г. Саратов |
|
12 августа 2008 г. |
Дело NА57-23709/07-6 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Торговый дом "Новый век" - Анощенков А.А. по доверенности от 15.11.2007г.,
от Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области - Степанова Д. А. по доверенности N 1-01/01-22-1130 от 05.08.2008г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Новый век" на решение арбитражного суда Саратовской области от "04" мая 2008 года по делу NА57-23709/07-6, принятое судьей Землянниковой В.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Новый век", г. Балаково Саратовской области,
к Комитету охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, г. Саратов,
об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 32/143 от 19.10.2007г.,
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Саратовской области от 04.05.2008г. отказано в удовлетворении уточненных в порядке ст. 49 АПК РФ требований общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Новый век" (далее - ООО "Торговый дом "Новый век", Общество) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 32/143 от 19.10.2007г., вынесенного Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области (далее - административный орган), которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Административный орган считает принятое по делу решение законным и обоснованным, возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Балаково совместно со специалистами Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, ТО Роспотребнадзора по Балаковскому району Саратовской области, а также государственного пожарного надзора в период с 08.08.2007 г. по 11.10.2007 г. проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды предприятиями топливно-энергетического комплекса, расположенными на территории Балаковского района, в том числе ООО "Торговый дом "Новый век", находящегося по адресу: Саратовская область, г. Балаково. ул. Ф.Социализма, 18-1.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований ст. 24, 34, 67 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и ст.ст. 11, 15, 18, 19, 26 ФЗ N 29 от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления", а именно: не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, нет лимитов на размещение отходов в 2006 - 2007 гг., персонал, допущенный к обращению с опасными отходами, не имеет свидетельств о профессиональной подготовке в сфере обращения с опасными отходами, не разработаны инструкции по обращению с опасными отходами, журналы учета обращения с опасными отходами по форме ОТХ-1, ОТХ-2 не ведутся, на предприятии заключены договоры на сдачу вторичных ресурсов, но документы о сдаче отходов не предоставлены.
По результатам проверки заместителем прокурора города Балаково 11.10.2007 года в отношении ООО "Торговый дом "Новый век" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 17-18), которое направлено для рассмотрения по существу в территориальный отдел Балаковского района Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области.
В результате рассмотрения материалов административного дела, возбужденного в отношении Общества, административным органом вынесено постановление N 32/143 по делу об административном правонарушении от 19.10.2007 г., которым Общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
ООО "Торговый дом "Новый век" оспорило указанное постановление в судебном порядке на том основании, что, по его мнению, административным органом не доказано осуществление организацией деятельности, приводящей к негативным изменениям качества окружающей среды. По мнению заявителя, его деятельность не связана с обращением с отходами. Заявитель полагает, что ООО "Торговый дом "Новый век"не является субъектом вмененного ему правонарушения и при проведении проверки нарушены ст. ст. 7,9 Федерального закона N 134-ФЗ от 08.08.2001г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, пришел к правильному выводу о доказанности совершения ООО "Торговый дом "Новый век"вмененного ему в вину административного правонарушения. Данный вывод суда основан на материалах дела и нормах материального права.
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Статья 1 Федерального закона N 89 от 24.06.1998г. "Об отходах производства и потребления" определяет обращение с отходами как деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимается остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Статьями 11, 18 и 19 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998г. "Об отходах производства и потребления" установлены обязательные требования для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 461 от 16.06.2000 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", Приказом МПР России N 115 от 11.03.2002 индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны самостоятельно разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представлять их на утверждение в территориальные органы.
Согласно ст. 24 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002г. "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. При этом действующее законодательство не ограничивает обязанность разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение только производственной деятельностью. В связи с чем довод Общества о том, что оно не является субъектом административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ правомерно отклонен судом первой инстанции.
Таким образом, обязанность разрабатывать нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение законодателем возлагается на все субъекты, в процессе деятельности которых образуются любые виды отходов, с целью прогнозировать их объемы и с учетом этого обеспечить их переработку и захоронение.
Как следует из Устава Общества (л.д. 66), ООО "Торговый дом "Новый век" осуществляет деятельность по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, производству и реализации стройматериалов, ремонтно-строительные, проектно-монтажные, отделочные и реставрационные работы.
Факт образования у ООО "Торговый дом "Новый век" в процессе осуществления деятельности отходов производства подтверждается имеющимися в материалах дела документами: договором N 74 на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов от 01.01.2007 года, счетом-фактурой N 006014 от 24.12.2007 года, счетом-фактурой N 005601 от 30.11.2007 года, счетом-фактурой N 005111 от 31.10.2007 года, счетом-фактурой N 001036 от 30.03.2007 года, счетом-фактурой N 000789 от 28.02.2007 года, счетом-фактурой N 000365 от 31.01.2007 года, актами выполненных работ от 24.12.2007 года, от 30.11.2007 года, от 31.10.2007 года, от 30.03.2007 года, от 28.02.2007 года, от 31.01.2007 года, платежным поручением N 224 от 09.08.2007 года, карточкой счета 62 по контрагенту "ТД Новый век" за период с 01.01.2007 года по 31.03.2008 года МУП "СпецАТХ" (т.1 л.д. 106-121).
То обстоятельство, что Обществом заключен договор с МУП "СпецАТХ" N 74 на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов от 01.01.2007г., свидетельствует о том, что ООО "Торговый дом "Новый век" осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами, что влечет в силу вышеназванных норм возникновение у Общества обязанности соблюдения требований по разработке нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение. Следовательно, несоблюдение Обществом таких правил образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, поскольку Общество, имея возможность для соблюдения требований закона об отходах производства и потребления, закона об охране окружающей среды, не приняло мер по их соблюдению.
Несоблюдение указанных норм, выразившееся в отсутствие разрешительной нормативно-экологической документации у ООО "Торговый дом "Новый век", в результате предпринимательской деятельности которого образуются отходы, подтверждено материалами дела.
При таких обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод о правомерности привлечения Общества к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии у Общества обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, поскольку административным органом не доказано, что в результате деятельности Общества образуются отходы, противоречит материалам дела, а потому подлежит отклонению.
Не является основанием к отмене судебного акта довод заявителя о том, что не был составлен протокол об административном правонарушении. То, что в рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении не составлялся, является допустимым в силу норм ст. 28.4, ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ с учетом того, что административное дело было возбуждено прокурором.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы в обоснование правовой позиции по делу ссылается на нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении требований ст. 28.2 КоАП РФ, выразившееся в том, что объяснения директора Общества от 11.10.2007г., полученные прокуратурой при возбуждении производства об административном правонарушении, указанным лицом не подписаны. Однако материалы дела свидетельствуют об обратном (т.1 л.д.19), в связи с чем указанный довод апелляционной жалобы подлежит отклонению судебной коллегией, как несоответствующий действительности.
Доводы Общества о том, что проверка деятельности Общества проведена с нарушением Федерального закона N 134-ФЗ от 08.08.2001г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Суд первой инстанции со ссылкой на ч.3 ст. 1 Федерального закона N 134-ФЗ от 08.08.2001г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" правильно указал, что положения указанного закона не применяются к отношениям, связанным с проведением прокурорского надзора.
Судом апелляционной инстанции не установлено процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, порядок привлечения к административной ответственности административным органом также не нарушен.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны и не влекут отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит обжалуемый судебный акт принятым с оценкой всех существенных обстоятельств дела, при правильном применении норм материального права, в связи с чем не подлежащим отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 268-271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от "04" мая 2008 года по делу NА57-23709/07-6 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-23709/07
Истец: ООО "Торговый дом "Новый Век"
Ответчик: Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2008 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4154/2008