г. Томск |
Дело N 07АП-1787/11 |
06 апреля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2011 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Бородулиной И.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудряшевой А.Ю. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Жуков Л.М. паспорт, Аюпов О.Ш. по доверенности от 30.03.2011г. (на один год); Книгин М.А. по доверенности от 03.06.2009г. (на 3 года)
от заинтересованного лица: Черноусова В.О. по доверенности от 21.12.1010г. (до 31.12.2011г.), Томашевская Т.Г. по доверенности от 21.12.2010г.
от третьих лиц: Администрации Томской области: Нагорнова М.Л. по доверенности от 24.09.2010г. (на один год)
от третьих лиц: Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Томской области, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля": без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области
на решение Арбитражного суда Томской области от 11 января 2011 года
по делу N А67-4608/2010 (судья Скачкова О.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Жукова Леонида Михайловича (ОГРН 304425034100062)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области
третьи лица: Федеральное государственное унитарное предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля", Администрация Томской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Томской области
о признании незаконными действия
УСТАНОВИЛ
Индивидуальный предприниматель Жуков Леонид Михайлович (далее - ИП Жуков, заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - Росреестр, Управление) по формированию перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; по контролю за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; по проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в отношении земельного участка с кадастровым номером
70:21:0200019:0222, расположенного по адресу: г.Томск,ул.Шевченко, дом 44, строение 37, площадью 2279 кв.м., как несоответствующие Земельному Кодексу Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. N 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов , утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007г. N 39, Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007г. N 215 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913), обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определением арбитражного суда Томской области от 28.10.2010г. требования ИП Жукова Л.М. к Управлению Росреестра по Томской области в части признания недостоверными действия по внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 70:21:0200019:0373, расположенного по адресу: город Томск, улица Шевченко, 44, строение 37, общей площадью 2127 кв.м. в сумме 25570134, 63 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 12021,69 руб. за кв.м. и 70:21:0200019:0374, расположенного по адресу: город Томск, улица Шевченко, 44, строение 37, общей площадью 152 кв.м. в сумме 1827296,88 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 12021,69 руб. за кв.м выделено в отдельное производство с присвоением номера N А67-6817/2010.
Определениями суда от 30.09.2010г., от 28.10.2010г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", Администрация Томской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Томской области.
Решением Арбитражного суда Томской области от 11.01.2011г. заявленные требования удовлетворены частично признаны незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области по формированию перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; по контролю за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; по проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в отношении земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200019:0222, расположенного по адресу: г.Томск, ул.Шевченко, дом 44, строение 37, площадью 2279 кв.м., проверенные на соответствие Земельному Кодексу Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. N 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007г. N 39, Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007г. N 215; с обязанием Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Жукова Леонида Михайловича; в остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Томской области подало апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся судебный акт в удовлетворенной части требований отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ИП Жукова по основаниям несоответствия выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и процессуального права, в том числе,
- пропуска срока на обжалование действий Управления (ч. 4 ст. 198 АПК РФ) ; не указание судом какие права и законные интересы заявителя нарушены с учетом определения и утверждения нормативным правовым актом Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008г. N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", в связи с чем, право на оспаривание кадастровой оценки земельного участка может быть реализовано в отношении акта, которым утверждена такая оценка;
- несоответствия требованиям Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития и торговли РФ N П/0152 от 29.06.2007г. , как не носящих нормативный характер;
- судом не учтено, что Управлением осуществлялся контроль за ходом работ по определению кадастровой стоимости земельных участков путем проведения проверки представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания на проведение работ по определению кадастровой стоимости; в рамках совершения этих действий Управление не должно было осуществлять и не осуществляло проверку действий по формированию перечня земельных участков, соответственно основания для признания данных действий незаконными, отсутствовали.
ИП Жуков в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указав на обоснованность восстановления судом процессуального срока для защиты нарушенного права; Управление не установило вид разрешенного использования; судом правомерно установлены нарушения Управлением Росреестра по Томской области нормативно-правовых актов, приведенных в решении.
Администрация Томской области в представленном отзыве на апелляционную жалобу поддержало доводы апелляционной жалобы Управления Росреестра по Томской области, указав на то, что выводы суда о формальном соблюдении Управлением административной процедуры по контролю и проверке, в связи с чем, совершенные действия не могут быть признаны надлежащим образом совершенными по причине не выявления в ходе данных процедур недостатков, допущенных Управлением без указания на несоответствие данных действий закону или иному нормативному правовому акту, не дал оценку государственному контракту N 17, извещению от 04.08.2008г. N 01-29/1012 Управления Роснедвижимости по Томской области, письму от 10.09.2008г. N ВС/3977 Роснедвижимости.
