Совершенствование корпоративного управления
в банковских организациях*(1)
I. Введение
1. Принимая во внимание важность роли банков как финансовых посредников в экономике, высокую степень чувствительности банков в отношении потенциальных сложностей, возникающих в связи с неэффективным корпоративным управлением, и необходимость защитить средства вкладчиков, можно сказать, что корпоративное управление в банковских организациях является чрезвычайно важным для международной финансовой системы и требует целевого руководства в сфере банковского надзора. Базельский комитет по банковскому надзору (далее - Комитет) опубликовал в 1999 году "Руководство" с целью помочь банковским надзорным органам внедрять принципы надлежащего корпоративного управления в банковских организациях соответствующих стран*(2). Данное руководство основывается на принципах корпоративного управления, опубликованных ранее, в том же году, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)*(3) с целью предоставления помощи правительствам стран в их работе по проведению анализа, оценки и совершенствованию законодательства в сфере корпоративного управления, а также для предоставления руководства регуляторам и участникам финансовых рынков*(4).
2. С момента публикации вышеупомянутых документов вопросы, относящиеся к корпоративному управлению, продолжают привлекать значительное внимание как на национальном, так и международном уровне. В частности, это объясняется рядом произошедших серьезных кризисов в сфере корпоративного управления в известных и крупнейших компаниях. В ответ на обращения оценить принципы ОЭСР в свете произошедших событий, ОЭСР в 2004 году опубликовала пересмотренные принципы корпоративного управления. Признавая тот факт, что пересмотренное Руководство может быть также полезным банковским организациям и органам банковского надзора при внедрении принципов надлежащего корпоративного управления, Комитет публикует данный вариант 1999 года с внесенными в него изменениями. Пересмотренный вариант документа 1999 года был представлен для публичного обсуждения в июле 2005 года. Новый документ в значительной степени сохраняет структуру руководства 1999 года с учетом комментариев, полученных во время процесса консультаций. В данном документе также представлены некоторые соображения в отношении корпоративного управления, относящиеся к деятельности банковских организаций, которая осуществляется через структуры, где может отсутствовать прозрачность, либо в юрисдикциях, где устанавливаются препятствия для информационных потоков.
3. Базельский комитет издает настоящий документ для надзорных органов и банковских организаций всего мира, с тем чтобы способствовать принятию надлежащих принципов корпоративного управления банковскими организациями и практическому внедрению этих принципов. Данное руководство не ставит целью установить новую регулятивную базу, которая бы стояла над национальными законами, правилами или кодексами, а скорее направлено на помощь банковским организациям в совершенствовании своих принципов, политики и процедур в сфере корпоративного управления, а также ориентировано на помощь надзорным органам оценить качество таковых.
Внедрение принципов, зафиксированных в настоящем документе, должно пропорционально соответствовать размеру, сложности, структуре, экономической значимости и профилю рисков банка или группы банков (если таковая имеет место), к которой они относятся. Применение стандартов корпоративного управления в любой юрисдикции будет зависеть от соответствующих законов, нормативов, кодексов и ожиданий надзорного органа.
4. Документы о надлежащей практике, выпущенные Базельским комитетом за последние годы, ставят на первый план принципы, представленные в данном документе, описывая роль советов директоров и менеджеров высшего звена при управлении рисками и подчеркивая необходимость разрабатывать для банков стратегии деятельности, а также устанавливать подотчетность для осуществления данных стратегий. Документы о надлежащей практике подчеркивают важность стратегий и методов управления рисками и включают в себя ряд общих элементов, которые составляют основу для надлежащего корпоративного управления.
5. В данном документе вновь уделяется внимание ключевым элементам широко принятых и уже давно установленных принципов корпоративного управления, которые являются руководством к действию для директоров, менеджеров и надзорных органов различного рода банков*(5) в ряде стран с разными правовыми и регулятивными системами, включая страны, являющиеся и не являющиеся членами Базельского комитета. Другие основополагающие вопросы, относящиеся к корпоративному управлению компаний, чьи акции котируются на бирже, рассматриваются в рамках принципов ОЭСР. Принципы, излагаемые в данном документе, представляют собой базовые элементы надлежащего корпоративного управления для широкого круга стран и организационно-правовых форм банковских организаций. Комитет признает, что некоторые страны посчитали возможным принять законодательную базу и стандарты (например, для компаний, чьи акции котируются на бирже), а также стандарты финансовой и аудиторской отчетности, которые прописаны более детально и в большей степени носят предписывающий характер, чем принципы, излагаемые в настоящем документе. Такие законы и стандарты имеют особое значение для крупных финансовых учреждений, в которых финансовые сложности, являющиеся результатами провалов в организации корпоративного управления, могут потенциально привести к серьезным широко распространенным проблемам в финансовой системе.
6. Настоящий документ не ставит целью включить новый элемент в уже существующие принципы или добавить дополнительные требования к пересмотренным международным стандартам по достаточности капитала (Базель II)*(6).
Принципы, изложенные в данном документе, применимы независимо от того, присоединится или нет та или иная страна к договоренностям Базеля II. Тем не менее Комитет признавал важность надлежащего корпоративного управления и тогда, когда были опубликованы принципы Базель II. В этом плане совет директоров и старшие менеджеры каждого учреждения обязаны понимать характер рисков конкретного учреждения и обеспечить, чтобы соответствующие уровни капитала адекватно отражали такие риски.
7. Настоящее Руководство относится к структуре управления, состоящей из совета директоров и менеджеров высшего звена. Комитет признает, что существуют значительные различия и в законодательной и в нормативной базах различных стран в отношении функций советов директоров и менеджеров высшего звена. В некоторых странах используется двухуровневая структура, при которой надзорная функция совета директоров осуществляется отдельным подразделением, так называемым наблюдательным советом, который не обладает какими-либо исполнительными функциями. В отличие от подобной структуры в ряде стран применяется одноуровневая структура, при которой совет директоров играет более значительную роль. В силу таких различий понятия "совет директоров" и "старший менеджмент" используются в данном документе не в целях определения юридических конструкций, а скорее для категоризации функций управления и контроля в конкретном банке. В документе данные подходы к понятиям совет директоров и старший менеджмент относятся к "структурам корпоративного управления" в собирательном смысле. Поскольку к корпоративному управлению в различных странах существуют различные подходы, данное Руководство направлено на стимулирование практических мер, которые бы могли усилить корпоративное управление при наличии разнообразных структур.
II. Обзор корпоративного управления в банках
8. Эффективная практика корпоративного управления важна для достижения и поддержания доверия общества к банковской системе, что является ключевым моментом для надлежащего функционирования банковского сектора и всей экономики в целом. Слабое корпоративное управление может усугублять проблемы банков, которые, в свою очередь, могут привести к значительным государственным затратам и негативным последствиям в силу потенциальной возможности влиять на любые используемые системы страхования вкладов, а также оказывать и более масштабное макроэкономическое воздействие, как, например, риск, что проблемы дочерних или ассоциированных компаний перекинутся на материнскую компанию (contagion risk) и повлияют на платежные системы. Более того, слабое корпоративное управление может привести к потере доверия рынков к способности банка надлежащим образом управлять своими активами и обязательствами, включая обязательства по вкладам, что, в свою очередь, может спровоцировать в банке кризис ликвидности. Действительно, помимо ответственности перед акционерами банки также несут ответственность и перед своими вкладчиками.
9. Принципы ОЭСР определяют корпоративное управление как "комплекс отношений между менеджментом компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными лицами. Корпоративное управление также обеспечивает структуру, посредством которой устанавливаются цели и задачи компании, средства для достижения этих целей и задач, и определяется способ ведения мониторинга за деятельностью компании. Надлежащее корпоративное управление должно обеспечивать надлежащие стимулы для совета директоров и менеджеров, направленные на достижение задач в интересах компании и ее акционеров, а также должно способствовать эффективному мониторингу деятельности компании. Наличие эффективной системы корпоративного управления в рамках отдельной компании и в масштабе экономики в целом помогает обеспечить уровень доверия, необходимый для надлежащего функционирования рыночной экономики".
10. С точки зрения банковской индустрии корпоративное управление включает в себя способ, которым совет директоров и менеджеры высшего звена осуществляют управление бизнесом и делами банка. При этом важно то, каким образом они:
ставят корпоративные цели;
ведут ежедневный банковский бизнес;
отвечают требованиям подотчетности перед своими акционерами и принимают во внимание интересы других признанных заинтересованных сторон*(7);
направляют корпоративные действия и поведение с расчетом на то, что банки будут функционировать безопасным и надежным образом и в соответствии с применимыми законами и подзаконными актами;
защищать интересы вкладчиков.
