г. Вологда |
|
01 апреля 2011 г. |
Дело N А05-13441/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Осокиной Н.Н.,
судей Кудина А.Г. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Нарьян-Марский объединенный авиаотряд"
на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 февраля 2011 года
по делу N А05-13441/2010
(судья Меньшикова И.А.),
УСТАНОВИЛ
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ненецкому автономному округу (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Нарьян-Марский объединенный авиаотряд" (далее - общество, ОАО Нарьян-Марский ОАО") о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области 08 февраля 2011 года заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности по указанной норме КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать. В обоснование своей позиции ссылается на истечение срока привлечения его к административной ответственности. Считает также, что в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения, поскольку разрешение на работу с используемыми им источниками ионизирующего излучения не требуется.
Управление в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в период с 01 по 22 ноября 2010 года в ходе проведения плановой проверки деятельности ОАО "Нарьян-Марский ОАО" управлением выявлен факт эксплуатации данным обществом рентгенотелевизионного досмотрового аппарата "HI-SCAN 5180" и рентгенотелевизионного аппарата "RAPISCAN 524" без лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 22.11.2010 N 86.
Управление пришло к выводу о том, что указанными действиями общество нарушило требования статей 2, 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), статьи 10 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (далее - Закон N 3-ФЗ), пункта 2.2 Санитарно-эпидемиологических правил и норм 2.6.1.2369-08 "Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.06.2008 N 37 (далее - СанПиН 2.6.1.2369-08).
По данному факту в отношении общества должностным лицом управления 23.11.2010 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Посчитав состав правонарушения установленным, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в связи с наличием в действиях ОАО "Нарьян-Марский ОАО" состава вменяемого административного правонарушения.
Апелляционная инстанция согласна с указанным выводом по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона N 3-ФЗ научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
Согласно статье 2 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в частности, лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека.
Пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2004 N 107 (далее - Положение о лицензировании), установлено, что под деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения понимается проектирование, конструирование, производство, размещение, эксплуатация, техническое обслуживание, хранение и утилизация источников ионизирующего излучения, проектирование, конструирование, изготовление и эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании деятельность по лицензированию в области использования источников ионизирующего излучения осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В силу пункта 5 данного Положения под источниками ионизирующего излучения понимаются не относящиеся к ядерным установкам и не содержащие радиоактивные вещества радиационные источники, в которых ионизирующее излучение генерируется за счет изменения скорости заряженных частиц, аннигиляции или ядерных реакций.
В статье 39 Закона N 52-ФЗ указано, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2.2 СанПиН 2.6.1.2369-08 до начала эксплуатации лучевых досмотровых установок (далее - ЛДУ) администрация организации обеспечивает получение лицензии на деятельность в области использования генерирующих источников ионизирующего излучения и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий работы с ЛДУ требованиям санитарных правил.
Пунктом 1.2.3 данных СанПиН установлено, что в качестве источников ионизирующего излучения в ЛДУ используются рентгеновские трубки или ускорители электронов, относящиеся к генерирующим источникам ионизирующего излучения, то есть не содержащим радиоактивных веществ источникам, в которых ионизирующее излучение генерируется за счет изменения скорости заряженных частиц. Они становятся источниками ионизирующего излучения только после подачи на них питающих напряжений. В обесточенном состоянии ЛДУ не представляют радиационной опасности и их перевозка и хранение могут производиться без каких-либо специальных требований по обеспечению радиационной безопасности.
Подтверждается материалами дела и не отрицается обществом факт эксплуатации без соответствующего разрешения рентгенотелевизионного досмотрового аппарата "HI-SCAN 5180", установленного в расположенной в служебно-пассажирском здании зоне досмотра, и рентгенотелевизионного аппарата "RAPISCAN 524", установленного на грузовом складе на территории аэропорта.
Вместе с тем общество, ссылаясь на пункты 1.7, 1.8 Санитарных правил 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности" (ОСПОРБ-99/2010), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.04.2010 N 40 (далее - ОСПОРБ-99/2010), полагает, что для названных источников ионизирующего излучения разрешение не требуется.
Данные доводы подлежат отклонению на основании следующего.
Согласно пункту 1.7 ОСПОРБ-99/2010 источники излучения подлежат обязательному учету и контролю. От радиационного контроля и учета освобождаются:
- электрофизические устройства, генерирующие ионизирующее излучение с максимальной энергией не более 5 кэВ;
- другие электрофизические устройства, генерирующие ионизирующее излучение, при любых возможных условиях эксплуатации которых мощность эквивалентной дозы в любой доступной точке на расстоянии 0,1 м от поверхности устройства не превышает 1,0 мкЗв/ч;
- продукция, товары, содержащие радионуклиды, на которые имеется заключение органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о том, что создаваемые ими дозы облучения не могут превышать значения, приведенные в пункте 1.4 Норм радиационной безопасности НРБ-99/2009, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.07.2009 N 47.