ФГУП "ФКЦ "Земля" в представленном отзыве на апелляционную жалобу поддержало доводы апелляционной жалобы.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Томской области отзыв в порядке ст.262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представило.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Томской области, ФГУП "ФКЦ "Земля", извещенные надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ о времени и месте судебного заседания; ФГУП "ФКЦ "Земля" в поступившем отзыве просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
Определив в соответствии с ч. 1 ст. 266, ч.1, ч.5 ст.156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Томской области, ФГУП "ФКЦ "Земля", при имеющихся явке и материалах дела; проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Томской области в порядке, установленном частью 5 статьи 268 АПК РФ, возражений в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий Управления Росреестра по Томской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200019:0222, расположенного по адресу: город Томск, улица Шевченко, дом 44, строение 37, общей площадью 2279 кв.м. в сумме 27397431, 51 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 12021, 69 руб. за квадратный метр, ИП Жуковым Л.М. не заявлено, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле явившихся в судебное заседание, апелляционный суд находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене.
С учетом уточненных требований, принятых судом первой инстанции, выделение части требований в отдельное производство, судом первой инстанции рассмотрен предмет спора о несоответствии закону действий Управления Росреестра по Томской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200019:0222, расположенного по адресу: город Томск, ул. Шевченко, дом 44, строение 37, общей площадью 2279 кв.м. в сумме 27397431, 51 рублей и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 12021, 69 рублей за кв.м., выразившееся в ненадлежащем выполнении следующих процедур: - формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; - контроля за ходом выполнения работ по определению кадастровой оценке земельных участков; - проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
Как установлено судом первой инстанции в ходе исследования материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 70 АБ N 127454 от 13.08.2007г. ИП Жукову принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 2279 кв.м. с кадастровым номером 70:21:0200019:0222 с разрешенным использованием для эксплуатации нежилого здания, расположенный на землях населенных пунктов, местоположение: г.Томск, ул.Шевченко, д.44, стр.37, на котором расположен объект недвижимости: нежилое помещение-здание, общая площадь 583,7 кв.м., принадлежащее Жукову до 18.01.2010г.
В связи с проведением работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в соответствующих муниципальных образованиях Управлением Росреестра по Томской области был сформирован перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, по состоянию на 01.01.2007г.
В перечне объектов оценки (земельных участков) в составе земель населенных пунктов кадастрового района "город Томск" Томской области под номером записи 20210 содержится земельный участок с кадастровым номером 70:21:0200019:0222 , первоначально в силу недостаточности данных о присвоении номера вида разрешенного использования включенный в Перечень N 2.
В соответствии с выпиской из перечня земельных участков в составе города Томска для уточнения разрешенного использования (л.д.64, т.4) графы 9 "Сведения о правах", 10 "Номер вида разрешенного использования", 11 "Наименование населенного пункта" не заполнены; в графе 6 "Разрешенное использование" содержится указание "для эксплуатации нежилого здания", в графе 7 "Фактическое использование" проставлена цифра 5.
В последующем сведения о земельном участке с кадастровым номером 70:21:0200019:0222 включены в перечень N 1 с отнесением к 5 группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (Таблица 1 Приложения 2 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007г. N П/0152).
Согласно положениям статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в тот период времени (земельный участок с кадастровым номером 70:21:0200019:0222 учтен в ГКН 31.01.2006г.) порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливался федеральным законом о государственном земельном кадастре.
Пункт 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" предусматривал внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Следуя материалам дела, земельный участок с кадастровым номером 70:21:0200019:0222, площадью 2279 кв.м. был учтен в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 31.01.2006г., имевшего кадастровую стоимость 27397431, 51 руб. , удельный показатель кадастровой стоимости 12021, 69 руб. (выписка из государственного земельного кадастра на 31.01.2006г. (л.д.119, т.1); отзыв ФГУ "ЗКП" по Томской области (л.д.31, т.5)).
Земельные участки с местоположением г.Томск, ул.Шевченко, 44, стр. 37, расположенные на землях населенного пункта с видом разрешенного использования - для эксплуатации нежилого здания, площадью 2127 кв.м. и площадью 152 кв.м. образованы путем деления земельного участка площадью 2279 кв.м. с кадастровым номером 70:21:0200019:0222, прошли государственный кадастровый учет 14.11.2009г. и им присвоены кадастровые номера 70:21:0200019:0373 и 70:21:0200019:0374.
Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Порядок ведения государственного земельного кадастра утвержден приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра", зарегистрирован в Минюсте России 20.06.2001 N 2753 (далее - Приказ N П/119).
Согласно пункту 6.2.7 Правил заполнения форм в процессе ГЗК, утвержденных Приказом N П/119, при ведении форм государственного реестра земель кадастрового района в строку 9 "разрешенное использование" (разрешенное использование земельных участков является сведениями о земельном участке в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона о государственном земельном кадастре) формы Ф 1.1 государственного реестра земель кадастрового района (раздел "Земельные участки") заносится разрешенное использование (назначение) в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается данное разрешенное использование. Если разрешенное использование не установлено, в строку записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти о предоставлении земельного участка.
Из выписки из государственного земельного кадастра от 31.01.2006 N 21/06-1-934, следует, что земельный участок с кадастровым номером 70:21:0200019:0222 имеет разрешенное использование (графа 9) "для эксплуатации нежилого здания".
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации компетентны при утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее Правила N 316), в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории, по результатам которой составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. По представлению территориальных органов Роснедвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки N 316 Приказом Минэкономразвития Российской Федерации 15.02.2007г. N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее Методические указания N 39).
Согласно 1.2 Методических указаний N 39 определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенны пунктов осуществляется в следующем порядке: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Пунктом 1.2 также определены критерии определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, в разрезе перечисленных в данном пункте 16 видов разрешенного использования земельных участков.
Пунктом 2.1.2 настоящих Методических указаний (N 39) предусмотрено, что перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов должен содержать сведения обо всех земельных участках, расположенных на оцениваемой территории; не допускается отсутствие учетных характеристик по земельным участкам, включенным в перечень, и наличие противоречивых данных.
Заявитель полагает, что принадлежащий ему земельный участок имеет вид разрешенного использования "для эксплуатации нежилого здания", который однозначно не позволяет отнести данный участок к одному из 16 видов разрешенного использования, предусмотренных пунктом 1.2 Методических указаний, а подлежит включению в Перечень земельных участков, для которых отсутствует возможность присвоения номера вида разрешенного использования- Перечень N 3.
Вместе с тем, исходя из Правил проведения государственной кадастровой оценки N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с абз.1 и 2 раздела II Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007г. N П/0152 (далее Технические рекомендации) формирование перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов выполняется в следующем порядке:
- формирование исходного перечня земельных участков;
- определение номера вида разрешенного использования земельных участков;
- присвоение земельным участкам кода классификатора адресов России (далее код КЛАДР);
- формирование перечней N 1,2,3;
- формирование перечня объектов оценки и перечня земельных участков, не вошедших в состав объектов оценки.
Из пункта 2.4. раздела II названных Технических рекомендаций следует, при формировании Перечней земельный участков N 1,2,3 в Перечень N 1 включаются земельные участки с заполненными и непротиворечивыми графами 4-8 и проставленными номерами видов разрешенного использования, кодами КЛАДР (либо заполненной графой "Наименование населенного пункта"), все остальные земельные участки включаются в Перечень N 2. Перечень N 2 (графы 4-8) уточняется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
Согласно п. 2.2. данных рекомендаций определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (Таблица 10 Приложения 2). Номер вида разрешенного использования вносится в графу 10 "Номер вида разрешенного использования" исходного перечня земельных участков (Таблица 1 Приложения 3).
Имеющийся у спорного земельного участка с кадастровым номером 70:210200019:0222 вид разрешенного использования - "для эксплуатации нежилого здания" не позволяет определить номер вида разрешенного использования в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (Таблица 1 Приложения 2) виду отсутствия в данном перечне такого вида разрешенного использования.
Исходя из письма Роснедвижимости от 09.06.2007г. N КЯ/1382 "Об уточнении характеристик земельных участков" уточнение всех характеристик земельных участков следует производить на основе анализа документов государственного земельного кадастра конкретного земельного участка.
В соответствии с данным письмом Управление совместно с ФГУ "Федеральная кадастровая палата по Томской области" уточнило информацию о фактическом использовании земельного участка на основании официальных документов государственного земельного кадастра, содержащихся в кадастровом деле на земельный участок с кадастровым номером 70:20:0200019:0222, что следует из письма указанного учреждения от 28.06.2007г. N 1465/07.