11. Надзорные органы остро заинтересованы в надлежащем корпоративном управлении, поскольку оно является важнейшим элементом безопасного и надежного функционирования банка и может оказать влияние на специфику рисков конкретного банка, если корпоративное управление будет организовано слабо. Поскольку функции совета директоров и менеджеров высшего звена в отношении разработки политики компании, мониторинга исполнения законов, нормативных и внутренних документов (compliance) представляют собой ключевые элементы контрольных функций банка, то эффективный надзор за деловой активностью и делами банка со стороны совета директоров и менеджеров высшего звена является значительным вкладом в поддержание эффективной и оправдывающей затраты системы надзора. Надлежащее корпоративное управление также способствует защите вкладчиков банка и позволяет надзорному органу в большей мере полагаться на систему внутреннего контроля самого банка. В этой связи опыт деятельности надзорных органов свидетельствует о важности наличия соответствующих уровней отчетности и системы сдержек и противовесов (checks and balances) внутри каждого банка. Более того, надлежащая практика корпоративного управления является особенно важной в ситуациях, когда у банка возникают проблемы или когда необходимо предпринять существенные коррективные действия, поскольку надзорный орган может потребовать от совета директоров активного участия в поисках решений и контроля за выполнением таких коррективных действий.
12. Перед банком возникают чрезвычайно серьезные проблемы корпоративного управления, если структура собственности банка непрозрачна либо если в банке недостаточно хорошо работает система сдержек и противовесов в отношении ненадлежащих действий, влияния инсайдеров или акционеров, обладающих контрольным пакетом акций. Комитет не предлагает считать, что существование акционеров с контрольным пакетом акций само по себе является ненормальной ситуацией. Действительно, контролирующие акционеры могут предоставлять полезные ресурсы для банка, и на многих рынках и для многих малых банков такая система является вполне распространенной и нормальной схемой структуры собственности, не вызывающей озабоченности со стороны надзорных органов. Тем не менее важно, чтобы надзорные органы предпринимали шаги для обеспечения такой структуры собственности, которая бы не препятствовала надлежащему корпоративному управлению. В частности, надзорный орган должен иметь возможность оценить адекватность (принцип "fit and proper") собственников банка*(8).
13. Надлежащее корпоративное управление требует адекватной и эффективной правовой, нормативной и институциональной базы. Целый ряд факторов, включающий законодательство в сфере бизнеса и стандарты бухгалтерского учета, может повлиять на целостность рынка и общие экономические результаты. Такие факторы тем не менее часто оказываются вне сферы банковского надзора*(9).
Надзорные органы, однако, сейчас получают различные стимулы для изучения правовых и институциональных препятствий, мешающих надлежащему корпоративному управлению, а также для принятия шагов по укреплению эффективных основ корпоративного управления, если они обладают для этого соответствующими юридическими полномочиями.
14. Правила корпоративного управления, равно как и правовые системы и системы регулирования, весьма различны в разных странах. Тем не менее надлежащего управления можно достичь независимо от формы управления, используемой в банковской организации при выполнении ряда важнейших функций. Существует четыре важнейшие формы контроля, которые должны быть включены в организационную структуру банка с целью обеспечить надлежащие сдержки и противовесы: 1) контроль со стороны совета директоров или наблюдательного совета; 2) контроль со стороны лиц, не занятых текущим управлением различных сфер бизнеса (банка); 3) прямой линейный надзор в различных сферах бизнеса; 4) независимые друг от друга подразделения по управлению рисками, соблюдению законов, нормативов и внутренних документов (compliance) и аудита. Кроме того, важно, чтобы персонал на ключевых постах соответствовал занимаемой должности (fit and proper).
15. Несмотря на то что доля государства в структуре собственности банка потенциально может изменить стратегии и цели банка, государственный банк может испытывать те же риски, связанные со слабым корпоративным управлением, которые возникают и у негосударственных банков*(10).
Следовательно, общие принципы надлежащего корпоративного управления применимы к банкам, имеющим в составе акционеров государство, а также к банкам с другими типами структуры собственности, например семейным банкам или банкам, чьи акции не котируются на бирже.
III. Принципы надлежащего корпоративного управления
16. Как было сказано выше, надзорные органы остро заинтересованы в том, чтобы обеспечить принятие и исполнение банками надлежащих принципов корпоративного управления. Приводимые ниже доводы базируются на опыте надзорных органов, основанном на серии скандалов в сфере корпоративного управления в банковских организациях и поэтому направлены на укрепление принципов, которые могли бы способствовать минимизации таких проблем. Данные принципы рассматриваются как важные элементы эффективного процесса корпоративного управления.
Принцип 1
Члены совета директоров должны иметь квалификацию, соответствующую своей должности, четко понимать свою роль в корпоративном управлении, а также быть способны принимать разумные суждения относительно положения дел в банке.
17. Совет директоров в конечном итоге несет ответственность за операции, проводимые банком и за финансовое здоровье банка. Не намереваясь превратить данные требования в перечень обязательных требований для проверки банка, Комитет имел возможность убедиться, что советы директоров и члены советов директоров совершенствуют корпоративное управление банка, если выполняют следующие действия:
осознают и выполняют свою контролирующую роль, включая понимание характера банковских рисков;
утверждают общую бизнес-стратегию банка, включая утверждение политики в отношении рисков и процедуры управления рисками;
исполняют свою "обязанность соблюдать лояльность" (duty of loyalty) и "обязанность соблюдать осторожность" (duty of care) в отношении банка;
избегают конфликтов интересов либо возникновения конфликтов при ведении деятельности, а также принятии на себя обязательств в отношении других организаций;
воздерживаются от решений, при которых возникает конфликт интересов, что лишает их возможности надлежащим образом выполнять свои обязательства перед банком;
посвящают достаточно времени и энергии для выполнения своих обязанностей;
формируют структуру совета директоров (включая количественный состав) таким образом, который лучше всего обеспечивает эффективность деятельности и реальное обсуждение стратегических вопросов;
развивают и поддерживают соответствующий уровень своего практического опыта по мере роста банка и усложнения его структуры;
периодически оценивают эффективность собственной практики управления, включая процесс выдвижения и выбора членов совета, управления конфликтами интересов, определения существующих слабых мест и при необходимости проведение соответствующих изменений;
проводят отбор, мониторинг и в случае необходимости заменяют лиц на ключевых исполнительных позициях, при этом обеспечивая наличие у банка надлежащего плана смены исполнительного руководства, определяют, компетентен ли и соответствует ли каждый кандидат предполагаемой должности (fit and proper test) для управления делами банка;
осуществляют контроль за менеджерами высшего звена, исполняя свои обязанности и пользуясь предоставленными полномочиями, задают вопросы и требуют прямых объяснений от менеджеров, а также своевременно получают достаточный объем информации для принятия адекватного суждения относительно работы менеджеров;
регулярно проводят встречи с менеджерами высшего звена и службой внутреннего аудита для пересмотра политики, установления направлений взаимодействия и мониторинга прогресса в достижении корпоративных целей;
способствуют безопасности и надежности банка, понимают среду регулирования и обеспечивают поддержание банком эффективных взаимоотношений с надзорными органами;
дают надлежащие советы и рекомендуют наилучшую практику, полученную на основе предыдущего опыта;
избегают участия совета директоров в ежедневной практике управления банком*(11);
проявляют должную осмотрительность (due diligence) при найме и осуществляют контроль внешних аудиторов в юрисдикциях, где данная обязанность лежит на совете директоров (в соответствии с практикой, принятой в ряде стран, внешних аудиторов нанимают непосредственно акционеры).
18. Банки должны иметь адекватное число директоров и соответствующий состав совета директоров, которые способны выступать с суждениями, независимыми от взглядов менеджмента, политических интересов или ненадлежащих внешних интересов*(12). Кроме того, совет директоров обязан защищать банк от незаконных и ненадлежащих действий или влияний основных или контролирующих акционеров, которые наносят ущерб или не отвечают интересам банка и его акционеров. Независимость и объективность может быть усилена за счет включения в состав совета директоров квалифицированных неисполнительных директоров или посредством создания наблюдательного совета или комитета по аудиту отдельно от правления. Это особенно важно в сферах, где существует риск, что на совет директоров будет оказываться давление со стороны высшего руководства, либо может быть оказано политическое давление на совет предпринять действия, которые не отвечают интересам банка (хотя данные действия могут отвечать личным интересам инсайдеров или мажоритарных акционеров), либо существует вероятность потенциального конфликта интересов в ключевых сферах. Такие важнейшие сферы охватывают обеспечение достоверности финансовой и нефинансовой отчетности, анализ сделок со связанными сторонами, назначение членов совета директоров и менеджеров, а также вопросы вознаграждения членам совета директоров и правления. Квалифицированные независимые директора на основе опыта в другом бизнесе могут представить новые идеи, например, лучшее понимание местных условий, которые будут способствовать улучшению стратегического направления, заданного менеджерам, а также могут стать важным источником управленческой практики и опыта.
