП РФ; постановление N 16/132-08 от 13.05.2008г. о привлечении к административной ответственности за отсутствие лимитов на размещение отходов по ст. 8.2 КоАП РФ, постановление N 16/133-08 от 13.05.2008г. о привлечении к административной ответственности за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду по ст. 8.41 КоАП РФ.
Общество оспорило вынесенные в отношении него постановления в судебном порядке.
Апелляционный суд считает, что административным органом допущено процессуальное нарушение при производстве по делу об административном правонарушении, выразившееся в неисполнении требований п.5 ч.1 ст. 29.7 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Положениями ст. 29.7 КоАП РФ установлен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, п. 5 ч. 1 которой предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности.
Указанные нормативные положения носят императивный характер и подлежат обязательному исполнению административным органом при привлечении лиц к административной ответственности.
При этом обязанность разъяснять лицу, привлекаемому к административной ответственности, которое присутствует при рассмотрении дела, его прав и обязанностей, установлена законодателем в целях реализации им права на защиту, а также для обеспечения полного и всестороннего рассмотрения дела.
Общество в обоснование правовой позиции по делу указывало на то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении ему не были разъяснены права лица, привлекаемого к административной ответственности, полагая данное процессуальное нарушение существенным
Судом апелляционной инстанции при проверке данного довода Общества установлено, что административным органом при привлечении Общества к административной ответственности и вынесении оспариваемых постановлений требования п.5 ч.1 ст. 29.7 КоАП РФ выполнены не были.
Как следует из постановлений по делам об административных правонарушениях N 16/131-08, N 16/132-08, N 16/133-08 от 13.05.2008г., рассмотрение дел произведено с участием представителя ОАО "Волгомост" Сухарчук И.Л. по доверенности N 5/2008-1 от 04.05.2008г., однако оспариваемые акты не содержат сведений о выполнении государственным инспектором Волгоградского отдела экологического контроля при рассмотрении дел об административных правонарушениях требований пункта 5 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ о разъяснении участвующему в деле лицу его прав. Иные доказательства, имеющиеся в материалах дела, также не содержат данных сведений. При этом постановления от 13.05.2008г. содержат лишь информацию о том, что их копии были направлены Обществу почтой.
Принимая во внимание, что представитель Общества, присутствовавший при рассмотрении дел об административных правонарушениях, отрицает факт разъяснения ему прав, предусмотренных гл. 25 КоАП РФ, и административным органом в материалы дела не представлены доказательства того, что при рассмотрении материалов административных дел разъяснялись представителю Общества его права и обязанности, были заслушаны его объяснения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при привлечении Общества к административной ответственности административным органом были допущены существенные процессуальные нарушения, которые не могли быть устранены в ходе рассмотрения дела по существу.
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Названное выше нарушение является существенным, так как в данном случае лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено предоставленных ему ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ гарантий защиты прав и не могло в полной мере воспользоваться своими процессуальными правами.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Таким образом, указанные существенные нарушения процедуры привлечении Общества к административной ответственности являются основанием для признания незаконными и отмены постановлений N 16/131-08, N 16/132-08, N 16/133-08 от 13.05.2008г. о привлечении Общества к административной ответственности.
Обстоятельства рассмотрения дел об административном правонарушении и вынесении оспариваемых постановлений без разъяснения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом первой инстанции не исследован. Однако, указанное не повлекло принятия по делу неправильного решения, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает, что оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу административного органа следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 268-271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 17 июня 2008 года по делу NА12-8737/08-с10 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-8737/08
Истец: ОАО "Волгомост"
Ответчик: Нижне-Волжское МРУ по технологическому и экологическому надзору
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2008 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4502/2008