Из сведений, содержащихся в материалах кадастрового дела спорного земельного участка, следует, что по результатам предшествующей кадастровой оценке земельному участку с кадастровым номером 70:21:0200019:0222 был присвоен 4 вид разрешенного использования (ВРИ) (л.д.120-144, т.5).
Согласно приложению N 1 "Виды функционального использования земель ГКОЗП" к Методике государственной кадастровой оценке земель поселений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 17.10.2002г. N П/337 и действовавшей до издания Приказа Минэкономразвития от 10.05.2007г. N 150 к 4 ВРИ относились земли гаражей и автостоянок.
При этом, Методические указания по государственной кадастровой оценки, действовавшие в 2007 г. не содержали самостоятельного номера ВРИ с аналогичными функциональными характеристиками земельных участков.
В связи с изложенным, с учетом иной имеющейся в кадастровом деле информации: характеристики здания (строения), расположенного на земельном участке, содержащиеся в техническом паспорте на здание (строение) от 22.07.2004г., спорный земельный участок был отнесен Управлением к 5 группе ВРИ, в состав которой включаются, в частности, "земельные участки ремонтных мастерских и мастерских технического обслуживания, земельные участки для размещения объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, земельные участки для размещения объектов оптовой и розничной торговли".
После уточнения информации о земельном участке, последний был включен в Перечень N 1.
В соответствии с пунктом 6.3 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007г. N 215, в случае если при формировании перечня была выявлена неполнота сведений о характеристиках земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации принимает меры к выявлению отсутствующих в государственном земельном кадастре сведений о характеристиках земельный участков в имеющихся у него ресурсах, внесению их в государственный земельный кадастр и в перечень.
В данном случае вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200019:0222 по адресу: г.Томск, ул.Шевченко, 44, стр.37 был определен Управлением с учетом того, как фактически использовался земельный участок; в частности, ООО "Персона" на 01.01.2007г. осуществлялась деятельность агентов по оптовой торговле универсальным ассортиментом товаров; что подтверждено письмом об учете в Статрегистре Томскстата N 06-4293 от 01.01.2007г. видом деятельности.
Процесс формирования Перечня, а также уточнение видов разрешенного использования участков, включенных в Перечень N 2 осуществлялся Управлением на основании договора купли-продажи от 16.07.2007г. между ООО "Персона" и Жуковым Л.М., в котором имелось обременение правом аренды ООО "Великановские стены", осуществлявших оптовую и розничную торговлю согласно Информационного письма об учете в Статрегистре Росстата 06-25 от 01.03.2007г.
При этом, ссылки суда первой инстанции на сдачу нежилого здания в аренду под склад (ООО "Томские строительные конструкции", ООО "Великановские стены") не опровергает сведения, сообщенные в письмах Росстата, возможность установления вида разрешенного использования земельного участка на основании информационных писем об учете в Статрегистре Росстата, заявителем не опровергнута, а судом не мотивирована невозможность использования таких сведений.
Указание суда на то, что в соответствии с п. 2.4 Технических рекомендаций , а также письма Роснедвижимости от 09.06.2007г. N КЯ/1382 Перечень N 2 уточняется Управлением с обязательным заполнением графы 14 "Документ-основание" , в которую заносятся наименование и реквизиты документов, подтверждающих внесение корректировок и дополнений, не содержат требования об обязательном заполнении графы 14, в соответствии с абз.3 п. 2.4 Технических рекомендаций ПереченьN 2 (графы 4-8) уточняется Управлением по субъекту Российской Федерации с обязательным заполнением графы 14 (документ-основание), тогда как вид разрешенного использования земельного участка указывается в графе 10 Перечня, в связи с чем, вышеуказанное положение не применяется при уточнении группы вида разрешенного использования.
При этом, ссылка суда на не достаточность и недостоверность данных о видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200019:0222, не мотивирована, не приведены доводы в обоснование такого вывода.
Исходя из указанных документов, вид разрешенного использования земельного участка был определен в соответствии с действующими правилами через цель предоставления, в том числе, в соответствии с документами правообладателя, земельный участок , в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права, выписки из единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности занят объектами недвижимости - нежилыми зданиями и земельный участок , категория земель: земли населенных пунктов, по разрешенному использованию "для эксплуатации нежилого здания", что позволяло отнести данный земельный участок к разрешенному использованию - "земельные участки ремонтных мастерских и мастерских технического обслуживания, земельные участки для размещения объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, земельные участки для размещения объектов оптовой и розничной торговли".
