г. Саратов |
Дело N А57-5000/08-6 |
"01" ноября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена "30" октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" ноября 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Александровой Л.Б., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эфман Т.А.,
с участием в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Завод "Газпроммаш" - представитель Агафонова А.В. по доверенности от 23 сентября 2008 года,
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области - представитель Студенцова Н.Н. по доверенности от 20.10.2008 N 60-01-31/1803,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завод "Газпроммаш",
на решение Арбитражного суда Саратовской области от "13" августа 2008 года по делу N А57-5000/08-6 (судья Землянникова В.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Завод "Газпроммаш" (г. Саратов)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области (г. Саратов)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 56 от 02 апреля 2008 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Завод "Газпроммаш" (далее - ООО "Завод "Газпроммаш", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области (далее - Управление, административный орган) N 56 от 02 апреля 2008 года, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено Обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
В ходе рассмотрения заявления в суде первой инстанции Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования и просило признать административное правонарушение, вменяемое ООО "Завод "Газпроммаш", малозначительным и освободить его от административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 13 августа 2008 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Завод "Газпроммаш" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные Обществом требования. В апелляционной жалобе заявитель настаивает на том, что правонарушение является малозначительным, поскольку в результате его совершения ООО "Завод "Газпроммаш" не причинило вреда, каких-либо тяжких последствий не наступило.
В судебном заседании представитель ООО "Завод "Газпроммаш" поддержал апелляционную жалобу, дал пояснения, аналогичные, изложенным в ней.
Представитель Управления возражал против доводов апелляционной жалобы, при этом пояснил, что, по мнению административного органа, обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Выслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о об отсутствии правовых оснований отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка соблюдения ООО "Завод "Газпроммаш" валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, в ходе которой установлено следующее.
ООО "Завод "Газпроммаш" заключило с ООО "Газтехресурс" (Украина) контракт N 2 от 09 января 2007 года (далее - Контракт) на поставку продукции - регуляторов давления газа. (л.д. 11-13)
Цена на продукцию договорная, определяется в Спецификациях, которые в силу пункта 1.1 Контракта являются неотъемлемой частью контракта.
Согласно пункту 2.6 Контракта форма расчета за каждую партию продукции - 100 % авансовый платеж банковским переводом денежных средств на расчетный счет Поставщика в рублях в течение 10 банковских дней с момента подписания спецификации.
19 января 2007 года в Волжском филиале Закрытого акционерного общества "Экономбанк" ООО "Завод "Газпроммаш" оформило паспорт сделки N 07010003/1319/0003/1/0 (л.д. 16-17).
06 апреля 2007 года между сторонами заключено дополнительное соглашение к спецификации N 3 от 06 апреля 2007 года к Контракту, в соответствии с которым пункт 2.6 изложен в новой редакции: "Форма расчета за каждую партию продукции - 100 % авансовый платеж банковским переводом денежных средств на расчетный счет Поставщика в рублях в течение 35 банковских дней с момента подписания спецификации". (л.д. 14)
В соответствии с платежным поручением N 3 от 08 мая 2007 года следующая валютная операция по зачислению валютной выручки от экспорта по паспорту сделки N 07010003/1319/0003/1/0 произведена 08 мая 2007 года в сумме 822 000 (восемьсот двадцать две тысячи) руб. (л.д. 15)
Согласно пункту 3.15.1 Инструкция Центрального банка РФ от 15 июня 2004 года N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция) резидент представляет документы, указанные в пункте 3.15 Инструкции после внесения соответствующих изменений в контракт, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту.
В нарушение вышеуказанного положения Инструкции соответствующие изменения в паспорт сделки N 07010003/1319/0003/1/0 Обществом в установленный срок не внесены.
