г. Ессентуки |
Дело N А25-1000/2009 |
22 апреля 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2010 г.,
полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2010 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В. (судья-докладчик),
судей Баканова А.П., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алексановым А.Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Управление механизации строительства "Черкесское"
на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25.01.2010
по делу N А25-1000/2009
по заявлению Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике
к Мэрии муниципального образования города Черкесска,
третьи лица: ОАО "Управление механизации строительства "Черкесское", МУП "Кадастровое бюро", Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Карачаево-Черкесской Республике,
о признании незаконным ненормативного правового акта (судья Гришин С.В.),
при участии в судебном заседании:
от Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике - Бугаева О.В. по доверенности от 23.03.2010 N 1/11-25,
от ОАО "Управление механизации строительства "Черкесское" - Лазаренко П.В. по доверенности от 11.01.2010,
в отсутствие других участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике (далее - МВД по КЧР) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Мэрии муниципального образования города Черкесска (далее по тексту - заинтересованное лицо, Мэрия МО г. Черкесска, орган местного самоуправления) о признании недействительным постановления Главы города Черкесска 04.07.2008 N 1350 "О размещении объектов недвижимости на территории производственной базы по ул. Шоссейная, 13 ОАО УМС "Черкесское".
Одновременно МВД по КЧР подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: ОАО "Управление механизации строительства "Черкесское", МУП "Кадастровое бюро", Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Карачаево-Черкесской Республике.
Решением суда от 25.01.2010 оспариваемое постановление признано недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Суд пришел к выводу об отсутствии у МВД по КЧР иного способа защиты своих прав и законных интересов, признал причины пропуска срока на обжалования уважительными и восстановил заявителю пропущенный срок. Рассмотрев заявленные МВД по КЧР требования по существу, суд установил, что объекты ОАО "УМС "Черкесское" расположены на части территории земельного участка площадью 2,808 га, предоставленного в пользование МВД по КЧР. Суд также указал, что действующим законодательством не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления на разрешение вопросов о размещении объектов недвижимого имущества, созданных на чужом земельном участке как альтернатива государственной регистрации прав на недвижимое имущество или основание для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Управление механизации строительства "Черкесское" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам и материалам дела. По мнению заявителя, судом необоснованно восстановлен срок на обжалование ненормативных актов, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, поскольку МВД по КЧР стало известно о вынесении оспариваемого постановлении из материалов дела N А25-1171/2008. Заявитель жалобы считает, что отмена оспариваемого постановления не влечет правовых последствий, что подтверждает суд первой инстанции в своем решении.
Представитель ОАО "Управление механизации строительства "Черкесское" - Лазаренко П.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
МВД по КЧР в отзыве просит обжалуемое решение оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, ссылаясь на правомерность принятого по делу решения.
Представитель МВД по КЧР - Бугаева О.В. доводы отзыва на апелляционную жалобу поддержала.
Другие участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, отзывов не представили. На основании статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25.01.2010 по делу N А25-1000/2009 является законным и обоснованным, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемым постановлением Главы города Черкесска 04.07.2008 N 1350 "О размещении объектов недвижимости на территории производственной базы по ул.Шоссейная, 13, ОАО УМС "Черкесское" размещены объекты недвижимости, самовольно возведенные ОАО УМС "Черкесское": пульт управления АБЗ, открытый дробильно-сортировочный цех для производства инертных материалов, открытый склад инертных материалов.
Данные объекты недвижимости размещены на территории, принадлежащей МВД по КЧР согласно Постановлению Главы города Черкесска от 04.07.2002 N 2905 "Об утверждении площади земельного участка по ул. Шоссейная, 13 и предоставлении его МВД КЧР" и свидетельству о государственной регистрации права от 16.09.2006 серии 09 АА N 142009.
МВД по КЧР обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления Главы города Черкесска 04.07.2008 N 1350 "О размещении объектов недвижимости на территории производственной базы по ул. Шоссейная, 13 ОАО УМС "Черкесское" незаконными, нарушающим его права и законные интересы как землепользователя. Заявление мотивировано тем, что органом местного самоуправления нарушен порядок предоставления земельного участка действиями по выделению несформированного в установленном порядке земельного участка и не прошедшего кадастровый учет, а так же закреплении на этом участке объектов недвижимости. По настоящее время земельный участок ОАО "УМС "Черкесское" не прошел кадастровый учет, зарегистрированное право собственности ОАО "УМС "Черкесское" на земельный участок или объекты, расположенные на нем отсутствует, равно как отсутствует и разрешение на строительство объектов недвижимости. Заявитель полагает, что при подготовке и издании оспариваемого постановления органом местного самоуправления в нарушение градостроительных и строительных норм и правил не были изучены правоустанавливающие документы ОАО "УМС "Черкесское". Кроме того, считает, что в действующем законодательстве не предусмотрено понятие "размещение объектов недвижимости", в связи с чем, отсутствуют основания для издания оспариваемого постановления.