Пунктом 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки N 316 установлено, что Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с Административным регламентом государственная функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель исполняется Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации.
Исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает административные процедуры , в том числе и формирование перечня подлежащих государственной оценке земельных участков.
Работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земельных населенных пунктов муниципальных образований "Город Томск", "Томский район", "Колпашевское городское поселение" Томской области проводились ФГУП "ФКЦ "Земля" в рамках Государственного контракта от 20.08.2007г. N 17, заключенного с Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области.
Управлением Роснедвижимости по Томской области письмом от 28.06.2007г. (л.д.62, т.4) в адрес Роснедвижимости согласно письму N КЯ/1382 от 09.06.2007г. и приказу N П/28 от 26.06.2007г. направлен доработанный перечень с уточнением характеристик земельных участков с приложением уточнений и по спорному земельному участку (л.д.62-64, т.4).
Письмом от 22.08.2007г. Управлением Роснедвижимости по Томской области в адрес ФГУП "ФКЦ "Земля" был направлен перечень земельных участков, подлежащих оценке, в данный перечень входили следующие сведения: кадастровый номер земельного участка, наименование участка, местоположение, категория земель, разрешенное использование, фактическое использование, площадь, кв.м., сведения о правах, код КЛАДР.
Земельный участок с кадастровым номером 70:21:0200019:0222 в перечне , подлежащих оценке был отнесен к виду разрешенного использования, указанному в подпункте 1.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007г. N 39 , а именно "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", в связи с чем, ФГУП "ФКЦ "Земля" выполнило работы по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка на основании сведений, предоставленных Управлением Роснедвижимости по Томской области (что следует из пояснений ФГУП "ФКЦ "Земля" (т.3, л.д.105-110,129-134)).
Выполненные ФГУП "ФКЦ "Земля" работы по определению кадастровой стоимости земельных участков по государственному контракту от 20.08.2007г. N 17, проверены Управлением Роснедвижимости по Томской области (протокол предварительной проверки отчета от 04.08.2008г.), Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель (соответствующих муниципальных образований) признан соответствующим условиям технического задания, что подтверждается письмом от 10.09.2008г. N ВС/3977.
Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью (подпункты 9.8, 9.9 пункта 9 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 10 Административного регламента утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункты 10,11 Административного регламента).
24.12.2008г. Постановлением Администрации Томской области N 262а утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области по состоянию на 01.01.2007г. согласно приложениям N N 1-3 кадастровая стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Томской области.
Согласно пункту 3 статьи 37 Земельного Кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Фактическое осуществление или неосуществление вида деятельности, для которого предоставлен земельный участок, не свидетельствует об изменении вида разрешенного использования.
Предприниматель, считая, что Управлением Росреестра не установлен вид разрешенного использования, либо, что принадлежащий ему земельный участок относится к другому виду разрешенного использования, имеет возможность в установленном порядке обратиться с заявлением об изменении вида разрешенного использования, с последующим внесением сведений об измененном виде разрешенного использования земельного участка в ГКН.
На обращение ИП Жукова Управление Росреестра по Томской области письмом от 25.05.2010г. (л.д.11, т.1) разъяснило о невозможности отнести спорный земельный участок к 9 группе по видам разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), поскольку для принятия решения об отнесении к данной группе по видам разрешенного использования земельного участка необходимо внести соответствующие изменения в правоустанавливающие документы; также указало на порядок изменения вида разрешенного использования с обращением с заявлением в Администрацию г.Томска, после принятия решения которой и будет определена новая кадастровая стоимость земельного участка.
Ссылка представителей заявителя на возможность Росреестра самостоятельно исправить, допущенную, по их мнению, ошибку в государственном кадастре недвижимости, несостоятельна, так как указанные требования не заявлялись, предметом рассмотрения суда первой инстанции не являлись; кроме того, те действия, совершенные Росреестром которые оспариваются заявителем не могут быть признаны ошибкой в смысле определения ошибки: технической и кадастровой, пунктом 1 статьи 28 Закона "О государственном кадастре недвижимости".
Изменение же вида разрешенного использования земельного участка, поскольку Росреестром уже определен соответствующий вид, регламентируется положениями статей 37, 39 Градостроительного Кодекса; процедура кадастрового учета земельного участка в связи с изменением вида его разрешенного использования установлена статьями 16, 22, 23 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в соответствии с указанными нормами кадастровый учет изменений земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования осуществляется на основании решения об осуществлении кадастрового учета при обращении уполномоченного лица с заявлением и необходимыми документами.
