г. Томск | Дело N 07АП-2084/09 |
03 апреля 2009 г. |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Солодилова А. В.
судей: Хайкиной С. Н.
Кулеш Т. А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Хайкиной С. Н.
при участии:
от заявителя: Левина Н. Н., дов. от 25.08.2008г.; Попов А. Д., дов. 25.08.2008г.;
от ответчика: Сульина Е. Н., дов. от 15.12.2008г.,
от третьего лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества Торговая компания "Регион"
на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 26.01.2009г.
по делу N А02-1229/2008
по заявлению открытого акционерного общества Торговая компания "Регион"
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Республике Алтай
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 26.01.2009г. открытому акционерному обществу Торговая компания "Регион" (далее - ОАО ТК "Регион", общество, апеллянт, податель жалобы, заявитель) отказано в удовлетворении требования к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Республике Алтай (далее - МРИ ФНС России N 5 по Республике Алтай, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 02.07.2008г. N 540 "Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению".
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Алтай от 26.01.2009г. полностью и принять по делу новый судебный акт, которым признать решение МРИ ФНС России N 5 по Республике Алтай от 02.07.2008г. N 540 "Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" недействительным. В обоснование жалобы апеллянт указывает на следующие обстоятельства.
Податель жалобы не соглашается с выводом суда первой инстанции относительно того, что предъявленные налогоплательщику ООО "Аригон" и ООО "Русмаркет" суммы не носят характер реальных затрат, поскольку противоречит факту совершения реальных финансовых операций.
Кроме того, общество не соглашается с выводом суда первой инстанции о недопущении существенных нарушений инспекцией при вынесении оспариваемого решения, исходя из следующих оснований.
По мнению апеллянта при вынесении налоговым органом оспариваемого решения были допущены существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, выразившиеся в необеспечении возможности лица, в отношении которого проводилась проверка участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя и необеспечении возможности налогоплательщика представить объяснения (пункт 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)). Апеллянт не оспаривает факт направления акта проверки N 1480 от 05.05.2008г. 03.06.08г. и его вручения 23.06.08г., однако, полагает, что решение налоговым органом могло быть вынесено не ранее 15.07.2008г., в связи с чем считает существенно нарушенной процедуру рассмотрения материалов налоговой проверки.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо просит в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали апелляционную жалобу и отзыв, соответственно
Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 26.01.2009г., определив в соответствии с ч.3 ст. 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных представителя третьего лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 18.01.2008г. ОАО ТК "Регион" представило в МРИ ФНС России N 5 по Республике Алтай первичную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за декабрь 2007 г. По данной декларации заявленная к возмещению из Федерального бюджета сумма НДС составила 813418 рублей, исчисленная с выручки от реализации товаров, работ, услуг сумма составила 18450148 рублей, сумма налоговых вычетов по НДС - 19263566 руб. По представленной декларации инспекцией проведена камеральная проверка. Для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов и суммы, заявленной к возмещению, инспекция 28.01.2008г. направила ОАО ТК "Регион" требование N 694 о представлении первичных бухгалтерских документов.
Проверка налоговой декларации проводилась инспекцией в период с 18.01.2008г. по 18.04.2008г. путем исследования представленных налогоплательщиком бухгалтерских документов, связанных с реализацией товаров, работ, услуг, исчислением и уплатой НДС.
В результате проверки декларации инспекция установила, что ОАО ТК "Регион" осуществляет оптовую торговлю зерном, кормовыми смесями, мукой. ОАО ТК "Регион" является участником простого товарищества по договору совместной деятельности N 01/2005/Т от 12.12.2005г. Участниками данного договора также являются ООО "Аригон" и ООО "Русмаркет". В соответствии с договором N 01/2005/Т ОАО ТК "Регион" является плательщиком НДС, так как на него возложено ведение общих дел товарищества.
По данным налоговой декларации за декабрь 2007 г., в 2007 г. выручка от реализации составила у ОАО ТК "Регион" 1123672628 рублей. По данным книги продаж за декабрь 2007 г. сумма НДС, исчисленная с выручки от реализации, составила 18450148 рублей. По данным книги покупок за декабрь 2007 г. сумма налоговых вычетов по НДС составила 19263566 руб. При проверке инспекция установила, что отраженные в книгах покупок и продаж данные, соответствуют данным, указанным в первичной налоговой декларации за декабрь 2007 г.