19. Совет директоров должен обладать соответствующими коллективными знаниями в области каждого вида существенной финансовой деятельности, которой намеревается заниматься банк. Более того, совет директоров должен обладать достаточными знаниями и опытом для обеспечения эффективного управления и контроля. В некоторых случаях тем не менее директора банка, которые не исполняют функций управления, могут и не обладать детальными знаниями в сфере банковского дела, финансов, управления рисками, исполнения законов и нормативов, информационных и телекоммуникационных технологий и других смежных областях. Если лица, которые достаточно компетентны в своей области, не обладают детальными знаниями в вышеперечисленных областях, банки поощряют программы по постоянному образованию членов совета директоров либо для принятия иных мер, чтобы обеспечить получение таких знаний членами совета директоров и дать им возможность лучше выполнять свои обязанности.
20. Контролирующие акционеры обладают значительными возможностями при избрании членов совета директоров. В подобных случаях полезно иметь в виду, что совет и члены совета директоров имеют свои обязательства перед банком. Если банк находится в собственности государства, государство не должно участвовать в текущем управлении банка, к независимости совета директоров должно быть проявлено уважение, и совет директоров должен по-прежнему исполнять обязательство сохранять независимость от политических влияний, которые могут привести к конфликту интересов (например, если члены совета директоров являются государственными служащими, как часто бывает на практике, либо явно преследуют политические интересы). Это не исключает, однако, права государства быть собственником и ставить перед банком общие цели.
21. В ряде стран, особенно тех, где совет директоров сочетает функции управления и контроля, советы директоров банков сочли весьма полезным создание специализированных комитетов для предоставления рекомендаций совету директоров. В интересах достижения большей прозрачности и совершенствования отчетности в тех банках, где созданы такие комитеты, их мандат, состав (включая членов совета директоров, которые считаются независимыми) и рабочие процедуры должны быть четко определены, и информация о них подлежит раскрытию. Может быть, полезно рассмотреть вопрос о периодической ротации членов совета директоров, а также председателей соответствующих комитетов.
22. Базельский комитет считает правильным и полезным создавать в крупных международных банках комитет по аудиту или эквивалентную структуру с аналогичными функциями. Комитет по аудиту, как правило, несет ответственность за обеспечение контроля за внутренними и внешними аудиторами банка; утверждает сам или рекомендует совету директоров либо акционерам утвердить*(13) назначение на должность, прекращение полномочий, а также размер вознаграждения внешних аудиторов; пересматривает и утверждает объем аудиторской проверки и частоту ее проведения, получает отчеты аудиторов и обеспечивает, чтобы правление своевременно приняло соответствующие корректирующие меры для решения проблем, возникших в связи со слабостью системы внутреннего контроля, неисполнением политик, законодательства и подзаконных актов, а также иных проблем, выявленных аудиторами.
23. В целях достижения достаточной объективности и независимости комитет по аудиту должен как минимум состоять из большинства членов совета директоров, которые независимы и у которых есть четкое понимание роли комитета по аудиту в управлении рисками банка и корпоративном управлении. Комитет по аудиту часто состоит исключительно из неисполнительных директоров. Вместе с тем исполнительные директора, как правило, посещают заседания комитета по аудиту, однако чтобы стимулировать откровенную дискуссию, может быть полезно для неисполнительных директоров - членов комитета по аудиту проводить свои заседания отдельно. Возможно, также имело бы смысл, чтобы решения относительно назначения или увольнения внутренних и внешних аудиторов принималось бы исключительно независимыми, неисполнительными членами комитета по аудиту. Как минимум члены комитета по аудиту в целом должны иметь недавний и соотносимый опыт подобной деятельности и обладать балансом практических навыков и специальных знаний в области финансовой отчетности, бухгалтерии и аудита, сопоставимых со сложностью банковской организации и исполняемых обязанностей.
24. Среди других специальных комитетов, которые становятся все более распространены, можно назвать следующие:
Комитет по управлению рисками, который обеспечивает контроль за деятельностью менеджеров высшего звена по управлению кредитными, рыночными, операционными, регулятивными, репутационными рисками, рисками ликвидности и прочими рисками банка;
Комитет по вознаграждениям, который обеспечивает контроль за вознаграждением менеджеров высшего звена и персонала, занимающего ключевые позиции, а также следит за тем, чтобы размер вознаграждений соответствовал принятой в банке корпоративной культуре, целям, стратегии и cистеме контроля, как и зафиксировано в определении политики по вознаграждениям;
Комитет по назначениям (корпоративному управлению) персонала, который обеспечивает оценку эффективности деятельности совета и руководит процессом обновления и замены членов совета директоров.
Неисполнительные директора, равно как и директора с необходимыми навыками и знаниями, могут играть решающую роль в таких комитетах советов директоров.
Принцип 2
Совет директоров должен утверждать стратегические цели банка и корпоративные ценности, о которых в дальнейшем информируются служащие на всех уровнях банка, а также осуществлять контроль за их исполнением.
25.Сложно вести деятельность организации, если у не е нет стратегических целей или принятых корпоративных ценностей*(14). Следовательно, совет директоров должен установить стратегические цели и высокие стандарты профессионального поведения, которые будут направлять текущую деятельность банка, принимая во внимание интересы акционеров и вкладчиков. Кроме того, банк должен принять меры к обеспечению информированности всех сотрудников о таких целях и ценностях.
Демонстрируемая корпоративная культура, которая дает полномочия и обеспечивает надлежащие стимулы в плане профессионального поведения, так же, если не более, важна как письменно зафиксированный комплекс ценностей для самой организации, высшего руководства и других сотрудников. В этом плане совет должен выступать в роли "задающего тон", в первую очередь утверждая профессиональные стандарты и корпоративные ценности для самого совета директоров, менеджеров высшего звена и других сотрудников. Последовательная практика, осуществляемая на уровне высоких профессиональных стандартов, наилучшим образом отвечает интересам самого банка и укрепит доверие к банку и его надежность как при текущих, так и при долгосрочных операциях. Особенно важно, чтобы стандарты были направлены на противодействие коррупции, не допускали операций, проводимых в собственных интересах сотрудников (self-dealing), а также иного противозаконного, неэтичного или сомнительного поведения во внутренней или внешней деятельности банка.
26. Совет директоров должен обеспечивать выполнение менеджерами высшего звена стратегической политики и процедур, направленных на поощрение профессионального поведения и честности сотрудников. Совет директоров должен также обеспечить, чтобы менеджеры высшего звена осуществляли политику, направленную на запрещение (или адекватное ограничение) действий, отношений или ситуаций, которые могут снизить качество корпоративного управления, а именно:
конфликты интересов (см. далее);
предоставление займов служащим, наемным сотрудникам, директорам или акционерам, обладающим контрольным пакетом акций (в тех случаях, где это разрешено национальным законодательством). В тех случаях, где имеет место предоставление ссуд сотрудникам банка, оно должно соответствовать принципам безопасности и надежности банка. Например, предоставление ссуд может быть ограничено условиями рынка либо условиями, предлагаемыми всем сотрудникам*(15) в качестве части обычного вознаграждения и на определенные типы займов могут налагаться ограничения. Отчеты о кредитовании инсайдеров должны быть представлены совету директоров*(16), и также кредитование должно анализироваться внутренними и внешними аудиторами и надзорным органом;
предоставление приоритета связанным сторонам и прочим привилегированным лицам (например, предоставление ссуд на привилегированных условиях, включающих убытки торговым сделкам, отказ от комиссионных).
27. Конфликты интересов могут возникать в результате различной деятельности и роли банка (например, если банк предоставляет заем компании, а отдел банка по трейдинговым операциям покупает и продает ценные бумаги, эмитентом которых является данная компания) или конфликт может возникнуть между интересами банка или его клиентами и интересами директоров и менеджеров высшего звена банка (например, в случае если банк вступает в деловые отношения с лицом, являющимся собственностью одного из директоров банка). Конфликты интересов могут также возникать в тех случаях, когда банк является частью более широкой групповой структуры. Например, если банк входит как составная часть в группу, то линии отчетности и информационные потоки между банком, его материнской компанией и (или) другими дочерними структурами материнской организации могут привести к аналогичным конфликтам интересов (например, обмен потенциально фирменной, конфиденциальной или иной информацией, требующей деликатного обращения, полученной от разных лиц). Совет директоров должен обеспечить, чтобы менеджеры высшего звена разработали и осуществляли политику, направленную на выявление потенциальных конфликтов интересов, и, если невозможно предотвратить такие конфликты, надлежащим образом управлять ими (основываясь на допустимости отношений или сделок в соответствии с надлежащей корпоративной политикой, соответствующей законам страны и стандартам надзорного органа).