Одновременно МВД по КЧР заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ. В ходатайстве МВД по КЧР указало, что о нарушении своих прав заявитель ему стало известно в ходе судебного разбирательства в Арбитражном суде Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-1171/2008. После чего в досудебном порядке письменно обращался (исх.N 1/399 от 18.02.09) за разъяснениями об утверждении постановлением от 04.07.2008 N 1350 объектов недвижимости ОАО "УМС "Черкесское" на территории МВД по КЧР. После получения ответа Мэрии МО г. Черкесска (письмо от 23.03.2009) о том, что постановление от 04.07.2008 N 1350 издано необоснованно, работники привлечены к дисциплинарной ответственности, заявитель 28.05.2009 обратился в орган местного самоуправления с просьбой о рассмотрении вопроса об отмене оспариваемого постановления. Однако по настоящее время, ответ от Мэрии МО г. Черкесска в адрес заявителя не поступал.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно части 1 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту. Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока; если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
С учетом отсутствия в материалах дела доказательств, опровергающих доводы МВД по КЧР, изложенные в ходатайстве, а также учитывая, что иной способ защиты прав и законных интересов у МВД по КЧР отсутствует, суд правомерно признал причины пропуска заявителем срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ уважительными, и восстановил заявителю пропущенный процессуальный срок.
Доводы заявителя жалобы относительно необоснованного восстановления судом пропущенного срока на обжалование постановления документально не подтверждены, а потому не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции. Заявитель не представил суду доказательств того, что МВД по КЧР стало известно о вынесении оспариваемого постановления в 2008 г., в том числе доказательств приобщения к материалам дела N А25-1171/2008 оспариваемого постановления.
Из следует из материалов дела, постановлением главы администрации г. Черкесска от 21.06.1993 N 1210 за Управлением внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики закреплен земельный участок площадью 2,8 га под строительство производственной базы в восточной части города южнее территории "Союзтрансэнерго" и севернее базы "УМС".
Приказом МВД России от 22.04.1994 N 93 Управление внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики реорганизовано в Министерство внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики.
Постановлением главы города Черкесска от 04.07.2002 N 2905 утверждена площадь земельного участка по ул. Шоссейной, 13 в фактически сложившихся границах 2,8080 га под производственной базой с предоставлением его МВД КЧР (правопредшественник МВД по КЧР) на праве постоянного (бессрочного) пользования.
09.07.2002 МВД по КЧР обратилось в ФГУ "Земельная кадастровая палата по КЧР" с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, выделенного ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. На основании представленных документов земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет за кадастровым номером 09:04:0101334:32.
В порядке ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю земельный участок, предоставленный МВД по КЧР в постоянное (бессрочное) пользование, был зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией, свидетельство от 16.09.2006 серии 09-АА N 142009.
Постановлением Мэрии МО г.Черкесска от 13.01.2009 N 21 внесены изменения в постановление главы города Черкесска от 04.07.2002 N 2905 в части указания адреса земельного участка, предоставленного МВД по КЧР - вместо "по ул.Шоссейная, 13" следует читать "ул.Шоссейная, 13-а".
Между тем, частью земельного участка, предоставленного МВД по КЧР с 2000 г., пользовалось ОАО "УМС "Черкесское" в целях осуществления производственной деятельности и возвело объекты недвижимости: пульт управления АБЗ, открытый дробильно-сортировочный цех для производства инертных материалов, открытый склад инертных материалов, полагая, при этом, что используемый земельный участок в этой части принадлежит ему на праве постоянного (бессрочного) пользования согласно постановлению главы города Черкесска от 28.12.2000 N 4132, которым утверждена площадь земельного участка с кадастровым номером 09:04:01:001334:005 по ул.Шоссейная, 13 по фактическому землепользованию в размере 3,5001 га.
При оформлении документов технической инвентаризации на возведенные объекты недвижимости ОАО "УМС "Черкесское" было установлено, что часть его объектов расположена на территории земельного участка, выделенного МВД по КЧР.
Полагая, что постановлением главы города Черкесска от 04.07.2002 N 2905 "Об утверждении площади земельного участка по ул. Шоссейной, 13 и предоставлении его МВД КЧР" нарушены его права и законные интересы, и нарушение прав связано с несоблюдением Мэрией МО г.Черкесска установленного законодательством порядка предоставления земельных участков, ОАО "УМС "Черкесское" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления в рамках дела N А25-1171/08-14.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 07.05.2009 по делу N А25-1171/08-14 заявленные требования были удовлетворены, постановление главы города Черкесска от 04.07.2002 N 2905 признано недействительным, как несоответствующее нормам земельного законодательства.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2009, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.10.2009, решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 07.05.2009 отменено, принят новый судебный акт. Апелляционный суд отказал в удовлетворении требований по тем основаниям, что заявитель не доказал нарушение его прав и охраняемых законом интересов постановлением от 04.07.2002 N 2905. Суды апелляционной и кассационной инстанции установлено, что при принятии постановления от 04.07.2002 N 2905 Мэрией МО г. Черкесска не соблюден установленный земельным законодательством порядок предоставления земельного участка, поскольку определение границ земельного участка, предоставленного МВД КЧР, проведено без согласования с ОАО "УМС "Черкесское", являющегося смежным землепользователем. Суды признали, что ОАО "УМС "Черкесское" не представлены доказательства наличия у него прав на спорный земельный участок, общество не смогло указать границы и площадь участка принадлежащего ему и переданного МВД КЧР в составе 2,808 га, либо нахождения на нем недвижимого имущества на законных основаниях.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
С учетом изложенного является установленным то обстоятельство, что границы земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование ОАО "УСМ "Черкесское" постановлением органа местного самоуправления от 28.12.2000 N 4132, по настоящее время не определены. Регистрация земельного участка в надлежащем порядке не осуществлена.
