г. Саратов |
Дело N А12-5980/08-С16 |
Рассмотрение жалобы начато 02.10.2008 года.
В заседании объявлен перерыв до 09 час. 05 мин. 03.10.2008 года.
Заседание продолжено в 09 час. 05 мин 03.10.2008 года.
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никитина А.Ю.,
судей Телегиной Т.Н., Никольского С.В.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим
при участии в заседании:
от истца Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры - без участия
от Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры - помощника прокурора Берестовского Д.О.
от ответчика МУП "Ольховское коммунальное хозяйство" - без участия
от ответчика МУЗ "Ольховская ЦРБ" - без участия
от третьего лица Администрации Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области - без участия
от Комитета государственного контроля в сфере природопользования Администрации Волгоградской области - без участия
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 июля 2008 года по делу
N А12-5980/08-С16, (судья Тазов В.Ф.)
по иску Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, г. Тверь,
к МУП "Ольховское коммунальное хозяйство", с. Ольховка Ольховского района Волгоградской области,
Государственному учреждению Центр занятости населения Ольховского района, с. Ольховка Ольховского района Волгоградской области,
о признании недействительным договора,
Третьи лица:
Администрация Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области, с. Ольховка Ольховского района Волгоградской области,
Комитет государственного контроля в сфере природопользования Администрации Волгоградской области, г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
Волжская межрегиональной природоохранной прокуратуры г. Твери обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к МУП "Ольховское коммунальное хозяйство", МУЗ "Ольховская центральная районная больница" о признании недействительным несоответствующего закону договора на оказание услуг по размещению твердых бытовых отходов от 01.01.2007г. N 51, заключенному между ответчиками.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 04 июля 2008 года в удовлетворении исковых требований Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры отказано, поскольку в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, отходы больницы не являются опасными.
Истец с решением арбитражного суда Волгоградской области от 04 июля 2008 года не согласился, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, считает его незаконным и подлежащим отмене по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. В жалобе заявитель указывает на то, что у МУП "Ольховское коммунальное хозяйство" отсутствует лицензия на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку отходов по заключенному договору. Кроме того, заявитель считает, что все отходы, образующиеся в ходе производства, имеют определенный класс опасности.
Лица, участвующие в деле, о дне и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.01.2007г. между МУП "Ольховское коммунальное хозяйство" (исполнитель) и МУЗ "Ольховская центральная больница" (заказчик) заключен договор на вывоз твердых бытовых отходов N 51, по условиям которого заказчик поручил, а исполнитель принял на себя выполнение работ по вывозу твердых бытовых отходов (контейнеров мусоросборника), согласно утвержденного графика.
В соответствии со статьей 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Согласно статьи 14 ФЗ "Об отходах производства и потребления" опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, отходы больницы не являются опасными.
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции неправомерным и противоречащим материалам дела.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
Приказом Минприроды РФ от 15.06.2001г. N 511 утверждены Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды. Класс опасности устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее. Критериями определены 5 степеней воздействия опасных отходов. Отнесение отходов к классу опасности может осуществляться расчетным или экспериментальным методом.
Министерством природных ресурсов РФ создан Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МНР РФ от 02.12.2002г. N 786. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов - перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную сред.
Классификатор устанавливает 5 классов опасности отходов для окружающей природной среды.
Таким образом, все отходы, образующиеся в ходе производства и потребления, имеют определенный класс опасности. Обязанность доказывания отнесения отходов, образующихся в результате деятельности МУЗ "Ольховская ЦРБ", к определенному классу опасности возлагается законом на само учреждение.
Ссылка суда 1 инстанции на то, что в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов медицинские отходы больниц и лечебно-оздоровительных учреждений не относятся к опасным, является несостоятельной, поскольку больницей заключен договор с МУП "Ольховское КХ" на вывоз твердых бытовых отходов, а не медицинских. В соответствии с п. 1.2 указанного договора "заказчик" обязуется обеспечить раздельное хранение бытового мусора, пищевых отходов и строительного мусора, шлаков в контейнерах. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, перечисленные в договоре отходы имеют 4 и 5 класс опасности.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 258-ФЗ).
Согласно статье 9 названного Закона деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 258-ФЗ).
В материалах дела имеются объяснения директора МУП "Ольховское КХ" Хоботова В.П. от 29.02.2008г.: информация администрации (Ольховского сельского поселения от 07.03.2008г. N 354.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что МУП "Ольховское коммунальное хозяйство" осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с опасными отходами и обязано иметь лицензию. Однако МУП "Ольховское коммунальное хозяйство" не имеет лицензии в области обращения с опасными отходами.
Вывод суда первой инстанции о том, что МУП "Ольховское коммунальное хозяйство" не нужна лицензия для осуществления сбора и вывоза отходов по договору на оказание услуг по размещению твердых бытовых отходов от 01.01.2007г. N 51, судебная коллегия находит неправомерным и противоречащим материалам дела.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы, и считает обоснованным в данном случае ссылку на постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2008г. по делу N А12-3389/08-С6.
На основании изложенного, судебная коллегия апелляционной инстанции находит основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 04 июля 2008 года по делу N А12-5980/08-С16 отменить.
Иск удовлетворить.
Признать недействительным договора на оказание услуг по размещению твердых бытовых отходов от 01.01.2007 года N 51, заключенный МУП "Ольховское коммунальное хозяйство" и МУЗ "Ольховская центральная районная больница".
Взыскать с общества с МУП "Ольховское коммунальное хозяйство" и МУЗ "Ольховская центральная районная больница" в доход федерального бюджета по 1000 руб. госпошлины по иску и по 500 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
С.В. Никольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-5980/08
Истец: Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчик: МУП "Ольховское коммунальное хозяйство", ГУ ЦЗН Ольховского района Волгоградской области
Третье лицо: Комитет государственного контроля в сфере природопользования Администрации Волгоградской области, Администрация Ольховского сельского поселения Ольховского МР Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2008 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5333/2008