28. Политика совета директоров должна обеспечивать, чтобы действия банка при ведении бизнеса, которые могут привести к конфликтам интересов, осуществлялись с достаточной степенью независимости по отношению друг другу, например, устанавливались бы информационные барьеры между различными видами бизнеса, а также была бы обеспечена отдельная система отчетности и внутреннего контроля для каждого вида бизнеса. Кроме того, особое внимание следует уделить в подобных случаях тому, чтобы информация, адресованная клиентам или потенциальным клиентам (например, информация о природе и затратах на предоставляемые услуги, или рекомендации по поводу финансовых инструментов и инвестиционных стратегий), была четкой, справедливой и не вводящей в заблуждение. Такая политика также должна обеспечивать посредством применения адекватных процедур, чтобы сделки со связанными сторонами, в частности с акционерами, менеджерами или членами совета директоров и другими связанными компаниями, проводились на "расстоянии вытянутой руки" (за исключением тех случаев, когда таковые разрешены в соответствии с принятой надлежащей политикой, предусматривающей раскрытие информации о возможных конфликтах интересов) и не проводились на условиях, противоречащих интересам банка, его акционеров и вкладчиков. В юрисдикциях, предусматривающих консолидированный надзор в отношении регулируемой материнской компании, данные вопросы, как правило, рассматриваются в рамках законов, нормативов и (или) программы, принятой надзорным органом.
29. Совет директоров должен обеспечить надлежащее публичное раскрытие информации и (или) предоставление информации надзорному органу о политике банка в отношении конфликтов интересов или потенциальных конфликтов интересов. Данная информация должна включать изложение подхода банка к управлению существенными конфликтами интересов, которые выходят за рамки принятой банком политики. В раскрываемой информации должна быть описана политика банка в отношении конфликтов интересов или потенциальных конфликтов интересов, которые могут возникнуть в результате аффилированности банка или сделки с другим лицом в рамках группы, а также подходы банка к управлению существенными конфликтами интересов, не подпадающих под такую политику. Аналогично банк должен раскрывать информацию о существенных конфликтах интересов, которые противоречат политике банка и (или) направлять отчеты о них надзорному органу.
30. Потенциальный конфликт интересов может возникнуть, если банк находится в собственности государства и надзор за таким банком также осуществляется государством. В таких случаях должно иметь место полное административное разграничение функций собственника и функций надзора в целях минимизации политического вмешательства [государства] в осуществление надзора над данным банком.
31. В качестве корпоративных ценностей банка должна признаваться критическая важность своевременного и откровенного обсуждения проблем. В этом смысле сотрудники банка должны поощряться и иметь возможность сообщать о проблемах, имея при этом адекватную корпоративную защиту от возможных репрессалий, и своей законной озабоченности в отношении незаконных, неэтичных или сомнительных действий. Поскольку подобные действия могут иметь пагубные последствия для репутации банка, может быть весьма полезно для банков установить надлежащие процедуры, не противоречащие национальному законодательству, предусматривающие возможность для сотрудников сообщать о существенной и добросовестной озабоченности непосредственным либо косвенным образом (например, используя для данной цели процедуру независимого аудита или проверки соответствия законодательству либо посредством обращения к омбудсмену), а также конфиденциально - непосредственно совету директоров, минуя внутреннюю служебную иерархию. Любой порядок предоставления информации о существенной озабоченности служащего должен включать механизмы защиты его конфиденциальности. Совет директоров и менеджеры высшего звена должны, в свою очередь, соответствующим образом защитить сотрудников банка, которые сообщают о незаконном, неэтичном или сомнительном поведении, предприняв прямые или косвенные дисциплинарные действия либо иные меры противодействия, предпринятые по распоряжению банка.
Принцип 3
Совет директоров банка должен четко устанавливать сферы ответственности и подотчетности на всех уровнях организации банка и добиваться выполнения установленных требований.
32. Эффективно работающие советы директоров четко определяют полномочия и основные обязанности своих членов, а также менеджеров высшего звена. Они также признают, что не прописанные четко сферы отчетности либо беспорядочные и многочисленные сферы ответственности могут усугубить проблему из-за медленной и неопределенной реакции. Совет директоров отвечает за контроль за действиями правления и их соответствие политике совета директоров, что является частью системы сдержек и противовесов, отражающейся в надлежащем корпоративном управлении. Управляющие высшего звена ответственны за делегирование обязанностей штатным сотрудникам и создание управленческой структуры, которая явится стимулом для подотчетности, вместе с тем они будут осознавать обязанность менеджеров высшего звена контролировать исполнение делегированных полномочий и свою важнейшую ответственность перед советом директоров за достигнутые банком результаты.
33. Те же принципы применимы и в случае, если банк входит в состав группы либо в качестве материнской, либо дочерней компании. Тем не менее групповая структура вызывает ряд дополнительных вопросов, важных в аспекте корпоративного управления, поскольку такая структура, очевидно, в определенной степени влияет и на структуру корпоративного управления и деятельность как совета директоров материнской, так и дочерней компании. Анализируя корпоративное управление в контексте групповой структуры, надзорному органу следует принять во внимание ответственность в отношении корпоративного управления как банка, так и его материнской компании. На совет директоров или менеджеров высшего звена, действующих во исполнение своих обязанностей в плане корпоративного управления, возлагается задача принятия генеральной стратегии и политики группы и ее дочерних структур и определение, какая структура управления в дочерних компаниях, организованная по иерархическому принципу, будет в наибольшей степени способствовать эффективному контролю над всей группой. Совет директоров дочернего банка сохраняет свои обязанности по корпоративному управлению для самого банка, включая благополучие банка и защиту интересов его вкладчиков, он также должен обеспечить исполнение банком своих обязательств в соответствии с законодательством. Структура группы представляет собой особую сложность для регулятора в случае, если банк переживает проблемы или необходимо принять коррективные меры в отношении банка: в подобных ситуациях надзорный орган может потребовать существенного и значимого вмешательства совета директоров банка в процесс поиска решения и выполнения коррективных мер.
34. При выполнении обязанностей по корпоративному управлению совет директоров материнской компании должен осознавать существенные риски и вопросы, которые могут повлиять на компании, входящие в группу, и, следовательно, должен осуществлять надлежащий надзор за деятельностью дочерних структур. Поскольку обязанности совета директоров материнской компании не являются помехой ответственности и не умаляют обязанностей по корпоративному управлению совета директоров или менеджеров высшего звена дочерней структуры, в соответствии с положениями данного документа излишнее дублирование структур корпоративного управления и их деятельности можно избежать посредством разумной интеграции и координации.
35. Масштаб группы также ставит ряд проблем для банка, равно как и для банковского надзорного органа*(17). Например, если банк является дочерней компанией, то структуры и деятельность в сфере корпоративного управления банка могут быть интегрированы с аналогичными структурами и деятельностью материнской компании или других дочерних структур и испытывать их влияние*(18). Комитет обратил внимание на возрастающую тенденцию использования матрицы материнской компании и структуру управления бизнеса, которые могут не совпадать с юридической структурой банка (например, если сотрудники представляют отчетность по двум направлениям как в сфере бизнеса, так и менеджменту юридического лица). Если подобные структуры могут быть эффективны и могут служить важным целям бизнеса и контроля в организации в целом, тем не менее подобные структуры препятствуют эффективному корпоративному управлению банка, если возникают пробелы в ответственности и отчетности в отношении функционирующих дочерних структур. В подобных случаях совет директоров банка, руководство высшего звена и система внутреннего контроля должны обеспечить, чтобы решения таких матричных и управленческих структур бизнеса соответствовали надлежащему выполнению обязанностей по корпоративному управлению на уровне банка и всей группы.
36. Кроме того, если банк передает независимому подрядчику (на аутсорсинг) ключевые функции, то ответственность директоров и менеджеров высшего звена не может быть делегирована организациям, которые предоставляют услуги, переданные им на аутсорсинг*(19).
Аутсорсинг операционных функций, осуществляемый внутри группы, в отношении внутреннего аудита, исполнения законодательства, нормативов и стандартов (compliance), управления рисками или другие операционные функции не исключает обязательства банка в отношении осуществления надлежащих функций контроля (при этом избегая ненужного дублирования функций на уровне группы и конкретного банка), в равной степени с банка не снимается ответственность за понимание существующих рисков и управление ими.