С учетом требований статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" как объект гражданского оборота зарегистрирован только земельный участок площадью 2,808 га на праве собственности Российской Федерацией, свидетельство от 16.09.2006 серии 09-АА N 142009, предоставленный в пользование МВД по КЧР.
Судебными инстанциями по делу А25-1171/08-14 установлено, что ОАО "УСМ "Черкесское" не представлены доказательства зарегистрированного права на возведенные на части территории, предоставленной в пользование МВД по КЧР, объекты недвижимого имущества: пульт управления АБЗ, открытый дробильно-сортировочный цех для производства инертных материалов, открытый склад инертных материалов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.
Пунктом 4 указанной нормы установлено, что в случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.
Таким образом, ОАО "УСМ "Черкесское" самостоятельно возведены объекты недвижимости на земельном участке, находящемся в собственности Российской Федерации и предоставленном в пользование МВД по КЧР.
Поскольку земельный участок, используемый МВД по КЧР, зарегистрирован в установленном порядке, судебными актами по делу N А25-1171/08-14 отказано в признании незаконным выделения и регистрации земельного участка площадью 2,808 га, предоставленного МВД по КЧР, а объекты ОАО "УМС "Черкесское" расположены на части территории данного земельного участка площадью 2,808 га, орган местного самоуправления вынес оспариваемое постановление незаконно.
По смыслу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимости относятся объекты гражданского оборота прочно связанные с землей, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению.
В связи с чем, нормами градостроительного, земельного и гражданского законодательства предусмотрены порядок возведения (создания) недвижимого имущества и приобретения прав на него, а установление полномочий органа местного самоуправления и возможности утверждения территориального размещения возведенных объектов недвижимости (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства) противоречило бы смысловому содержанию понятия недвижимости.
Последнее подтверждается положениями статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 8 Устава муниципального образования города Черкесска, согласно которым к вопросам местного значения не отнесено разрешение вопросов о территориальном размещении объектов недвижимости хозяйствующих субъектов.
Суд правомерно указал, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по решению вопросов о размещении объектов недвижимого имущества, созданных на чужом земельном участке.
При этом, решение Мэрией МО г. Черкесска вопросов, не относящихся в ее компетенции, в данном случае свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления, которое, являясь ненормативным актом, влечет соответствующие правовые последствия. Оспариваемое постановление нарушает права МВД по КЧР на пользование земельным участком, предоставленным согласно постановлению от 04.07.2002 N 2905, частично занятым объектами, возведенными ОАО "УМС "Черкесское".
В силу статьи 13 Гражданского кодекса РФ, статьи 198 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" оспариваемый ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным в том случае, если он не соответствует закону или иным правовым актам и одновременно нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершение действий (бездействие), возлагается на соответствующие органы или должностные лица.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ также предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону (иному акту), наличия надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагаются на орган, который принял оспариваемый акт
В нарушение указанных норм заинтересованное лицо не представило доказательств правомерности принятия оспариваемого постановления и наличие надлежащих полномочий на разрешение вопроса о территориальном размещении объектов недвижимого имущества на земельном участке, право собственности или право пользования на которое не зарегистрировано в установленном порядке.
Согласно статье 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, суд принимает решение признании ненормативного правового акта недействительным.
С учетом приведенных обстоятельств, суд правомерно признал постановление Мэрии МО г. Черкесска от 04.07.08 N 1350 следует недействительным как принятое с превышением полномочий и нарушающее права и законные интересы МВД по КЧР.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25.01.2010 по делу N А25-1000/2009.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25.01.2010 по делу N А25-1000/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
А.П. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1000/2009
Истец: Министерство внутренних дел КЧР, Министерство Внутренних Дел по Карачаево-Черкесской Республике
Ответчик: Мэрия муниципального образования г. Черкесска
Третье лицо: МУП "Кадастровое бюро", ОАО "Управление механизации строительства "Черкесское"", ОАО УМС "Черкесское", Управление Федеральеого агентства кадастра объектов недвижимости по КЧР, Мэрия муниципального образования г. Черкесска
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2010 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-523/2010