Суд первой инстанции, придя к выводу о представлении Росреестром для проведения работ по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка неполных, противоречивых сведений, признал дальнейшие действия Управления Роснедвижимости (Росреестра) по Томской области по контролю за ходом выполнения работ и проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельного участка, в ходе которых не были выявлены ранее допущенные недостатки, совершенными не надлежащим образом, указав, что формальное соблюдение административной процедуры по контролю и проверке не свидетельствует о возможности использования характеристик для определения кадастровой стоимости земельного участка не в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Между тем, судом не учтено.
Административный регламент предусматривает исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", который заключается, в том числе (пункты 8, 9, 10), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельный участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждению государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесению сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Расчет кадастровой стоимости земельного участка с пятым видом разрешенного использования, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного с Управлением контракта от 20.08.2007г. N 17, был проведен при непосредственном контроле Управления в соответствии с протоколом предварительной проверки от 04.08.2008г.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Росреестром согласно извещению от 04.08.2008г. N 01-29/1012.
Администрации Томской области Постановлением от 24.12.2008 N 262а утвердила результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Томской области согласно приложениям и рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков.
Материалы дела не содержат доказательств о признании названного постановления несоответствующим закону.
Кроме того, на основании данного постановления внесены сведения в государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка.
В силу пункта 12 Правил споры, возникающие при государственной кадастровой оценке земель, рассматриваются в судебном порядке. При этом право землепользователей на оспаривание кадастровой оценки их земельного участка может быть реализовано лишь в отношении акта, которым утверждена такая оценка, но не в отношении содержания документов оценщика, составленных в рамках выполнения им контракта, которые не публикуются и до сведения землепользователя не доводятся.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что избранный ИП Жуковым способ защиты права в виде обращения в суд с требованием о признании действий Управления Росреестра по формированию перечня, подлежащих государственной оценке земельных участков, по контролю за ходом выполнения работ и проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка, при утверждении кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка нормативно-правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Томской области), не соответствует вышеприведенным положениям Закона о государственном кадастре недвижимости, Земельного Кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. N 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007г. N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития от 28.06.2007 N 215, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных ИП Жуковым требований в указанной части, у суда первой инстанции не имелось.
Ссылка Управления Росреестра на пропуск заявителем процессуального срока для обжалования действий Росреестра, не принимается судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, следует, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (ч.4 ст.198 АПК РФ).
Судом первой инстанции принят в качестве состоятельного и документально подтвержденного довод заявителя о том, что кадастровый паспорт вновь образованных земельных участков был получен в январе 2009 г., налоговое уведомление N 78272 от 13.03.2010г., в Управление с письмом N ж-34 заявитель обратился 11.05.2010г., заявление в суд подано 05.07.2010г., т.е. с пропуском трехмесячного срока; вместе с тем, исходя из наличия уважительных причин пропуска срока (длительное нахождение на лечении), данных сайта Интернета в 2008 г., 2009 г. с указанием кадастровой стоимости земельного участка 70:21:0200019:0222 в размере 552581, 23 руб., посчитал необходимым восстановить пропущенный заявителем срок.
Оснований для переоценки указанного вывода суда, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции о незаконности совершенных Управлением Росреестра по Томской области действий по формированию перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; по контролю за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в отношении земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200019:0222, расположенного по адресу: город Томск, улица Шевченко, дом 44, строение 37, общей площадью 2279 кв.м., не соответствуют фактически установленным обстоятельствам по делу, основаны на неправильном применение норм материального права; кроме того, возлагая на Управление Росреестра по Томской области обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ИП Жукова Л.М., судом не указано какие действия обязан совершить орган, осуществляющий публичные полномочия (п. 3 ч.5 ст. 201 АПК РФ), что является в силу пунктов 3, 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Томской области от 11 января 2011 года по делу N А67-4608/2010 в обжалуемой Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области части, отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области по формированию перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; по контролю за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; по проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в отношении земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200019:0222, расположенного по адресу: г.Томск, ул.Шевченко, дом 44, строение 37, площадью 2279 кв.м., взыскании судебных расходов, индивидуальному предпринимателю Жукову Леониду Михайловичу, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-4013/08
Истец: ОАО "Компания ЮНИМИЛК" Филиал "Молочный комбинат "Волгоградский"
Ответчик: ООО "Белинскмолоко"
Третье лицо: ОАО "Компания Юнимилк"
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2009 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4857/2008