г. Саратов |
Дело N А12-631/08-С47 |
резолютивная часть постановления оглашена 11 августа 2008 года.
в полном объеме постановление изготовлено 11 августа 2008 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего -Клочковой Н.А., судей - Телегиной Т.Н., Никитина А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шульдяковой В.В.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от истца - не явился, извещен надлежащим образом,
от Департамента финансов администрации Волгограда - Пикуль Д.А., по доверенности N 12-05/122 от 24.12.2007,
от Департамента здравоохранения администрации Волгограда - не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов администрации Волгограда на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 апреля 2008 года по делу N А12-631/08-С47, судья И.И. Аниськова
по иску ООО "Фарм-Сиб", г. Долгопрудный Московской области
к Департаменту здравоохранения администрации Волгограда
Муниципальному образованию - город Волгоград в лице Департамента финансов администрации Волгограда
Третьи лица: Администрация г. Волгограда
МУЗ Поликлиника N 4, г. Волгоград
о взыскании 34 507,20 рублей,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось ООО "Фарм-Сиб" с иском о взыскании с муниципального образования - город Волгоград в лице Департамента здравоохранения администрации Волгограда за счет казны г. Волгограда 31 200 руб. основного долга, 3307,20 руб. процентов в порядке статьи 395 Гражданского кодекса РФ, всего 34 507,20 руб.
Определением суда от 12.02.2008 по ходатайству истца в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего - Муниципальное образование - город Волгоград в лице Департамента финансов администрации Волгограда. Департамент здравоохранения администрации Волгограда привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора (л.д.59).
Определением суда от 28.02.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены МУЗ "Поликлиника N 4", Администрация города Волгограда.
Определением суда от 11.03.2008 в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве второго ответчика по делу привлечен Департамент здравоохранения администрации Волгограда (л.д.114).
В ходе рассмотрения дела истец отказался от требований в части взыскания процентов в порядке статьи 395 Гражданского кодекса РФ. Отказ от части иска был принят судом первой инстанции, что не противоречит статье 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 08 апреля 2008 года производство по делу в части взыскания процентов в сумме 3307,20 руб. прекращено на основании п. 4 ч. 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с казны муниципального образования - город Волгоград в лице Департамента финансов администрации Волгограда в пользу ООО "Фарм-Сиб" взыскан основной долг в размере 31 200 руб., а также государственная пошлина в сумме 1248 руб. В удовлетворении требований к Департаменту здравоохранения администрации Волгограда отказано.
Департамент финансов администрации Волгограда, не согласившись с решением арбитражного суда Волгоградской области, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Волгоградской области от 08 апреля 2008 года отменить в части взыскания с казны муниципального образования основного долга в сумме 31 200 руб., а также государственной пошлины в сумме 1248 руб., в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители истца, третьих лиц и Департамента здравоохранения администрации Волгограда в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, что не является препятствием к рассмотрению апелляционной жалобы по существу в силу пункта 3 статьи 156, пункта 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Отзыва на апелляционную жалобу от ответчика не поступило.
Представитель Департамента финансов администрации Волгограда в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная коллегия в соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, против чего лицами, участвующими в деле, возражений не заявлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27 марта 2006 года между Департаментом здравоохранения администрации Волгограда (заказчик) и ООО "Фарм-Сиб" (поставщик) заключен муниципальный контракт на закупку и поставку медикаментов для нужд жителей Волгограда в 2006 году.
В соответствии с условиями муниципального контракта и дополнительного к нему соглашения N 1 поставщик в соответствии с решением конкурсной комиссии от 15.03.2006 (протокол N 1) обязуется поставить, а заказчик - обеспечить оплату продукции, указанной в Приложении N 1, являющемся неотъемлемой частью контракта (п. 1.2).
Пунктом 1.3 данного контракта предусмотрено, что поставка осуществляется получателям, определенным заказчиком в отгрузочной разнарядке (Приложение N 2).
Согласно пункту 4.1 контракта в редакции дополнительного соглашения общая стоимость поставки составляет 1 257 800 руб., в том числе 217 800 руб. по целевой программе "Льготное обеспечение медикаментами", и 1 040 000 руб. по целевой программе "Вакцинопрофилактика".
