г. Саратов |
|
27 октября 2008 г. |
Дело N А06-2846/2008-24 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.
при участии в заседании:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани - Краснова С.В. по доверенности N 02-31/382 от 11.01.2008г.,
от муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астркоммунэнерго" - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани
на решение арбитражного суда Астраханской области от "18" июля 2008 года по делу N А06-2846/2008-24, судья Плеханова Г.А.,
по заявлению муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астркоммунэнерго", г. Астрахань,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани
о признании незаконным решения налогового органа
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Астраханской области от 18.07.2008г. удовлетворены в полном объеме требования муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астркоммунэнерго" (далее - МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго", Предприятие, налогоплательщик) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани (далее - Инспекция, налоговый орган) N 466 от 17.03.2008г. об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1 188 641 руб. и об обязании возвратить сумму излишне уплаченного НДС за март 2007 г. в размере 445 926 руб.
Решение Инспекции N 466 от 17.03.2008г. признано недействительным, налоговый орган обязан судом возвратить налогоплательщику из федерального бюджета НДС за март 2007 г. в размере 445 926 руб.
Дополнительным решением арбитражного суда Астраханской области от 22.07.2008г. с Инспекции в пользу МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго" взысканы расходы по госпошлине в сумме 12 418,52 руб., уплаченные платежными поручением N 408 от 26.05.2008г.
Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании, открытом 20.10.2008г., объявлялся перерыв до 14 час. 15 мин. 23.10.2008г. и до 14 час. 40 мин. 27.10.2008г.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей налогоплательщика, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании доводы и возражения представителя Инспекции, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по НДС за март 2007 г., в которой сумма налога, исчисленная к уменьшению, составила 1 188 641 руб.
В ходе налоговой проверки установлено неправомерное уменьшение суммы НДС на 445926 руб., исчисленную с налоговой базы по отпущенной электроэнергии физическим лицам, а именно с полученных в 1 полугодии 2007 г. денежных средств от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области и. от Управления городского хозяйства и благоустройства администрации г. Астрахани на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным льготным категориям граждан.
По результатам налоговой проверки Инспекцией составлен акт N 897 от 07.02.2008г., на основании которого вынесено решение N 466 от 17.03.2008г., в соответствии с которым налогоплательщику отказано в возмещении НДС в сумме 1188641 руб.
МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго", не согласившись с вынесенным в отношении него решением Инспекции, обратилось в арбитражный суд Астраханской области с указанными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что бюджетные средства, полученный МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго" для возмещения убытков, связанных с оказанием услуг жилищно-коммунального хозяйства гражданам по государственным регулируемым ценам, а также с учетом предоставленных льгот на основании федеральных законов, не подлежат включению в базу, облагаемую НДС.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для вынесения решения в оспариваемой части послужил вывод налогового органа о том, что средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией услуг по льготным ценам и тарифам, выделялись на оплату подлежащих налогообложению НДС услуг, реализуемых отдельным категориям граждан, следовательно, такие денежные средства подлежат включению в налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке.
Из материалов дела усматривается, что в 2007 г. МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго" реализовывало электрическую энергию населению по тарифам, установленным постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 06.12.06 N 99 "О тарифах на электрическую энергию для населения Астраханской области и потребителей, приравненных к населению, на 2007 год". Тарифы установлены в соответствии с Федеральным законом от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.04 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Согласно данному постановлению, тарифы на электрическую энергию для населения Астраханской области и потребителей, приравненных к населению, на 2007 год были установлены с учетом налога на добавленную стоимость.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" для отдельных потребителей утверждаются льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию, регулирование которых осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Таким образом, утверждение льготных тарифов входит в единую систему государственного регулирования цен.
МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго" в 2005-2007 г.г. ежеквартально получало возмещение убытков (расходов) в связи с оказанием коммунальных услуг гражданам по льготным ценам.
Возмещение убытков (расходов) предприятие получало от Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области на основании договора N 118 от 15.01.2007г. и Управления городского хозяйства благоустройства администрации г. Астрахани на основании договора от 22.01.2007г.
Возмещение убытков (расходов) осуществлялось путем перечисления на расчетный счет предприятия денежных средств (субвенций) в соответствии с Временным положением N 96 - П от 19.05.05 г. "О возмещении расходов организаций оказывающих жилищно-коммунальные услуги гражданам отдельных категорий, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг" для покрытия убытков, полученных в результате оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства гражданам по государственным регулируемым ценам, а также с учетом предоставленных льгот на основании федеральных законов.
Денежные средства предоставлялись Предприятию из областного и городского бюджетов.
Размер денежных средств определялся на основании ежемесячных отчетов Предприятия о фактических расходах, не покрытых доходами от оплаты жилищно-коммунальных услуг из-за применения льготных цен, и счетов-фактур, выставляемых МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго" Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области и Управлению городского хозяйства благоустройства администрации г. Астрахани.