В соответствии с пунктом 1.8 ОСПОРБ-99/2010 юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с источниками излучения, необходимо иметь специальное разрешение (лицензию) на право проведения этих работ, выданное органами, уполномоченными на ведение лицензирования. Разрешение на работу с источниками излучения не требуется в случаях, если:
- используются продукция, товары, перечисленные в пункте 1.7 Правил ОСПОРБ-99/2010;
- на рабочем месте: удельная активность радионуклида меньше минимально значимой удельной активности или активность радионуклида в открытом источнике излучения меньше минимально значимой активности, приведенных в приложении 4 НРБ-99/2009, или сумма отношений активности отдельных радионуклидов к их табличным значениям меньше 1; а в организации: общая активность радионуклидов в открытых источниках излучения не превышает более чем в 10 раз МЗА или сумму отношений активности отдельных радионуклидов к их табличным значениям, приведенным в приложении 4 НРБ-99/2009;
- мощность эквивалентной дозы в любой точке, находящейся на расстоянии 0,1 м от поверхности закрытого радионуклидного источника излучения, не превышает 1,0 мкЗв/ч над фоном.
Подтверждением соответствия используемого обществом оборудования пункту 1.8 ОСПОРБ-99/2010, по мнению подателя жалобы, является протокол радиационного обследования от 15.11.2010, составленный федеральным государственным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ненецком автономном округе".
Однако апелляционная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции о том, что вышеназванные рентгенотелевизионные досмотровые аппараты общества не подпадают под признаки, приведенные в пункте 1.8 ОСПОРБ-99/2010. Они не являются продукцией, товаром, не содержат радиоактивные вещества (согласно пункту 1.2.2 СанПиН 2.6.1.2369-08).
Кроме того, обязательность лицензии на использование генерирующих источников ионизирующего излучения при эксплуатации лучевых досмотровых установок предусмотрена СанПиН 2.6.1.2369-08, действие которых распространяется на проектирование, изготовление, поставку, эксплуатацию, ремонт, обслуживание, хранение, транспортирование и контроль всех типов рентгеновских установок для досмотра багажа и товаров, содержащих источники рентгеновского излучения при номинальном анодном напряжении до 300 кВ, а также всех типов инспекционно-досмотровых ускорительных комплексов (ИДУК), содержащих ускорители электронов с энергией до 10 МэВ.
Также управлением в материалы дела представлено письмо от 28.03.2011 N 118 за подписью директора федерального государственного учреждения науки "Санкт-петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева" Романовича И.К., из которого следует, что досмотровые аппараты "HI-SCAN 5180" и "RAPISCAN 524" не могут быть освобождены от радиационного контроля и учета, поскольку гибкие защитные шторки на входе и выходе установок не препятствуют проникновению частей тела человека (например, рук) в область за ними, где мощность дозы значительно превышает 1,0 мкЗв/ч.
Таким образом, управлением правомерно установлено наличие состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, что влечет привлечение общества к административной ответственности.
Общество в апелляционной жалобе также ссылается на факт истечения установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока привлечения к административной ответственности, поскольку ранее управлением систематически проводились обследования рентгенологического оборудования, что подтверждается протоколами радиационного обследования от 07.12.2004, 20.05.2009, 25.05.2007. По итогам этих обследований требования к обществу о необходимости получения лицензии не предъявлялись.
Данные доводы являться неправомерными.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о санитарно-эпидемиологического благополучии населения не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Из представленных в материалы дела протоколов радиационного обследования следует, что они составлены не сотрудниками управления, а федеральным государственным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ненецком автономном округе".
Управлением проверка общества проводилась только в период с 01 по 22 ноября 2010 года. Каких-либо доказательств проведения подобных проверок управлением в более ранние сроки в материалы дела не представлено.
Таким образом, годичный срок привлечения к административной ответственности за совершенное обществом правонарушение необходимо исчислять с даты составления акта проверки, то есть с 22.11.2010.
С учетом изложенного на дату вынесения судом первой инстанции решения (08.02.20011) срок давности привлечения общества к административной ответственности не истек.
Каких-либо иных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Наказание назначено обществу с учетом всех обстоятельств дела в минимальном размере, предусмотренном санкцией вменяемой статьи КоАП РФ.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах у апелляционной коллегии нет оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, полностью соответствующего требованиям процессуального и материального права.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 февраля 2011 года по делу N А05-13441/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Нарьян-Марский объединенный авиаотряд" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13441/2010
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ненецкому автономному округу
Ответчик: ОАО "Нарьян-Марский объединенный авиаотряд"
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1394/2011