14 марта 2008 года по факту правонарушения начальником отдела Управления Потаповым Ю.Л. в отношении ООО "Завод "Газпроммаш" составлен протокол N 56 об административном правонарушении, которым действия Общества квалифицированы по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. (л.д. 32-34)
02 апреля 2008 года руководителем Управления Козельским В.Н. вынесено постановление N 56 о назначении административного наказания, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа 40 000 (сорок тысяч) рублей. (л.д.8-10)
ООО "Завод "Газпроммаш" не согласилось с привлечением к административной ответственности, полагая, что совершенное Обществом административное правонарушение является малозначительным, а постановление административного органа является незаконным, нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, оспорило его в арбитражный суд Саратовской области.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований ООО "Завод "Газпроммаш", сделал вывод о том, что состав вменяемого административного правонарушения в действиях Общества доказан, оснований для признания совершенного Обществом деяния малозначительным не имеется, порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюден.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и закону.
В силу статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии законодательством Российской Федерации.
Из положений статей 20 и 24 Закона N 173-ФЗ следует, что паспорт сделки, а равно отчетность по валютным операциям являются документами, имеющими правовое значение для осуществления валютного регулирования, организации и проведения валютного контроля. Действующим валютным законодательством Российской Федерации устанавливаются обязанности резидентов вести (оформлять) соответствующую документацию (учет).
Для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии со статьей 20 вышеуказанного Закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
В целях последовательной реализации положений валютного законодательства Российской Федерации на подзаконном уровне утверждены Положение Центрального банка РФ от 01 июня 2004 года N 258-П "О порядке предоставления резидентами уполномоченными банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" и Инструкция Центрального банка РФ от 15 июня 2004 года N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".
Порядок оформления паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами установлен Разделом II Инструкции.
Согласно п. 3.14, 3.15, 3.151 Инструкции для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 3.5 настоящей Инструкции, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.
В случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением случаев изменения наименования банка ПС, при реорганизации банка ПС только в случае преобразования (изменения организационно-правовой формы), резидент представляет в банк ПС документы, установленные п.3.15 Инструкции.
Резидент представляет документы, указанные в пункте 3.15 Инструкции, после внесения соответствующих изменений в контракт (кредитный договор) либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций.
В силу статьи 25 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии законодательством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок в виде административного штрафа в размере от 40000 до 50000 рублей.
Судом установлено и объективно подтверждается материалами дела, что паспорт сделки N 07010003/1319/0003/1/0 в связи с заключением 06 апреля 2007 года сторонами дополнительного соглашения к спецификации N 3 от 06 апреля 2007 года к Контракту Обществом не переоформлялся. Данное обстоятельство Обществом не оспаривается.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ООО "Завод "Газпроммаш" состава вменяемого административного правонарушения, является верным.
Довод апелляционной жалобы о том, что совершенное ООО "Завод "Газпроммаш" административное правонарушение является малозначительным, был предметом рассмотрения суда первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка.
Согласно позиции, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24 марта 2005 года, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, которое хотя формально и содержит признаки состава правонарушения, но с учетом характера совершенного деяния и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Совершенное заявителем правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом. Формальный состав административного правонарушения (часть 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) предполагает исключение при квалификации последствий противоправного деяния из числа составляющих объективной стороны правонарушения.
Однако в силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного.
Особенностью объективной стороны вменяемого заявителю правонарушения, является несоблюдение установленных сроков выполнения определенных обязанностей. Правонарушение считается совершенным даже в том случае, если сама обязанность по совершению действия выполнена. Для законодателя важно, чтобы действие было совершено своевременно, то есть в установленный срок.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, а также к экономическим интересам государства в целом.
Строгое соблюдение участниками внешнеэкономических отношений законодательства в этой сфере определяет защиту экономических интересов государства.
Однако будучи участником внешнеэкономических отношений ООО Завод "Газпроммаш" не предприняло всех зависящих от него мер к соблюдению актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сделаны с учетом постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и переоценке судом апелляционной инстанции не подлежат.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований, для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены принятого решения. Кроме того, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от "13" августа 2008 года, по делу N А57-5000/08-6 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Т.С. Борисова |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-5000/08
Истец: ООО Завод "Газпроммаш"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области
Третье лицо: ООО Завод "Газпроммаш"
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2008 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6499/2008