Как пояснил в судебном заседании представить заявителя, размер денежных средств, указанный в ежемесячных отчетах о фактических расходах, не покрытых доходами от оплаты жилищно-коммунальных услуг из-за применения льготных цен, определялся с учетом налога на добавленную стоимость, счета-фактуры так же выставлялись Предприятием с учетом НДС, что подтверждается и представленными в материалы дела копиями счетов-фактур.
Представитель МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго" в порядке ч. 3 ст. 70 АПК РФ признал, что оплата из областного и городского бюджетов по договорам о возмещении расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг, производилась с учетом НДС. Налог был получен МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго" за март 2007 год из бюджета в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что денежные средства, предоставленные Предприятию из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в связи с оказанием Предприятием услуг отдельным категориям граждан по льготным ценам в рамках реализации социальной политики государства по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, не связаны с оплатой реализованных коммунальных услуг, а потому не могут увеличивать налоговую базу по НДС на основании пп.2 п.1ст.162 НК РФ по следующим основаниям.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Порядок определения базы, облагаемой НДС, установлен статьями 153 - 162 Кодекса.
Абзацем 2 п. 2 ст. 154 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
То есть в данном случае налоговая база будет определяться с учетом цен, установленных для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы.
Довод инспекции о том, что указанные средства связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) и поэтому подлежат обложению НДС в общем порядке, правомерно признан судом первой инстанции необоснованным, так как в данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по НДС и подлежат компенсации из бюджета без включения в них НДС.
Аналогичная позиция изложена в Определении ВАС РФ от 16.04.2008 года N 3440/08.
Однако суд первой инстанции не учел, что суммы к оплате из областного и городского бюджетов по договорам о возмещении расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг, заявителем указывались с учетом НДС, оплата производилась с учетом НДС. Налог был получен МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго" за март 2007 года из бюджета в полном объеме.
В соответствии с подп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.
Судом апелляционной инстанции не может быть принят довод заявителя о том, что в данном случае полученный налог на добавленную стоимость фактически является возмещением предприятию убытков в связи с оказанием коммунальных услуг гражданам по льготным ценам.
Как указывалось выше, компенсация расходов по предоставлению льгот должна была производиться из бюджета без учета НДС. В случае если налог был выставлен к уплате и получен налогоплательщиком, он подлежит перечислению в бюджет в соответствии с подп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго" обязано было уплатить НДС за март 2007 года по рассматриваемому эпизоду.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго" представило в налоговый орган ежемесячную налоговую декларацию по НДС за март 2007 год, где исчислило к возмещению из бюджета НДС в сумме 742715 руб.
МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго", посчитав, что ошибочно включило суммы полученных субвенций в налоговую базу, представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за март 2007 г., где исчислило к возмещению из бюджета НДС в сумме 1 188 641 руб.
Оспариваемым решением N 466 от 17.03.2008 года налоговым органом отказано МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго" в возмещении НДС в сумме 1 188 641 руб.
Как указано выше, основанием для вынесения оспариваемого решения об отказе заявителю в возмещении НДС:
- в сумме 742715 руб. послужил тот факт, что данная сумма возмещена Предприятию по первичной декларации;
- в сумме 445 926 руб. послужил вывод налогового органа о том, что получаемые из бюджета в связи с реализацией услуг по льготным ценам и тарифам, выделялись на оплату подлежащих налогообложению НДС услуг, реализуемых отдельным категориям граждан, следовательно, такие денежные средства подлежат включению в налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает, что налоговым органом правомерно отказано налогоплательщику в возмещении НДС за март 2007 года по следующим основаниям.
Решением ИФНС России по Кировскому району города Астрахани N 473 от 20.07.2007 года МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго" уже был возмещен НДС за март 2007 года в сумме 742715 руб., следовательно, решение налогового органа N 466 от 17.03.2008 года в части отказа в повторном возмещении данной суммы является правомерным.
В части отказа в возмещении НДС заявителю в сумме 445926 руб. решение Инспекции так же является правомерным, поскольку, как указано выше, Предприятием налог был выставлен к уплате и получен, он подлежит перечислению в бюджет в соответствии с подп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене как вынесенное с нарушением норм материального права. По делу следует принять новый судебный акт, которым отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
В связи с отменой судебного акта, согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, понесенные в суде апелляционной инстанции, в сумме 1000 руб. подлежат взысканию МУП города Астрахани "Астркоммунэнерго" в пользу Инспекции.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от "18" июля 2008 года по делу N А06-2846/2008-24 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани от 17.03.2008г. N 466 об отказе в возмещении НДС в сумме 1 188 641 руб. и об обязании возвратить сумму излишне уплаченного НДС за март 2007 г. в размере 445 926 руб. отказать.
Взыскать с МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго" пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб., понесенные в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд Астраханской области.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-2846/2008
Истец: МУП г. Астрахани "Астркоммунэнерго"
Ответчик: ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани
Кредитор: Арбитражный суд Астраханской области