г. Саратов |
Дело N А12- 11467/08-с63 |
29 октября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2008 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С. А.,
судей Бирченко А. Н., Тимаева Ф. И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мелащенко С. И.,
при участии в заседании: от истца - Боброва О. В., действующая на основании удостоверения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МДОУ Детский сад N 7 г. Дубовки, Дубовского муниципального района Волгоградской области, г. Дубовка на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 августа 2008 года по делу N А 12-11467/08-с63, принятое судьей Гладышевой О. С.;
по иску Заместителя прокурора Волгоградской области,
к Муниципальному предприятию городского поселения г. Дубовка Благоустройство и санитарная очистка г. Дубовка,
МДОУ Детский сад N 7 г. Дубовки Дубовского муниципального района Волгоградской области,
третьи лица: Отдел по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области,
Комитет государственного контроля в сфере природопользования администрации Волгоградской области,
о признании недействительным договора.
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Волгоградской области обратился в арбитражный суд Волгоградской области с иском о признании недействительным договора на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов от 01.01.2008 года N 31, заключенного между МП "Благоустройство и санитарная очистка г. Дубовка" с МДОУ Детский сад N 7 г. Дубовки.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 21 августа 2008 года исковые требования удовлетворены. Признан недействительным договор на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов от 1 января 2008 года N 31 заключенный МП "Благоустройство и санитарная очистка г. Дубовка" с МДОУ Детский сад N 7 г. Дубовка.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МДОУ Детский сад N 7 г. Дубовки Дубовского муниципального района Волгоградской области обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 августа 2008 года и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требованиях полностью.
Представитель истца с доводами апелляционной жалобой не согласен, считает решение арбитражного суда Волгоградской области от 21 августа 2008 года законным и обоснованным, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле своих представителей не направили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного Процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 1 января 2008 года между МДОУ Детский сад N 7 г. Дубовки заключен договор N 31 сроком действия до 31 декабря 2008 года с МП "Благоустройство и санитарная очистка г. Дубовка" в соответствии с которым МП "Благоустройство и санитарная очистка г. Дубовка" принимает на себя обязательство по оказанию услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов (далее - отходов) на территорию полигона (свалки) ориентировочной площадью 5 га, находящейся на окраине северо-западной части г. Дубовка Волгоградской области.
Проверкой установлено, что МП "Благоустройство и санитарная очистка г. Дубовка" специализируется сбором и вывозом твердых бытовых отходов в г. Дубовка Дубовского муниципального района. Размещение отходов производится на полигоне (свалке) твердых бытовых отходов на земельном участке ориентировочной площадью 5 га, находящемся на окраине северо-западной части г. Дубовка Волгоградской области.
МП "Благоустройство и санитарная очистка г. Дубовка" свою деятельность по размещению твердых бытовых отходов осуществляет без соответствующей лицензии в области обращения с опасными отходами.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.).
Согласно ст. 9 ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 3, 5 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 г. N 524 для получения лицензии лицензиат (в данном случае МП "Благоустройство и санитарная очистка г. Дубовка") обязан представить в лицензионный орган наряду с другими документами положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами и т.д.
Лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по обращению с отходами являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения опасных отходов, специализированных установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям; наличие у индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами; проведение лицензиатом - юридическим лицом производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; наличие у лицензиата паспортов опасных отходов, в отношении которых осуществляется деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению; иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами в отношении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Однако, вопреки этому требованию у МП "Благоустройство и санитарная очистка г. Дубовка", принявшего на себя обязательство в соответствии с указанным договором на оказание МДОУ Детский сад N 7 г. Дубовки услуг по размещению отходов производства и потребления, такая лицензия отсутствует.
Осуществляя свою деятельность без соответствующей лицензии в области обращения с опасными отходами, нарушаются требования ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с которыми отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться согласно санитарным правилам и иным нормативным актам РФ.
Факт размещения загрязняющих веществ (отходов) указанным предприятием с нарушением природоохранного законодательства подтверждается объяснением директора МП "Благоустройство и санитарная очистка г. Дубовка" Бурменского С. В., согласно которому МП что эксплуатирует указанный полигон (свалку) без лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Кроме того, свалка является неофициальной, частично обвалована, подготовка материалов на получение лицензии предприятием начата лишь 15 мая 2008 года.