При проверке инспекция также установила, что ОАО ТК "Регион" включило в состав налоговых вычетов за декабрь 2007 г. суммы НДС, предъявленные участниками простого товарищества ООО "Аригон" и ООО "Русмаркет". Так в частности, по счету-фактуре N 01/2005/Т-23 от 31.12.2007г. ООО "Аригон" предъявило к оплате 15000567 рублей 90 копеек, в том числе НДС - 2288222 рублей 22 копейки. По счету-фактуре N 01/2005/Т-24 от 31.12.2007г. ООО "Русмаркет" предъявило к оплате 9250350 рублей 21 копейка, в том числе НДС - 1411070 рублей 37 копеек. Указанные суммы были предъявлены на основании актов выполненных работ, составленных в свою очередь на основании актов распределения прибыли N 12 от 31.12.2007г. как "услуги участия в совместной деятельности по договору простого товарищества N 01/2005/Т от 12.12.2005г."
По результатам проверки 05.05.2008г. инспекцией был составлен акт N 1480, в котором она сделала вывод о том, что налоговый вычет по данным суммам произведен неправильно, в нарушение статей 172, 174.1 НК РФ, поскольку они не обладают характером реальных затрат.
Из материалов дела следует, что на основании акта камеральной проверки N 1480 от 05.05.2008г. руководитель МРИ ФНС России N 5 по Республике Алтай 02.07.2008г. принял решение N 540 "Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению". В решении налоговый орган сделал вывод о том, что счета-фактуры N 01/2005/Т-23 от 31.12.2007г. и N 01/2005/Т-24 от 31.12.2007г., предъявленные ОАО ТК "Регион" участниками простого товарищества, не обладают характером реальных затрат и не подлежат включению в состав налоговых вычетов. В нарушение пункта 1 статьи 172 НК РФ в состав налоговых вычетов необоснованно включен НДС за декабрь 2007 г. в общей сумме 3699292 руб. Тем самым, ОАО ТК "Регион" завысило подлежащий возмещению НДС в сумме 813418 рублей и не исчислило НДС с реализации к уплате в бюджет за декабрь в сумме 2885874 рублей.
Оставляя без изменения законное и обоснованное решение арбитражного суда первой инстанции, апелляционная коллегия исходит из следующих оснований.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствии оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции относительно характера произведенных затрат, а именно, об отсутствии реального характера этих затрат, исходя из следующих обстоятельств.
Материалами дела подтверждается заключение 12.12.2005г. между ОАО ТК "Регион", ООО "Реверс" и ООО "Итэк" договора простого товарищества N 01/2005/Т. По условиям данного договора (п.п. 4.1- 4.3) ведение общих дел простого товарищества возложено на ОАО ТК "Регион". По договорам купли-продажи от 01.09.2007г. ООО "Реверс" и ООО "Итэк" продали свои доли участников простого товарищества ООО "Аригон" и ООО "Русмаркет". Таким образом, с 01.09.2007г. участниками простого товарищества по договору N 01/2005/Т являются ОАО ТК "Регион", ООО "Аригон" и ООО "Русмаркет".
31.12.2007г. участники простого товарищества составили акт распределения прибыли N 12, полученной по итогам финансово-хозяйственной деятельности простого товарищества за декабрь 2007 г. Всего сумма прибыли участников простого товарищества за данный период составила 21187242 руб. 80 коп. Указанная сумма совместной прибыли была получена ОАО ТК "Регион", которое осуществляет ведение общих дел товарищества. В соответствии с п. 5.2 договора простого товарищества N 01/2005/Т вся сумма совместной прибыли была распределена участниками следующим образом: ОАО ТК "Регион" - 635617 руб. 28 коп.; ООО "Аригон" - 12712345 руб. 68 коп.; ООО "Русмаркет" - 7839279 руб. 84 коп.
В акте распределения прибыли N 12 участники простого товарищества определили сроки и порядок расчетов между ОАО ТК "Регион" с ООО "Аригон" и ООО "Русмаркет" по их долям в совместной прибыли. При этом, сумма прибыли, причитающаяся ООО "Аригон" составила по акту N 12 - 15000567 руб. 90 коп., а ООО "Русмаркет" - 9250350 руб. 21.коп.
Судом установлено, что ООО "Аригон" и ООО "Русмаркет" начислили НДС на причитающиеся им доли в совместной прибыли от деятельности простого товарищества в общей сумме 3699292 руб. 59 коп. Указанная сумма НДС была включена участниками в суммы прибыли, причитающиеся ООО "Аригон" (12712345 руб. 68 коп. + 2288222 руб. 22 коп.) и ООО "Русмаркет" (7839279 руб. 84 коп. + 1411070 руб. 37 коп.).
