Объект строительства финансируется из федерального бюджета. Смета на данный объект составлена с учетом НДС. Стоимость объекта - 20 млн руб. (в т.ч. НДС - 3,05 млн руб.). По результатам конкурса подрядчиком стала фирма А, а субподрядчиком фирма Б. Проблема в том, что фирма Б работает на общей системе налогообложения (она будет выполнять строительно-монтажные работы), а фирма А на упрощенке (она будет поставлять материалы для фирмы Б). Возникает нелепая ситуация: субподрядчик выставляет форму N КС-2 с НДС согласно смете, а подрядчик выставляет ее для оплаты заказчику без НДС. Форма N КС-2 должна соответствовать смете, но увеличить позиции сметы на 18% подрядчик не может - Федеральное казначейство не пропустит. Если подрядчик предъявит заказчику НДС к уплате, он всю сумму налога должен перечислить в бюджет, в то время как принять к вычету входной налог не сможет. Есть ли выход из данной ситуации?
Применение упрощенной системы налогообложения освобождает организацию-подрядчика от уплаты НДС, ЕСН, налога на имущество организаций и налога на прибыль. В этом заключается преимущество данной системы. Но недостаток ее в том, что, вклиниваясь в производственный цикл, упрощенец лишается возможности принять налог, уплаченный поставщику, в данном случае субподрядчику, к налоговому вычету. Поскольку НДС является косвенным налогом, для подрядчика не имеет значения, будет он выставлять заказчику счет с НДС или без НДС. И в первом, и во втором случаях по операции строительства объекта он понесет убыток на сумму НДС, указанную в смете.
Если подрядчик применяет упрощенную систему налогообложения, он должен предъявить заказчику указанную в смете стоимость работ без НДС, т.е. 16,95 млн руб. (20 млн руб. - 3,05 млн руб.). В то время как субподрядчик, применяющий общую систему налогообложения, стоимость выполненных работ должен увеличить на НДС и предъявить подрядчику 20 млн руб. При таких условиях подрядчик вынужден частично финансировать строительство объекта за счет собственных средств.
Выход из данной ситуации только один - подрядчик должен отказаться от применения упрощенки и перейти на общий режим налогообложения.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода добровольно перейти на общий режим налогообложения. Налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения является календарный год. Следовательно, приняв решение о применении упрощенной системы налогообложения, налогоплательщик вынужден ее применять как минимум в течение календарного года. И только с начала следующего года он может вернуться на общий режим налогообложения. Об этом необходимо уведомить налоговый орган не позднее 15 января года, в котором предполагается перейти на общий режим налогообложения. Уведомление в налоговый орган составляется по форме N 26.2-4 "Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения". Но вернуться к общему режиму можно и превысив одно из ограничений, установленных ст. 346.13 НК РФ. Одним из условий возврата к общему режиму налогообложения является превышение установленного в 20 млн руб. размера выручки. Если выручка по итогам отчетного (налогового) периода превысит установленный предел, подрядчик должен перейти на общий режим налогообложения с начала того отчетного периода, в котором произошло такое превышение.
Пример
В апреле заказчик заплатил подрядчику аванс в размере 15 млн руб. Доход подрядчика от выполнения иных работ составил 6 млн руб. С апреля 2006 г. подрядчик вынужден перейти на общий режим налогообложения. Если заказчик уплатит подрядчику НДС, налог нужно будет уплатить в бюджет, но и суммы, предъявленные субподрядчику начиная с 1 апреля 2006 г. можно будет принять к налоговому вычету.
О вынужденном переходе на общий режим налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган в течение 15 дней после окончания того отчетного (налогового) периода, в котором он потерял право на применение упрощенной системы налогообложения (в нашем примере - не позднее 15 июля 2006 г.). В налоговый орган по месту учета налогоплательщика представляется форма N 26.2-5 "Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения".
1 июня 2006 г.
"Налоговые споры", N 6, июнь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговые споры"
Официальный печатный орган палаты налоговых консультантов России
Учредители:
Палата налоговых консультантов России
Международный центр финансово-экономического развития (ЗАО "МЦФЭР")
Издатель: ЗАО "МЦФЭР"
Лицензия на издательскую деятельность:
код 221, серия ИД, N 00445 от 15.11.99 Свидетельство: ПИ N 77-16544 от 13.10.2003
Адрес редакции: 129164, Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 5, а/я 9
Тел.: (095) 937-90-80. Факс: (095) 937-90-85
E-mail: palata.magazine@mcfr.ru
Подписные индексы
по каталогу агентства "Роспечать" - 82989, 82990
по каталогу "Пресса России" - 15157, 15158 по каталогу "Почта России" - 16676, 16677