Принцип 4
Совет директоров должен обеспечивать соответствующий контроль со стороны менеджеров высшего звена в соответствии с политикой совета директоров.
37. Менеджеры высшего звена представляют собой ключевую группу лиц, которая включает в себя, например, главного бухгалтера и руководителей подразделений, отвечающих за текущее управление банком. Эти лица должны обладать необходимыми навыками по управлению бизнесом при осуществлении ими контроля, а также осуществлять надлежащий контроль за лицами, занимающими ключевые позиции в данных сферах.
38. Менеджеры высшего звена вносят важнейший вклад в надлежащее корпоративное управление банка, осуществляя контроль за менеджерами разных уровней в различных сферах бизнеса банка и его деятельности в соответствии с политикой и процедурами, устанавливаемыми советом директоров банка. Одна из важнейших ролей руководства высшего звена заключается в создании под руководством совета директоров эффективной системы внутреннего контроля*(20).
Даже в очень маленьких банках, например, решения руководства высшего звена должны приниматься более чем одним лицом ("принцип четырех глаз"). Управление ситуациями, которых следует избегать, как правило, связано с тем, что менеджеры высшего звена:
оказываются вовлеченными в процесс принятия решений, доходящий до мелких деталей бизнеса;
назначаются на управленческую должность в той сфере, в которой они не обладают необходимыми навыками или знаниями;
либо не желают, либо не в состоянии осуществлять эффективный контроль за деятельностью "сотрудников-звезд". Такая ситуация особенно проблематична, когда управляющий не стремится расспросить сотрудника, получившего прибыль, которая явно превышает разумные ожидания (например, в случаях, когда торговля ценными бумагами предположительно с низким уровнем риска, низкой маржой неожиданно приносит высокий доход от сделки) либо из-за опасения потерять высокую прибыль или же самого сотрудника.
Принцип 5
Совет директоров и менеджеры высшего звена должны эффективно использовать результаты работы, проводимой подразделением внутреннего аудита, внешними аудиторами и системой внутреннего контроля.
39. Совет директоров должен признавать и сознавать, что независимый, компетентный и квалифицированный аудитор, а также система внутреннего контроля (включая подразделения по контролю за исполнением законодательства, нормативов и стандартов (compliance) и юридический отдел) являются жизненно важными для корпоративного управления и служат достижению ряда важнейших целей. В частности, совет директоров должен эффективно использовать работу аудиторов и системы внутреннего контроля для обеспечения независимой проверки и подтверждения достоверности информации, полученных от менеджеров, относительно операций банка и достигнутых банком результатов. Руководство высшего звена должно также осознавать важность эффективного внутреннего и внешнего аудита и системы внутреннего контроля для долгосрочного благополучия банка.
40. Совет директоров и менеджеры высшего звена могут усилить эффективность службы внутреннего аудита*(21) при выявлении проблем, возникающих у компании в системах управления рисками и внутреннего контроля, следующим образом:
признавая важность процедур аудита и внутреннего контроля и информируя о важности данных процедур сотрудников банка на всех уровнях;
используя своевременно и эффективно информацию внутреннего аудита и требуя от менеджеров своевременного устранения проблем;
поощряя независимость внутреннего аудитора, например, посредством представления отчетности непосредственно совету директоров или комитету по аудиту совета директоров;
привлекая внутренних аудиторов высказать свое суждение относительно эффективности системы внутреннего контроля.
41. Совет директоров и менеджеры высшего звена могут внести свой вклад в повышение эффективности работы внешних аудиторов*(22) для того, чтобы гарантировать, что банковская финансовая отчетность справедливо представляет финансовый статус и финансовые результаты компании во всех существенных сферах:
обеспечивая, чтобы внешние аудиторы действовали в соответствии с применимыми кодексами поведения и стандартами профессиональной практики*(23);
поощряя в соответствии с национальными стандартами главного аудитора*(24) принять на себя ответственность за другие внешние аудиторские проверки финансовой отчетности, проводимые в рамках группы компаний и в отношении глобальных операций группы, в целях минимизации риска возможных пробелов при проведении аудиторской деятельности, при определении масштаба проверки, а также в ходе самого аудита для обеспечения достоверности и надежности финансовой отчетности;
привлекая внешних аудиторов к анализу процедур внутреннего контроля, относящегося к раскрытию информации по финансовой отчетности;
гарантируя, что внешние аудиторы понимают свои обязанности перед банком проявлять надлежащую профессиональную тщательность при проведении аудита;
рассматривая вопрос о периодической ротации как минимум основной аудиторской компании-партнера;
для банков, находящихся в собственности государства, поддерживая соответствующий диалог с государственными высшими аудиторскими учреждениями, ответственными за проведение аудита в банке, а также с государственными финансовыми контролерами (при наличии таковых) и внешних аудиторов по мере необходимости.
42. Банк должен поддерживать в надлежащем состоянии систему внутреннего контроля, включая эффективный контроль за исполнением законов, нормативов и стандартов (compliance), помимо всего прочего проводить текущий мониторинг соответствия правилам, нормативам, кодексам, политике корпоративного управления, которые банк обязан выполнять, а также обеспечивать информирование соответствующих уровней управления и, если это необходимо, совета директоров обо всех отклонениях*(25).
43. Считается надлежащей практикой, чтобы подразделение внутреннего аудита отчитывалось непосредственно перед советом директоров через комитет по аудиту или другие структуры, в которые входит большинство независимых членов совета директоров. Для независимых директоров может быть полезно встретиться в отсутствие банковского высшего руководства, по крайней мере, раз в год с внешним аудитором и руководителями подразделения внутреннего аудита, контроля за исполнением законов и нормативов, а также юридического отдела. Такой подход может укрепить способность совета директоров банка вести контроль за исполнением политики совета директоров банка правлением, а также обеспечить, чтобы бизнес-стратегии банка и риски, принимаемые на себя банком, соответствовали тем параметрам риска, которые были установлены советом директоров банка.
Принцип 6
Совет директоров должен обеспечить, чтобы политика и практика выплаты вознаграждения соответствовали корпоративной культуре банка, долгосрочным задачам и стратегии, а также организации контроля в банке.
44. Невозможность привязать вознаграждение, стимулирующее членов совета директоров и менеджеров высшего звена, к долгосрочной бизнес-стратегии может привести к действиям, которые противоречат интересам банка, его акционеров и других заинтересованных лиц. В качестве примера можно привести ситуацию, когда бизнес учитывается на основе объемов и (или) краткосрочной рентабельности в банке, для которого не имеют значения последствия, связанные с краткосрочными или долгосрочными рисками.
45. Совет директоров или назначенный советом директоров комитет должен определить или утвердить в соответствии с любой принятой политикой по вознаграждениям размер вознаграждения членам совета директоров или менеджерам высшего звена и должен обеспечить, чтобы такое вознаграждение соответствовало корпоративной культуре банка, долгосрочным целям, стратегии и организации контроля в банке. Возможно, разумно, чтобы политика по вознаграждениям осуществлялась комитетом при совете директоров, который либо полностью, либо преимущественно состоял бы из независимых директоров в целях снижения возможностей конфликтов и гарантировал бы уверенность [в справедливости вознаграждений] акционерам и другим заинтересованным лицам.
46. В свете надзорной роли и функции системы сдержек и противовесов совета директоров, выполняемой советом vis-a-vis менеджеров высшего звена, о чем речь шла выше, при вознаграждении неисполнительных директоров, особенно тех, кто входит в состав комитетов при совете директоров, таких как комитет по аудиту, управлению рисками, следует принимать во внимание их обязанности и время, затраченное на работу в соответствующих комитетах, оно не должно зависеть от краткосрочных результатов банка.
47. Если исполнительные директора или менеджеры высшего звена имеют право на поощрение, связанное с результатами деятельности банка, то их вознаграждение должно зависеть от соответствующих и объективных условий, целью которых является укрепление долгосрочных корпоративных ценностей. Для того чтобы избежать создание стимулов, которые бы побуждали к принятию чрезмерных рисков, должна быть установлена шкала заработной платы в рамках генеральной политики бизнеса, причем таким образом, чтобы заработная плата не зависела непосредственно от краткосрочных результатов деятельности, как, например, краткосрочная прибыль от продажи активов после короткого срока владения. Подобным же образом политика по вознаграждениям должна конкретизировать условия, при которых члены совета директоров и высшее руководство компании может владеть и продавать акции банка или аффилированных компаний, в которых у банка есть существенный финансовый интерес. Должны быть также прописаны процедуры, которым необходимо следовать при выдаче или переоценке опциона, если таковые являются существенным компонентом общего вознаграждения.
