г. Саратов |
Дело N А12-6254/08-С44 |
резолютивная часть постановления оглашена 04 сентября 2008 года.
в полном объеме постановление изготовлено 04 сентября 2008 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Клочковой Н.А., судей Агибаловой Г.И., Никитина А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Судаковой Н.В.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от истца - не явился, извещен,
от ответчиков - не явились, извещены,
от третьего лица - не явились, извещены,
рассмотрев апелляционную жалобу Территориального управления Быковского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 мая 2008 года по делу N А12-6254/08-С44, (судья Машлыкин А.П.)
по иску Прокуратуры Волгоградской области
к Территориальному управлению Быковского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области;
ОАО Акционерный коммерческий Сберегательный банк России в лице Волжского отделения N 8553;
Третье лицо: Центральный банк России в лице Главного управления по Волгоградской области,
О признании договора от 06.03.2007г. N 40116/105 банковского счета N 40116810911160000105 недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
УСТАНОВИЛ
Прокуратура Волгоградской области обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с иском о признании недействительным (ничтожным) договора N 40116/105 банковского счета N 40116810911160000105, заключенного 06 марта 2007 года между ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации", в лице Волжского отделения N8553 Сбербанка России и Территориальным управлением Быковского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, а также применении последствий недействительности ничтожной сделки путем закрытия указанного счета.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 26 мая 2008 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, Территориальное управление Быковского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, не согласившись в вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Волгоградской области от 26 мая 2008 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требованиях.
Заявитель жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации", в лице Волжского отделения N 8553 и Территориальным управлением Быковского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, заключен договор N 40116/105 банковского счета, на основании которого открыт счет N 40116810911160000105 для осуществления расчетно-кассового обслуживания клиента в соответствии с действующим законодательством (л.д.10-12).
В соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ органы исполнительной власти являются участниками бюджетного процесса. Согласно ст. 3 Закона Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" в систему органов исполнительной власти Волгоградской области входит Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства.
Статья 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов.
В силу статьи 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип единства кассы, зачисление всех доходов бюджета (в том числе и местного) и осуществление всех расходов бюджета может производиться только с единого счета бюджета, что исключает возможность открытия уполномоченными органами и учреждениями муниципального образования каких - либо бюджетных счетов в банковских учреждениях помимо единого счета бюджета муниципального образования.
Из спорного договора не следует, что открытый ответчиками в коммерческом банке счет N 40116810911160000105 является единым счетом бюджета Территориального управления Быковского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, следовательно, договор противоречит требованиям статьи 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации счета бюджетов обслуживает Банк России.
Виды операций со средствами бюджета приведены в статье 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой кредитные организации могут, в частности выполнять функции Банка России, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 данного Кодекса, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
В целях управления средствами федерального бюджета, государственным долгом и совершения платежей Территориальному управлению Быковского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области предоставлено право открывать и закрывать иные счета федерального бюджета.
Счета Территориального управления Быковского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных гражданским кодексом.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что единый счет бюджета Территориального управления Быковского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области подлежит открытию только в учреждениях Банка России.
В силу пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 года N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации_" "соответствующей территорией" следует понимать как территорию одного субъекта Российской Федерации или территорию муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территория определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих территориальных границах действуют территориальной учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований)".
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области в лице Территориального управления Быковского муниципального района является получателем бюджетных средств.
Суд первой инстанции правомерно установил, что на территории г. Волжского Волгоградской области имеется учреждение Банка России - расчетно-кассовый центр г. Волжского Главного Управления Центрального Банка РФ по Волгоградской области (что не оспаривается ответчиками), и что данное учреждение способно осуществлять функции по обслуживанию счета бюджета бюджетных организаций и органов местного самоуправления, расположенных на территории Быковского района.
Данный вывод основан на имеющихся в деле доказательствах (л.д.15).
Поэтому вывод суда о том, что договор банковского счета N 40116/105 заключен в нарушение части 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации является обоснованным.
В соответствии со статьей 18 Закона о конкуренции, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг, в том числе открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам.
Как следует из материалов дела, конкурс на выбор кредитно-банковской организации на обслуживание счетов не проводился.
Суд первой инстанции закономерно, в соответствии со статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, признал заключенный ответчиками договор N 40116/105 банковского счета ничтожной сделкой и применил последствия недействительности данной сделки путем возложения на банк обязанности закрыть банковский счет N 40116810911160000105, открытый во исполнение ничтожной сделки.
Оснований для отмены либо изменения принятого по делу решения судебная коллегия не находит.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 26 мая 2008 года по делу N А12-6254/08-С44 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке статьи 273 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Клочкова |
Судьи |
Г.И. Агибалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-6254/08
Истец: Прокуратура Волгоградской области
Ответчик: ТУ Быковского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ" в лице Волжского отделения N 8553 Сбербанка России
Третье лицо: Центральный банк РФ в лице Главного управления ЦБ РФ по Волгоградской области, Центральный банк РФ
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2008 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4539/2008