г. Саратов |
Дело N А12-8396/08-с22 |
"18" августа 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена "11" августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" августа 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Александровой Л.Б., Акимовой М.А.,
при ведении судебного заседания протокола секретарем судебного заседания Эфман Т.А.,
без участия лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу отрытого акционерного общества "Волгоградоблгаз" (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "02" июня 2008 года по делу N А12-8396/08-с22 (судья Горбачевский М.Н.)
по заявлению отрытого акционерного общества "Волгоградоблгаз" (г. Волгоград)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Волгоградской области (г. Волгоград)
об оспаривании постановления N 14/01-06 от 12.05.2008 г. по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Отрытое акционерное общество "Волгоградоблгаз" (далее - ОАО "Волгоградоблгаз", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Волгоградской области (далее - Управление, административный орган) N 14/01-06 о назначении административного наказания от 12 мая 2008 года, которым ОАО "Волгоградоблгаз" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 02 июня 2008 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
ОАО "Волгоградоблгаз" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в ней. Из апелляционной жалобы следует, что, по мнению Общества, постановление о привлечении ОАО "Волгоградоблгаз" принято неуполномоченным лицом, протокол осмотра территории составлен в присутствии понятого, который является лицом, заинтересованным в исходе дела.
В материалах дела имеется письменный отзыв Управления на апелляционную жалобу.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Основываясь на вышеуказанных положениях закона, принимая во внимание надлежащее извещение сторон о времени и месте судебного заседания, ходатайство ОАО "Волгоградоблгаз" о рассмотрении дела по апелляционной жалобе в отсутствие его представителя, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, в период с 10 апреля по 29 апреля 2008 года в соответствии с пунктами 5, 8 Положения о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 г. N 689, и на основании приказа Управления N 354-п от 01.04.2008 г. проведены мероприятия по контролю за соблюдением земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: Волгоградская область, Михайловский район по трассе газопровода межпоселкового АГРС х. Большой - х. Мишин - х. Плотникова 2, площадью 110 000 кв.м, используемого ОАО "Волгоградоблгаз".
В ходе проверки соблюдения земельного законодательства в части сохранения и использования плодородного слоя почвы выявлены нарушения при производстве рекультивационных работ, которые выразились в наличии участков с осевшим грунтом, не выровненных рытвин, некачественно спланированной поверхности. Кроме того, на земельных участках на поверхности виден минеральный грунт, рядом расположен плодородный слой почвы, что свидетельствует о том, что покрытие плодородным слоем произведено неравномерно, имеются отдельные участки с захламлением ветками, обломками деревьев лесозащитных полос. Согласно записям "Общего журнала работ" работы по нанесению плодородного слоя почвы проводились в холодное время года, а именно с 28 ноября 2007 года по 04 декабря 2007 года.
Это является нарушением раздела 5, пункта 6.1 раздела 6 ГОСТа 17.5.3.04-83 "Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель", статьи 34 части 1 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды", статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 5, 6 Приказа Минприроды Российской Федерации и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67 "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".
10 апреля 2008 года Управлением в присутствии начальника строительно-монтажного управления ОАО "Волгоградоблгаз" Шендрикова А.В., двух понятых Кизима Д.Н., Ногина А.И., свидетеля Моисеева П.В. произведен осмотр территории - земельного участка по адресу: Волгоградская область, Михайловский район по трассе газопровода от х. Большой - х. Мишин - х. Плотникова 2. (л.д. 13)
Выявленные нарушения зафиксированы административным органом в акте проверки соблюдения земельного законодательства N 14/01-07 29 апреля 2008 года. (л.д. 12)
29 апреля 2008 года Управлением в отношении ОАО "Волгоградоблгаз" составлен протокол об административном правонарушении N 14/01-06, которым действия юридического лица квалифицированы по статье 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. (л.д. 10)
12 мая 2008 года и.о. руководителя Управления Фоминым И.П. вынесено постановление N 14/01-06 о назначении административного наказания, которым ОАО "Волгоградоблгаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, считая его незаконным и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене постановления о назначении административного наказания.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, сделал вывод о том, что факт вменяемого ОАО "Волгоградоблгаз" административного правонарушения доказан и подтвержден материалами дела, порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюден.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и закону.
Статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридических лиц за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, в виде административного штрафа от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в т.ч. осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей.
Состав правонарушения, предусмотренный статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях формальный. Таким образом, объективную сторону образуют действия или бездействие, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.
Согласно земельному законодательству предприятие (организация), получившее землю для временного использования, обязано снять и хранить верхний плодородный слой и после завершения работ восстановить его на прежнем месте либо употребить для повышения продуктивности других земель. Временный землепользователь обязан не только вернуть участок по истечении срока, но и вернуть его в пригодном для использования состоянии, причем не просто в пригодном, а для использования именно по целевому назначению.
Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов определены статьей 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация указанных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Обязанность, которую не выполнило ОАО "Волгоградоблгаз", является рекультивация.
Согласно Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 22 декабря 1995 г. N 525 и Приказом Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 67, рекультивация земель представляет собой комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды (п. 2 прил. N 6).
Рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе, при прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова. (пункт 5 Основных положений)
Следовательно, административная ответственность наступает вследствие невыполнения обязанностей по восстановлению полезных свойств земель после осуществления землепользования, в том числе при производстве работ, обусловленных потребностями землепользователя - юридического лица ОАО "Волгоградоблгаз".