Принцип 7
Руководство банком должно осуществляться на основе прозрачности.
48. Прозрачность - важнейшее условие для надлежащего и эффективного корпоративного управления. Как сказано в Руководстве по прозрачности в банках Базельского комитета*(26), акционерам банка, другим заинтересованным лицам и участникам рынка трудно эффективно осуществлять мониторинг за деятельностью банка и надлежащим образом требовать ответственности от совета директоров и менеджеров высшего звена, если отсутствует прозрачность. Такая ситуация складывается, если акционеры, другие заинтересованные лица и участники рынка не получают достаточно информации о структуре собственности и целях банка, на основе которой можно судить об эффективности деятельности совета директоров и менеджеров высшего звена в управлении банком.
49. Адекватное публичное раскрытие информации укрепляет дисциплину рынка и соответственно надлежащее корпоративное управление, в свою очередь, отчетность перед надзорным органом усиливает способность надзорного органа более эффективно осуществлять мониторинг безопасности и надежности таких банков. Хотя рыночная дисциплина может быть менее значима для банков, не прошедших листинг на бирже (особенно для тех, которые на 100% принадлежат материнской компании), банки, не котирующиеся на бирже, могут тем не менее представлять такой же риск для финансовой системы, как и публично торгуемые банки, осуществляя разнообразную деятельность, а именно их участие в платежных системах и принятие вкладов от населения. Адекватное раскрытие информации и отчетность в сфере корпоративного управления в соответствии с национальным законодательством и практикой надзорного органа может помочь участникам рынка и другим заинтересованным лицам вести мониторинг в плане безопасности и надежности банка.
50. Своевременное и правильное публичное раскрытие информации, относящееся к ниже перечисленным сферам деятельности, было бы желательно разместить на банковском сайте, доступном для широкой публики, предоставить годовые и периодические отчеты, отчеты надзорным органам или другие соответствующие формы отчетности*(27).
Раскрытие информации должно быть пропорционально размеру, сложности, структуре собственности, экономической значимости и характеру рисков банка, а также тому, выставляется ли банк на публичные торги или не проходит листинг на бирже. Представленный ниже список всех видов информации, которая подлежат раскрытию или должна предоставляться в форме отчетов, не является исчерпывающим (например, надзорный орган может потребовать раскрытия информации или предоставления отчета в отношении финансовых показателей, рисков, которые принимает на себя банк, отчет об исполнении законов, нормативов и стандартов, информацию, связанную с аудитом, и т.д.), но чаще в данном списке представлена информация, конкретно относящаяся к управлению банка:
структура совета директоров (например, внутренние документы, количественный состав, входящие в совет директоров члены, процесс отбора, квалификация членов совета директоров, участие директоров в других советах директоров, критерии независимости, существенный интерес в сделках или вопросах, имеющих влияние на банк, членство в комитетах совета директоров, уставы и обязанности), структура правления (например, обязанности, линии отчетности, квалификация и опыт);
базовая структура собственности (например, собственники контрольных пакетов акций и права голосования, конечные собственники - бенефициары*(28), держатели контрольных пакетов акций, являющиеся членами совета директоров или занимающие позиции менеджеров высшего звена, собрания акционеров);
организационная структура (например, общая таблица с организационной структурой банка, сферы ведения бизнеса, дочерние и аффилированные компании, комитеты по управлению);
информация о системе материальных стимулов банка (например, политика в отношении вознаграждения, выплата вознаграждений директорам и членам правления, премии, фондовые опционы);
кодекс делового поведения (этики) или политика банка в этой сфере (включая отказы от права требования, если это применимо), а также любые применяемые структуры управления и политика в [данной сфере] (особенно содержание любых кодексов корпоративного управления или политика и процедуры, посредством которых осуществляется корпоративное управление, а также самооценка совета директоров результатов своей деятельности, относящихся к такому кодексу или политике);
если банк находится в государственной собственности, политика в отношении собственности, определяющая общие цели государственной собственности, роль государства в корпоративном управлении банком и то, каким образом банк будет осуществлять свою политику в отношении собственности;
как уже говорилось выше, политика банка в отношении конфликта интересов, а также природа и масштаб сделок с аффилированными и связанными сторонами (которые могут осуществляться в агрегированной форме для обычного предоставления ссуд сотрудникам банка), включая информацию о любых событиях в банке, в которых члены совета директоров или руководства высшего звена имеют существенный интерес, прямой или косвенный, или в пользу третьих лиц*(29).
51. Хотя данный раздел и не посвящен раскрытию финансовой информации, следует отметить, что полный (годовой) финансовый отчет, с прилагаемыми комментариями и графиками, должен быть доступен вкладчикам и другим клиентам (например, информация должна публиковаться на сайте, быть доступной в помещении банка, а также представлена в отчетах надзорному органу, если такие отчеты представляются публично), для того чтобы иметь четкую и полную картину финансового статуса банка и дать им возможность использовать дисциплину рынка*(30).
Принцип 8
Совет директоров и менеджеры высшего звена должны понимать операционную структуру банка, в том числе случаи функционирования в юрисдикциях или через структуры, препятствующие прозрачности (принцип "знай свою структуру").
52. Проблемы, связанные с корпоративным управлением, возникают, когда банки начинают действовать через структуры, в которых отсутствует прозрачность или ее уровень весьма невысок. Банки порой выбирают для своей деятельности и особую юрисдикцию*(31) или создают сложные структуры (например, компании специального назначения (SPVs) или корпоративные трасты) часто для законных и или приемлемых целей бизнеса. Ведение бизнеса в таких юрисдикциях или через вышеназванные структуры может тем не менее представлять финансовые, правовые и репутационные риски для банковской организации; препятствовать способности совета директоров и руководства высшего звена проводить надлежащий надзор за бизнесом и мешать эффективному банковскому надзору. В конечном итоге руководство высшего звена банка должно обеспечить, чтобы подобные структуры или деятельность не противоречили соответствующим законам и нормативам. Совет директоров должен рассмотреть вопрос приемлемости, а также установить определенные ограничения на проведение операций в подобных юрисдикциях или с использованием подобных структур и должен обеспечить, чтобы менеджеры высшего звена установили политику для выявления и управления всем разнообразием рисков, связанных с вышеназванными структурами или деятельностью. Совет директоров или менеджеры высшего звена под руководством совета директоров должны документально зафиксировать процесс рассмотрения, авторизации и управления рисками, чтобы данный процесс был прозрачным для аудиторов и надзорных органов.
53. Помимо непосредственного риска, возникающего при функционировании банка в вышеназванных юрисдикциях или при ведении бизнеса через структуры, в которых либо отсутствует прозрачность, либо степень ее очень низка, банки также могут подвергаться опосредованному риску при предоставлении определенных услуг или создании непрозрачных структур от имени клиента*(32).
Можно привести примеры, когда банк действует в качестве агента при создании компании или партнерства, предоставляя ряд трастовых услуг и разрабатывая финансовые сделки со сложной структурой для своих клиентов. Хотя данная деятельность зачастую бывает выгодной и служит законным целям бизнеса клиентов, в определенных случаях клиенты используют продукты и услуги, предоставляемые банками для занятия незаконной и ненадлежащей деятельностью. Это, в свою очередь, угрожает банкам, предоставляющим подобные услуги, существенными правовыми и репутационными рисками. Банки, занимающиеся подобной деятельностью, должны иметь надлежащую политику и соответствующие процедуры для выявления всех существенных рисков, возникающих при такой деятельности.
54. В этом отношении совет директоров должен предпринять шаги для гарантии того, что при подобной деятельности банк хорошо осознает связанные с ней риски и управляет ими.
Совет директоров должен обеспечить, чтобы менеджеры высшего звена следовали четко сформулированной политике в отношении ведения деятельности через корпоративные структуры или в юрисдикциях с низкой степенью прозрачности.
Комитет по аудиту материнского учреждения должен осуществлять надзор за внутренним аудитом системы контроля в подобных структурах и при подобной деятельности и должен информировать ежегодно совет директоров о выявленных проблемах, существенных событиях или недостатках.
При одобрении сложных финансовых структур, инструментов или продуктов, либо используемых, либо продаваемых в любом бизнес подразделении банка, должны применяться надлежащая политика, соответствующие процедуры и стратегии. Более того, совет директоров должен установить адекватную политику и порядок для периодической оценки использования банком и (или) продажи таких структур, инструментов или продуктов, как компонент регулярного анализа управления барком. Банки должны одобрять применение сложных финансовых структур, инструментов или продуктов, только если существенные финансовые, правовые и репутационные риски, возникающие при их использовании или продаже, можно адекватно оценить и ими можно управлять.