МП "Благоустройство и санитарная очистка г. Дубовка" заключена сделка с МДОУ Детский сад N 7 г. Дубовки.
Согласно ст. 173 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.
При рассмотрении настоящего спора в предмет доказывания входит установление обстоятельства, знала ли или заведомо должна была знать другая сторона в сделке о её незаконности, и только в случае доказанности этого обстоятельства сделка может быть признана судом недействительной.
Учитывая специфику заключенного договора, следует признать, что при заключении договора на размещение опасных отходов его стороны, действуя разумно и добросовестно, должны проверить наличие соответствующей лицензии.
По мнению суда апелляционной инстанции, МДОУ Детский сад N 7 г. Дубовки при заключении сделки не проявило должного внимания и осмотрительности.
Ответчику должно быть известно законодательство о лицензируемых видах деятельности. При этом в любой сфере деятельности, требующей лицензирования, законодательство обязывает всех лиц, действующих на основании лицензии, предоставлять копии лицензии своим контрагентам.
Кроме того, в соответствии со ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции) в результате использования которых эти отходы образовались.
По настоящему спору собственником отходов, составляющих предмет оспариваемого договора, является МДОУ Детский сад N 7 г. Дубовки.
О том, что в процессе деятельности образуются отходы 4 класса опасности, подлежащие размещению на полигоне твёрдых бытовых отходов, МДОУ Детский сад N 7 г. Дубовки. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается
Частью 3 статьей 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования и распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.
По смыслу данной нормы закона МДОУ Детский сад N 7 г. Дубовки, являясь собственником опасных отходов, было вправе отчуждать данные отходы МП "Благоустройство и санитарная очистка г. Дубовка" лишь при наличии у последнего соответствующей лицензии.
Как было установлено судом первой инстанции и не оспорено сторонами, у МП "Благоустройство и санитарная очистка г. Дубовка", оказывающего услуги по приему бытовых отходов, лицензия на данный вид деятельности отсутствует.
Принимая во внимание, что сбор и размещение отходов является одним из видов уставной деятельности МП "Благоустройство и санитарная очистка г. Дубовка", последнее обязано было знать о необходимости лицензирования данного вида деятельности.
Проанализировав перечисленные доказательства и нормы права, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что договор, заключенный МП "Благоустройство и санитарная очистка г. Дубовка" с МДОУ Детский сад N 7 г. Дубовки представляет собой оспоримую сделку, подлежащую признанию ее недействительной.
Оспариваемый договор заключен юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, что в силу статей 166, 173 ГК РФ является основанием для признания его недействительной сделкой.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела и дана надлежащая правовая оценка имеющимся в деле документам, судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем не находит оснований для его отмены.
Доводы заявителя апелляционной жалобы внимательно изучены судом, однако они подлежат отклонению, поскольку не подтверждены каким-либо доказательствами.
Довод заявителя о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований по данному делу в связи с тем, что решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.05.2008г. по делу N А 12-6955/08-С10 Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуре отказано в привлечении МП "Благоустройство и санитарная очистка г. Дубовка" к административной ответственности по ст. 14.1 ч.2 КоАП РФ, правового значения для разрешения настоящего спора по существу не имеет, поскольку отказ в привлечении к административной ответственности основан на нормах ч.2 ст. 2.10 КоАП РФ, что не исключает оспаривания сделки по оказанию услуг по вывозу и утилизации твёрдых бытовых отходов в гражданско-правовом порядке в соответствии со статьёй 173 ГК РФ.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы суд относит на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 августа 2008 года по делу N А12-11467/08-с63 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с МДОУ Детский сад N 7 г. Дубовки в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через Арбитражный суд Волгоградской области.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
А. Н. Бирченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-11467/08
Истец: Прокуратура Волгоградской области
Ответчик: Муниципальное предприятие городского поселения г.Дубовка "Благоустройство и санитарная очистка г.Дубовка", МДОУ Детский сад N 7 г.Дубовка Дубовского муниципального района Волгоградской области
Кредитор: Прокуратура Саратовской области
Третье лицо: Отдел по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, Комитет государственного контроля в сфере природопользования администрации Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2008 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6838/2008