г. Саратов |
Дело N А57-22310/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Г.И. Агибаловой, А.Ю. Самохваловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.С. Богатыревым,
при участии в заседании:
без участия сторон, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, почтовые уведомления приобщены к материалам дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по Финансам Балаковского муниципального района (г. Балаково, Саратовской области),
на определение Арбитражного суда Саратовской области от 13 декабря 2010 года,
по делу N А57-22310/10, судья Г.В. Кобозев, по заявлению Комитета по Финансам администрации Балаковского муниципального района (г. Балаково, Саратовской области),
о предоставлении рассрочки исполнения судебного акта,
по иску ЗАО "Инвестиционная компания "СТОК" (г. Москва)
к муниципальному образованию "Балаковский муниципальный район" в лице Комитета финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области,
администрации Балаковского муниципального района Саратовской области,
третье лицо: Управление дорожного хозяйства администрации Балаковского муниципального района в лице ликвидационной комиссии,
заинтересованное лицо: Балаковский отдел службы судебных приставов УФССП по Саратовской области (г. Балаково, Саратовской области),
УСТАНОВИЛ
В Арбитражный суд Саратовской области обратился комитет финансов администрации Балаковского муниципального района с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения судебного акта - решения суда от 24.02.2010 об удовлетворении исковых требований ЗАО "Инвестиционная компания "СТОК" о взыскании с Балаковского муниципального района в лице комитета финансов администрации Балаковского муниципального района за счет средств казны Балаковского муниципального района в порядке субсидиарной ответственности денежных средств в сумме 10 353 542,09 руб. до 30.04.2011 года.
Определением арбитражного суда Саратовской области от 13 декабря 2010 года в удовлетворении заявления Комитета финансов администрации Балаковского муниципального района о предоставлении рассрочки исполнения решения суда от 24.02.2010 отказано.
Комитет финансов администрации Балаковского муниципального района, не согласившись с определением суда 1 инстанции, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое определение отменить, предоставив отсрочку исполнения судебного акта по настоящему делу. Заявитель считается, что имеются основания для предоставления отсрочки исполнения судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого определения.
Как следует из материалов дела, решением арбитражного суда Саратовской области от 24.02.2010 по настоящему делу, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010, был удовлетворен иск ЗАО "Инвестиционная компания "СТОК" к муниципальному образованию Балаковский муниципальный район в лице Комитета финансов Администрации Балаковского муниципального района за счет средств казны Балаковского муниципального района о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности Управления дорожного хозяйства администрации Балаковского муниципального района в сумме 10 353 542,09 руб.
12.05.2010 Арбитражным судом Саратовской области был выдан исполнительный лист серии АС N 000712650 о взыскании с Балаковского муниципального района в лице комитета финансов администрации Балаковского муниципального района за счет средств казны Балаковского муниципального района указанной суммы.
03.09.2010 Комитет финансов администрации Балаковского муниципального района обратился в суд с заявлением о рассрочке исполнения решения суда от 24.02.2010 по делу N А57-22310/2009.
В заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения Комитет финансов сослался на дефицит дотационного финансирования районного бюджета, существующую очередность исполнения судебных актов, а также возможность погашения задолженности по мере планируемого поступления денежных средств только в соответствии с предложенным графиком:
- 200 000 руб. в октябре 2010 года;
- 500 000 руб. в ноябре 2010 года;
- 1 000 000 руб. в декабре 2010 года;
- 1 000 000 руб. в январе 2011 года;
- 2 500 000 руб. в феврале 2011 года;
- 2 500 000 руб. в марте 2011 года;
- 2 653 542,09 руб. в апреле 2011 года.
В силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В целях обязательного исполнения судебных актов в случаях возникновения обстоятельств, затрудняющих такое исполнение, статьей 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, изменения способа и порядка его исполнения.
Статьей 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве" также предусмотрено право судебного пристава-исполнителя и сторон обратиться в суд или другой орган, выдавший исполнительный лист, с заявлением об отсрочке или рассрочке его исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий.
Поскольку ни АПК РФ, ни Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат полного перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, суду в каждом конкретном случае предоставлена возможность решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, о чем было указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 года N 467-О.
При разрешении вопроса об отсрочке исполнения решения судом должны учитываться интересы, как должника, так и взыскателя, исходя из фактических обстоятельств дела.
Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда.
Согласно пункту 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, исполнительный документ направляется для исполнения в финансовый орган муниципального образования. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Как следует из пунктов 5 и 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ, исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Согласно пункту 1 статьи 217 БК РФ утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.
Следовательно, Бюджетным кодексом РФ предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах.
С изложенного следует, что законодатель не ставит исполнение исполнительного документа в зависимость от наличия в бюджете соответствующего года необходимых для этого средств.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-П взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок; эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
Кроме того, предоставление рассрочки исполнения решения приведет к невозможности обращения взыскания на имущество должника, составляющего казну, в случае невозможности исполнения решения в установленный срок за счет средств бюджета.
Исходя из принципа равноправия сторон в арбитражном процессе (статья 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и необходимости соблюдения баланса интересов лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу о том, что должник не представил доказательств из каких источников и за счет какого конкретного имущества будет обеспечено погашение задолженности в указанный срок, обоснования периода отсрочки, экономического расчета с приложением соответствующих документов, свидетельствующих о конкретных финансовых
(экономических) перспективах получения должником долгов либо дополнительных доходов и сроках получения этих доходов, документально обоснованного расчета принимаемых мер, свидетельствующих, что предоставление отсрочки положительно повлияет на исполнимость судебного акта.
С учетом приведенных положений норм материального и процессуального права довод Комитета финансов о дефиците местного бюджета, недостаточность предстоящих налоговых поступлений в районный бюджет, как о причинах невозможности исполнить вступивший в законную силу судебный акт, не может быть признан обоснованным.
Суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для удовлетворения заявления Комитета финансов администрации Балаковского муниципального района по предоставлению отсрочки исполнения судебного акта.
Кроме того, на момент рассмотрения апелляционной жалобы наступили сроки, об удовлетворении которых ходатайствовал заявитель при подаче заявление о рассрочке исполнения судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-272 АПК РФ суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Определение арбитражного суда Саратовской области 13 декабря 2010 по делу N А57-22310/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
Г.И. Агибалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-22310/2009
Истец: ЗАО "Инвестиционная компания "СТОК"
Ответчик: Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области, Комитет по финансам, Комитет по финансам администрации Балаковского муниципального района, Управление дорожного хозяйства и благоустройства Администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области
Третье лицо: Сим Ю. Н. председатель ликвидационной комиссии УДХ администрации Балаковского муниципального района, СПИ Балаковского РОСП Саратовской области, судебный пристав-исполнитель Балаковского РОСП Саратовской области, МРИ ФНС РФ N 2 по Саратовской области, УФНС РФ по Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-774/2011