55. Совет директоров и менеджеры высшего звена могут повысить свою эффективность, установив требование, чтобы анализ системы внутреннего контроля включал не только "основные" направления бизнеса банка, но и деятельность, осуществляемую в юрисдикциях или через структуры (либо от имени самого банка, либо его клиентов), в которых отсутствует прозрачность. Такой анализ должен, например, основываться на регулярных инспекционных проверках внутренних аудиторов, анализе деятельности, направленной на то, чтобы она соответствовала поставленной изначально цели, анализ исполнения применимых законов и нормативов, а также оценку правовых и репутационных рисков, возникающих при подобной деятельности и ведении бизнеса через вышеназванные структуры. Частота проведения таких аналитических обзоров должна основываться на оценке риска, при этом правление должно обеспечить, чтобы совет директоров получил информацию о существовании любых выявленных серьезных рисках и управлении этими рисками.
56. Если совет директоров отвечает за общий надзор и утверждение политики банка, руководство высшего звена несет ответственность за выявление существенных рисков, возникающих при ведении банком глобальной деятельности, и управление такими рисками; совет директоров и менеджеры должны повысить уровень должной осмотрительности, если банк функционирует в юрисдикциях или через сложные структуры или предоставляет услуги клиентам там, где снижена прозрачность и это потенциально препятствует эффективному надзору. В этой связи совет директоров, менеджеры высшего звена в соответствии с инструкциями совета директоров должны обеспечить наличие надлежащей политики и соответствующих процедур, с тем чтобы:
регулярно оценивать потребность ведения операций в юрисдикциях или через сложные структуры, в которых снижен уровень прозрачности;
выявлять существенные риски, включая правовые и репутационные, связанные с вышеназванной деятельностью, оценивать их и управлять ими;
устанавливать надлежащий порядок одобрения сделок и новых продуктов, особенно связанных с вышеназванной деятельностью (например, применяемые лимиты, меры для снижения правовых и репутационных рисков, а также информационные требования);
устанавливать определенные и четкие ожидания и ответственность в плане корпоративного управления для всех соответствующих подразделений и сфер бизнеса в рамках банковской организации;
определять цель деятельности банка, обеспечивать, чтобы практическое осуществление данной деятельности соответствовало предполагаемой цели;
следить за регулярной оценкой исполнения всех применимых законов и нормативов, а также и внутренней политики банка;
обеспечивать, чтобы данная деятельность вписывалась в рамки системы внутреннего контроля, установленной головным офисом, а информация о ней также включалась в отчеты внешних аудиторов;
обеспечивать, чтобы информация, относящаяся к подобной деятельности и связанными с ней рисками, была легко доступна в головном офисе банка, адекватно сообщалась совету директоров и надзорным органам, включая достоверную информацию о целях, стратегиях, структурах, объеме, рисках и контроле за такой деятельностью, а также такая информация подлежала публичному раскрытию.
IV. Роль надзорных органов
57. Совет директоров банка и менеджеры высшего звена в первую очередь несут ответственность за результаты деятельности банка. Подобным же образом совет директоров должен быть подотчетен акционерам за эффективное управление банком. Ключевая роль надзорных органов заключается в содействии усилению корпоративного управления посредством анализа и оценки выполнения банком надлежащих принципов, описанных выше в разделе III. В настоящем разделе описывается ряд принципов, которые могут помочь надзорным органам оценить уровень корпоративного управления в банке.
Надзорные органы должны предоставлять руководящие направления банкам по надлежащему корпоративному управлению и по проведению профилактических мер.
58. При разработке руководства надзорные органы должны признавать, что банкам потребуется принять различные подходы к корпоративному управлению пропорционально размеру, сложности, структуре и характеру рисков банка. В процессе надзора следует принимать данные факторы во внимание при оценке корпоративного управления в банке.
Надзорные органы должны рассматривать корпоративное управление как один из элементов защиты вкладчиков.
59. Надлежащее корпоративное управление принимает во внимание не только интересы акционеров, но и интересы вкладчиков. Надзорные органы должны определить, ведут ли конкретные банки свой бизнес таким образом, чтобы не нанести ущерб интересам вкладчиков. Следовательно, интересы вкладчиков должны рассматриваться в связи с любой применимой системой страхования вкладов, потребностью избежать "моральных рисков", которые могут быть результатом особых подходов к защите потребителя, и другими соответствующими принципами.
Надзорные органы должны определить, принял ли банк разумные принципы и практические процедуры корпоративного управления и эффективно ли их выполняет.
60. Важным элементом надзора со стороны надзорных органов за безопасностью и надежностью банка является понимание того, каким образом корпоративное управление влияет на характер рисков, принимаемых на себя банком. Надзорные органы должны не только оценить политику и процедуры в сфере корпоративного управления банка, но также каким образом банк выполняет принятую им политику и установленные процедуры. Надзорные органы должны предполагать, что банки создают такие организационные структуры, которые включают соответствующую систему "сдержек и противовесов". В нормативном руководстве особое внимание должно уделяться подотчетности и прозрачности.
61. Надзорные органы, равно как и органы лицензирования, должны получать необходимую информацию для оценки компетенции, опыта и честности лиц, кандидатуры которых предложены на позиции директоров и менеджеров высшего звена. Соответствующие критерии должны включать, но не ограничиваться, следующими: 1) насколько тот вклад, который может внести конкретное лицо, имея соответствующие навыки и опыт, будет способствовать безопасным и надежным операциям банка; 2) любая судимость или информация об уголовной деятельности лица, или отрицательное суждение регулятора, по мнению надзорного органа, не позволяют лицу занимать важную позицию в банке. Более того, надзорные органы должны установить, что у совета директоров и менеджеров высшего звена конкретных учреждений есть принятый порядок для анализа исполнения их обязанностей ответственности. В этом плане может быть полезно встретиться с директорами и менеджерами высшего звена в рамках постоянно ведущегося надзора.
Надзорные органы должны оценивать качество банковского аудита и качество осуществления функций внутреннего контроля.
62. Надзорные органы должны оценить, есть ли у банка эффективные механизмы, посредством которых совет директоров и менеджеры высшего звена осуществляют свои обязанности по контролю. Такие механизмы включают внутренний и внешний аудит, управление рисками и контроль за исполнением законов и нормативов. В этой связи надзорные органы должны оценить эффективность контроля за работой соответствующих подразделений со стороны совета директоров.
Для этого (с согласия менеджеров высшего звена, если таковое необходимо) можно провести встречи с внутренними и внешними аудиторами, а также руководителем отдела управления рисками, сотрудниками, осуществляющими контроль за соответствием законам и нормативам, а также другими ключевыми сотрудниками, отвечающими за внутренний контроль. Надзорные органы должны обеспечить, чтобы отдел внутреннего аудита провел независимый, полный и эффективный анализ управления рисками в банке и системы внутреннего контроля. Надзорные органы должны оценить адекватность системы внутреннего контроля, которая способствует эффективному управлению. Очень важно, чтобы эффективный внутренний контроль был не только четко определен в политике и процедурах банка, но и осуществлялся на должном уровне.
Надзорным органам следует оценивать эффективность структуры банковской группы.
63. Надзорные органы должны иметь возможность получить информацию относительно структуры группы, к которой принадлежит банк. Например, управляющие по требованию надзорных органов должны предъявить полный список структур, связанных с банком, а также список видов бизнеса, которыми занимается группа. Информация относительно структуры группы должна позволить оценить компетентность и соответствие занимаемому положению основных акционеров и директоров материнской компании, а также адекватность процесса контроля в рамках группы, включая координацию аналогичных функций на уровне отдельного банка и всей группы. Надзорные органы также должны обеспечить наличие адекватной отчетности банка перед советом директоров группы, а также должный уровень коммуникации между ними, принимая во внимание все существенные риски и другие вопросы, которые могут оказать влияние на группу (принцип "знай свою структуру", применимый в отношении всей группы). Если банк или группа, в которую входит банк, работает на международном уровне, банковские надзорные органы разных стран должны сотрудничать и обмениваться информацией в целях повышения эффективности надзора и экономии усилий надзорных органов*(33).
Если банки ведут свой бизнес в юрисдикциях или через структуры, которые мешают прозрачности, соответствующие государства должны проводить работу по принятию законов и нормативов, позволяющих банковскому надзорному органу получить и проанализировать документацию по процедуре банковского анализа и предоставления разрешений, а также предпринять надлежащие надзорные действия по устранению недостатков и неприемлемой деятельности, если таковые необходимы.
Надзорный орган должен выносить на рассмотрение совета директоров и старшего руководства проблемы, ими обнаруженные в ходе надзорной деятельности.