Как установлено судом первой инстанции и объективно подтверждается материалами дела, на земельном участке, расположенном по адресу: Волгоградская область, Михайловский район по трассе газопровода межпоселкового АГРС х. Большой - х. Мишин - х. Плотникова 2, площадью 110 000 кв.м, используемого ОАО "Волгоградоблгаз", допущены нарушения при производстве рекультивационных работ. В ходе проверки административным органом зафиксировано наличие участков с осевшим грунтом, не выровненных рытвин, некачественно спланированной поверхности, на земельных участках на поверхности виден минеральный грунт, при этом рядом расположен плодородный слой почвы, а потому покрытие плодородным слоем произведено неравномерно, имеются отдельные участки с захламлением ветками, обломками деревьев лесозащитных полос. Согласно записям "Общего журнала работ" работы по нанесению плодородного слоя почвы проводились в холодное время года, а именно с 28 ноября 2007 года по 04 декабря 2007 года.
В силу статьи 26.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускаются использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Вина ОАО "Волгоградоблгаз" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, подтверждается собранными по делу доказательствами:
- протоколом осмотра территории от 10 апреля 2008 года, составленным государственным инспектором отдела земельного контроля Управления Булатовой С.Ш. в присутствии начальника строительно-монтажного управления ОАО "Волгоградоблгаз" Шендрикова А.В., двух понятых Кизима Д.Н., Ногина А.И., свидетеля Моисеева П.В., согласно которому был произведен осмотр территории - земельного участка по адресу: Волгоградская область, Михайловский район по трассе газопровода от х. Большой - х. Мишин - х. Плотникова;
- актом проверки соблюдения земельного законодательства N 14/01-07 29 апреля 2008 года, которым зафиксированы выявленные нарушения;
- протоколом об административном правонарушении N 14/01-06 от 29 апреля 2008 года, которым действия юридического лица квалифицированы по статье 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
- проектом организации строительства газопровода межпоселкового АГРС х. Большой - х. Мишин - х. Плотникова, в котором раздел 5 отведен рекультивации земель при строительстве газопроводов (л.д. 15-17);
- актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы (л.д. 18);
- заключением, выданным ОАО "Волгоградоблгаз" на объект капитального строительства "Газопровод межпоселковый АГРС х. Большой - х. Мишин - х. Плотников-2 Михайловского района Волгоградской области" (л.д. 19);
- общий журнал работ по объекту "Газопровод межпоселковый АГРС х. Большой - х. Мишин - х. Плотников-2 Михайловского района Волгоградской области" (л.д. 49-57)
Оценив в совокупности и взаимосвязи собранные по делу доказательства как того требуют положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии события вменяемого Обществу административного правонарушения.
Суд первой инстанции обоснованно установил факт совершения ОАО "Волгоградоблгаз" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и сделал правильный вывод о том, что он подтвержден имеющимися в деле доказательствами. Доказательств обратного суду не представлено.
Порядок привлечения ОАО "Волгоградоблгаз" к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено, что не оспаривается Обществом.
Доводы жалобы о том, что Кизима Д.Н. является работником ОАО "Волгоградоблгаз", а потому не мог участвовать в осмотре территории в качестве понятого, суд находит несостоятельными.
В рассматриваемом случае Управлением были совершены процессуальные действия, предусмотренные статьей 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: осмотр территории, в присутствии представителя ОАО "Волгоградоблгаз", двух понятых, свидетеля.
Согласно статье 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо.
Суду не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих заинтересованность Кизима Д.Н. в исходе дела. Тот факт, что понятой является работником данной организации, сам по себе не свидетельствует о его заинтересованности.
Согласно статье 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. Таким образом, Кизима Д.Н. удостоверил в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. Нарушений требований закона в данном случае судом не установлено.
Из апелляционной жалобы следует, что, по мнению ОАО "Волгоградоблгаз", постановление о привлечении Общества к административной ответственности и назначении административного наказания принято неуполномоченным лицом.
Из обжалуемого постановления административного органа N 14/01-06 от 12 мая 2008 года следует, что дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО "Волгоградоблгаз" рассмотрено и.о. руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Волгоградской области Фоминым И.П.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 327 "Об утверждении Положения о федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в различных сферах общественных отношений, в том числе обеспечения плодородия почв, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Управление Россельхознадзора по Волгоградской области, являясь территориальным органом Россельхознадзора, и в соответствии с приказом Минсельхоза России от 13 июня 006 года N 171 "О типовом положении о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" осуществляет на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением:
- выполнения мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;
- выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами и иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
- выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 года N 689 "О государственном земельном контроле" Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и её территориальные органы относятся к органам, осуществляющим государственный земельный контроль, задачей которого является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 года N 689 "О государственном земельном контроле" утверждено Положение о государственном земельном контроле.
Пунктом 5 вышеназванного Положения определены полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и её территориальных органов.
В соответствии с пунктом 11 Положения о государственном земельном контроле должностные лица, указанные в пунктах 7-8 Положения о государственном земельном контроле, среди которых указаны должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов, обладают правами, установленными пунктами 9-10 настоящего Положения, а именно в пределах своей компетенции рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, в том числе федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса, от имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:
1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;
2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.
Как указано выше функции по государственному земельному контролю в части контроля и надзора за соблюдением требований земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе поселений переданы Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальным органам.
Следовательно, рассмотрение дел об административных правонарушениях в пределах своей компетенции предоставлено руководителю территориального органа и его заместителю.
В рассматриваемом случае дело об административном правонарушении по статье 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОАО "Волгоградоблгаз" рассмотрено и.о. руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Волгоградской области Фоминым И.П., то есть уполномоченным лицом.
Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и не влекут отмены принятого по делу судебного акта.
Апелляционную жалобу ОАО "Волгоградоблгаз" следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от "02" июня 2008 года по делу N А12-8396/08-с22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу отрытого акционерного общества "Волгоградоблгаз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Т.С. Борисова |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-8396/08
Истец: ОАО "Волгоградоблгаз"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2008 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4095/2008