31.12.2007г. ООО "Русмаркет" предъявило ОАО ТК "Регион" к оплате счет-фактуру N 01/2005/Т-24 на сумму 9250350 руб. 21 коп. (в том числе НДС -1411070 руб. 37 коп.). ООО "Аригон" предъявило к оплате счет-фактуру N 01/2005/Т-23 на сумму 15000567 руб. 90 коп. (в том числе НДС - 2288222 руб. 22 коп.). В счетах-фактурах предъявленные суммы были указаны как услуги участия ООО "Аригон" и ООО "Русмаркет" в совместной деятельности. Уплаченный по названным счетам-фактурам НДС в общей сумме 3699292 руб. 59 коп. ОАО ТК "Регион" включило в состав налоговых вычетов по НДС за декабрь 2007 г.
Суд первой инстанции правомерно указал, что статьей 1048 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора простого товарищества, определены статьей 278 НК РФ. Такие доходы относятся к внереализационным доходам налогоплательщиков и подлежат налогообложению в порядке, установленном главой 25 НК РФ. Предъявленная в счетах-фактурах N 01/2005/Т и N 01/2005/Т сумма - 20551625 руб. 52 коп, представляет собой доли прибыли ООО "Аригон" и ООО "Русмаркет" от участия в договоре простого товарищества и не может быть объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 НК РФ. При этом пункт 2 названной нормы Кодекса определяет, что вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), имущественных прав.
В соответствии со статьей 174.1 НК РФ налоговый вычет по товарам (работам, услугам), приобретаемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения, в соответствии с договором простого товарищества предоставляется только участнику товарищества при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами этим лицам.
В соответствии со статьями 171,172 НК РФ обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), так как именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиком.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что участников простого товарищества - ООО "Аригон" и ООО "Русмаркет" нельзя признать продавцами конкретных услуг, стоимость которых они включили в счета-фактуры N 01/2005/Т-23 и N 01/2005/Т-24. ОАО ТК "Регион" не представило доказательств того, что по счетам-фактурам N 01/2005/Т - 23 и N 01/2005/Т-24 им произведена оплата услуг, приобретенных в результате хозяйственных отношений между ним и участниками простого товарищества. Представленные ОАО ТК "Регион" документы не подтверждают реальность несения расходов на оплату полученных реальных услуг.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с доводом апеллянта о существенном нарушении налоговым органом процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, выразившиеся в необеспечении возможности лица, в отношении которого проводилась проверка участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя и необеспечении возможности налогоплательщика представить объяснения по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями статей 266 - 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции и повторно рассматривает и разрешает дело по имеющимся в нем и дополнительно представленным доказательствам.
Во время рассмотрения дела апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы и требований, заявленных в суде первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 101 НК РФ установлено, что перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения.
Согласно абзацу 2 пункта 14 статьи 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Из материалов данного дела следует и установлено судом апелляционной инстанции, что при рассмотрении материалов налоговой проверки налоговый орган обеспечил надлежащим образом возможность обществу участвовать в процессе рассмотрения указанных материалов.
Налоговым органом представлены доказательства, свидетельствующие об извещении общества по надлежащему адресу, о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки, а именно, в материалах дела имеется список почтовой корреспонденции об отправке по юридическому адресу ОАО ТК "Регион" уведомления N 2251 от 16.06.2008г. о вызове на 02.07.2008г. для рассмотрения материалов камеральной проверки, проведенной по налоговой декларации за декабрь 2007 г. по НДС. ОАО ТК "Регион" не представило доказательств не получения данного уведомления, и кроме того, не оспаривает его неполучение. Довод апеллянта о невозможности принятия оспариваемого решения ранее 15.07.2008г. не может быть принят судом апелляционной инстанции, поскольку налоговым органом не было нарушено право заявителя участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности представить объяснения, соответственно, вынесение оспариваемого решения в более ранний срок не может рассматриваться в качестве существенного нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Соответственно, апелляционная коллегия считает, что решение N 540 от 02.07.2008г. принято МРИ ФНС России N 5 по Республике Алтай без существенных нарушений требований, предусмотренных статьями 176, 100, 101 НК РФ. Нарушение срока, установленного пунктом 6 ст. 100 НК РФ не повлекло за собой принятие неправосудного решения.
Таким образом, судом первой инстанции исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, сделаны правомерные выводы, в соответствии с действующим налоговым законодательством, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, принят законный и обоснованный судебный акт.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки апелляционная инстанция не имеет.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 26.01.2009г. по делу N А02-1229/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий | Солодилов А. В. |
Судьи | Хайкина С. Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1229/2008
Истец: ОАО Торговая Компания "Регион"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N5 по Республике Алтай
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N2 по Алтайскому краю
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2084/09