В пункте 4.4 муниципального контракта в редакции дополнительного соглашения стороны определили, что расчеты за поставляемые иммунобиологические препараты производятся путем ежемесячного перечисления бюджетных средств на расчетный счет поставщика через лицевой счет заказчика в течение 10 дней с момента фактической поставки ее получателям, определенным в отгрузочной разнарядке, на основании счета и оригинала товарно-транспортной накладной.
Во исполнении принятых на себя обязательств, истец по товарной накладной N Рн-Ф0006586 от 03.10.2006 поставил МУЗ "Поликлиника N4" (получатель) продукцию (вакцина гепатита А ГЕП-А-ин-ВАК) на общую сумму 31 200 руб. (л.д.30 том 1).
В нарушение условий муниципального контракта от 27.03.2006 Департамент здравоохранения администрации Волгограда не оплатил поставленную продукцию, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Удовлетворяя исковые требования и взыскивая с казны муниципального образования - город Волгоград в лице Департамента финансов администрации Волгограда 31 200 руб. задолженности по муниципальному контракту от 27.03.2006, суд первой инстанции руководствовался пунктом 1 статьи 126, статьей 214, статьей 486 Гражданского кодекса РФ.
При этом, учитывая Положение о Департаменте здравоохранения администрации Волгограда, Положение о Департаменте финансов администрации Волгограда, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сумма долга по муниципальному контракту от 27.03.2006 подлежит взысканию с муниципального образования - город Волгоград. Однако данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит ошибочным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 308 Гражданского кодекса РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон.
В пункте 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" разъяснено, что в силу статей 161, 162, 225,250 БК РФ учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, имеют право принятия денежных обязательств путем заключения с поставщиками продукции (работ, услуг) договоров и составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов. При рассмотрении исков о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) предъявленных к учреждениям поставщиками (исполнителями), судам следует исходить из того, что нормы статей 226, 227 БК РФ, предусматривающие подтверждение и расходование бюджетных средств по заключенным учреждениями договорам только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы расходов, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх лимитов.
Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с абзацем 8 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при удовлетворении судом иска о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника). Также согласно абзацам 1, 3 пункта 7 данного Постановления при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует учитывать, что такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно. При удовлетворении таких требований суду следует указывать, что долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования соответственно, а не с органов, выступающих от имени публично-правовых образований.
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте здравоохранения администрации Волгограда последний является структурным подразделением администрации Волгограда и выполняет функции органа управления здравоохранения и лекарственного обеспечения населения на территории Волгограда, обеспечивает и осуществляет управление в области охраны здоровья, а также координацию деятельности в этой области органов управления здравоохранения администраций районов Волгограда.
Таким образом, при недостаточности денежных средств Департамента здравоохранения администрации Волгограда, задолженность по муниципальному контракту подлежит взысканию с муниципального образования - город Волгоград в лице Департамента финансов администрации Волгограда.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит изменению в части. Основной долг в размере 31 200 руб. и государственная пошлина в размере 1248 руб. подлежат взысканию с Департамента здравоохранения администрации Волгограда. При недостаточности денежных средств Департамента здравоохранения администрации Волгограда взыскание производится с собственника имущества - муниципального образования - город Волгоград в лице Департамента финансов администрации Волгограда.
Вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований к ответчику, Департаменту здравоохранения администрации Волгограда, подлежит исключению из резолютивной части решения от 08 апреля 2008 года.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 08 апреля 2008 года по делу N А12-631/08-С47 изменить в части.
Взыскать с Департамента здравоохранения администрации Волгограда, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Советская, 19, в пользу ООО "Фарм-Сиб" основной долг в размере 31 200 руб., а также государственную пошлину в размере 1248 руб. При недостаточности денежных средств взыскание произвести с собственника имущества - муниципального образования - город Волгоград в лице Департамента финансов администрации Волгограда.
Абзац четвертый резолютивной части решения исключить.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке статьи 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Клочкова |
Судьи |
Т.Н. Телегина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-631/08
Истец: ООО "Фарм-Сиб"
Ответчик: Департамент финансов администрации Волгограда, Департамент здравоохранения администрации Волгограла
Третье лицо: МУЗ "Поликлиника N 4", Администрация Волгограда
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2008 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2979/2008