64. Слабое корпоративное управление может быть либо причиной, либо симптомом более серьезных проблем, которые достойны внимания надзорного органа. Надзорные органы должны быть внимательны к любым предупреждающим сигналам об ухудшении ситуации в управлении банковской деятельностью. Если надзорные органы считают, что банк взял на себя риск, который он не в состоянии ни в полной мере оценить, ни проконтролировать, необходимо призвать к ответственности совет директоров и менеджеров высшего звена и потребовать, чтобы своевременно были приняты коррективные меры.
V. Создание среды, способствующей надлежащему
корпоративному управлению
65. Базельский комитет признает, что основная ответственность за надлежащее корпоративное управление лежит на советах директоров и менеджерах высшего звена. Кроме того, как уже говорилось в разделе IV, банковские надзорные органы выполняют важнейшую роль в разработке директив для банков и оценке практике корпоративного управления в банках. Существует, однако, и много иных сторон, которые могут способствовать совершенствованию надлежащего корпоративного управления:
акционеры - посредством активного и информированного осуществления своих прав;
вкладчики и другие клиенты - посредством отказа от ведения бизнеса с банком, который проявил себя ненадлежащим образом;
аудиторы - посредством прочно установившейся и квалифицированной профессии, стандартов аудита и направления информации советам директоров, менеджерам высшего звена и надзорным органам;
профессиональные банковские ассоциации - посредством инициатив, относящихся к добровольному принятию принципов банковской индустрии и договоренности о принятии надлежащей практики и публикации таковой;
профессиональные консультационные фирмы и консультанты по вопросам банковских рисков - посредством оказания помощи банкам в осуществлении надлежащего корпоративного управления;
государства - посредством издания законов, нормативов, правоприменения и эффективной судебной системы;
кредитные рейтинговые агентства - посредством анализа и оценки влияния практики корпоративного управления на параметры рисков, принимаемых на себя банком;
регуляторы рынка ценных бумаг, фондовые биржи и другие саморегулируемые организации - посредством раскрытия информации и публикации требований по листингу;
сотрудники - посредством выражения своей озабоченности относительно незаконных или неэтичных действий либо других недостатков корпоративного управления.
66. Как отмечалось выше, корпоративное управление можно совершенствовать при решении ряда правовых вопросов, таких как:
защита и укрепление прав акционеров;
четкое объяснение руководящей роли корпоративных органов;
обеспечение среды, в которой корпорации будут вести свой бизнес без взяток и коррупции;
поощрение объединения интересов менеджеров, сотрудников и акционеров путем принятия соответствующих законов, нормативов и иных мер.
Все эти шаги могут помочь стимулировать здоровую деловую и правовую среду, которая будет способствовать надлежащему корпоративному управлению и относящихся к нему инициатив надзорного органа.
67. Комитет признает, что у некоторых стран могут возникать особые проблемы при совершенствовании корпоративного управления. Основа и механизм корпоративного управления, которые появились в экономически развитых странах, такие как эффективная законодательная база и порядок надзора, независимая судебная система и эффективные рынки капитала, могут быть либо слабыми, либо вообще отсутствовать во многих странах с экономикой переходного периода. Совершенствование правовой базы и механизмов корпоративного управления должно стимулироваться такими благами, как возросшая производственная эффективность, более широкий доступ к дешевому финансированию, а также лучшая репутация. Такого прогресса со временем можно будет достичь, поскольку страны развиваются разными темпами, продвигаясь с уровня минимального исполнения требований закона и нормативных актов ко все возрастающей приверженности надлежащему (корпоративному) управлению.
"Бухгалтерия и банки", N 5, май, N 6, июнь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Настоящий документ публикуется без перечисления его авторов. Полный оригинальный текст документа на английском языке размещен на сайте Банка международных расчетов в сети Интернет по адресу http://www.bis.org.
*(2) См. "Совершенствование корпоративного управления в банковских организациях". Базельский комитет по банковскому надзору, сентябрь 1999 г.
*(3) См. "Принципы корпоративного управления ОЭСР", с внесенными изменениями в апреле 2004 года, первоначальная версия была опубликована в июне 1999 года. Принципы ОЭСР представляют собой один из двенадцати ключевых стандартов, разработанных Форумом по финансовой стабильности за надежные финансовые системы.
*(4) Для информации ОЭСР представила глоссарий терминов, относящихся к корпоративному управлению в публикации Experiences from the Regional Corporate Governance Roundtables, 2003. Однако точное толкование данных терминов может различаться в зависимости от конкретной юрисдикции.
*(5) Под термином "банк" или "банковская организация" в данном документе в целом имеются в виду банки, банковские холдинговые компании и другие компании, рассматриваемые банковским надзорным органом в качестве головной компании банковской группы в соответствии с применимым законодательством страны и соответствующим определением надзорного органа страны конкретного банка. В документе не проводится различия между терминами "банки" и "банковские организации", если на данное различие не указано эксплицитно или оно определенно не явствует из контекста.
*(6) См. International Convergence of Capital Measurements and Capital Standards: A Revised Framework, Базельский комитет по банковскому надзору, июнь 2004 г.
*(7) Надзорные органы, государство и вкладчики входят в состав заинтересованных сторон, в силу уникальной роли банков в экономической и финансовой системе как на национальном, так и на местном уровне и связанными с этой ролью имплицитными и эксплицитными гарантиями вкладов.
*(8) Для дальнейшей информации по поводу тестов на адекватность "fit and proper tests" cм. "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора Базельского комитета" (сентябрь 1997 г.) и связанные с этим документом "Основополагающие методологические принципы" (октябрь 1999 г.). На момент публикации данного документа основополагающие принципы и методология находятся в стадии пересмотра и, возможно, будут подвергнуты изменениям.
*(9) Основы эффективного корпоративного управления сравнимы с предпосылками эффективного банковского надзора, которые приводятся в секции II Основополагающих принципов эффективного банковского надзора. Подобно основополагающим принципам эффективного корпоративного управления, предпосылки эффективного банковского надзора жизненно важны, однако часто остаются вне сферы и правовых полномочий банковского надзорного органа.
*(10) Дальнейшие рекомендации в отношении государства, выступающего в роли собственника, можно найти в OECD Guidelines on Corporate Governance of State-owned Enterprises, October 2005.
*(11) Данное положение не относится к членам советов директоров, которые одновременно являются сотрудниками банка (например, менеджеры высшего звена).
*(12) Определение слагаемых "независимости" директоров различается в зависимости от правовых систем и часто отражается в требованиях биржи по листингу и стандартах надзорных органов. Основной характеристикой независимости является способность принимать разумное суждение после добросовестного рассмотрения всей значимой информации и взглядов, не принимая во внимание ненадлежащее влияние руководства или внешних интересов. Степень, в которой надзорный орган устанавливает строгие тесты в отношении независимости или отсутствия независимости директоров банка, может зависеть частично от того, в какой мере та или иная сторона (стороны), находящаяся в особом положении, может влиять на ситуацию в банке.
*(13) В некоторых юрисдикциях внешний аудитор назначается непосредственно акционерами.
*(14) Хотя ряд банковских организаций занимается деятельностью, относящейся к так называемой корпоративной социальной ответственности, в настоящем руководстве в принципе не ставится цель, чтобы ссылки на ценности, кодексы поведения или этические стандарты относились к такого рода деятельности.
*(15) Это не исключает возможности для банков применять методы ценообразования, основанного на риске, при таком кредитовании сотрудников банка.
*(16) Отчеты об обычном кредитовании сотрудников банка могут предоставляться, например, на агрегированной основе или основываться на критерии существенности информации, утвержденного надзорным органом.
*(17) Поскольку проблемы и принципы, которые обсуждаются в данном документе, важны для банковских групп, надзорный орган регулируемых банковских холдинговых компаний примет во внимание данные соображения при осуществлении надзора за банковскими холдинговыми компаниями в соответствии с национальной правовой базой и нормативами и стандартами надзорного органа для ведения надзора за банковскими холдинговыми компаниями.
*(18) Если банк входит в нефинансовую группу, то особенно важно, чтобы рамочная система управления банка учитывала и полностью несла ответственность за то, чтобы банк управлялся безопасно и надежно. В случаях, когда проводятся сделки между банком и другими структурами группы, такие сделки должны соответствовать пруденциальной политике совета директоров, принципу прозрачности и "вытянутой руки". Низкокачественные сделки с другими структурами, входящими в группу (т.е. в случаях, когда текущая истинная стоимость и платежеспособность контрагента является сомнительной), либо сделки, цель которых не ясна, не должны иметь места. В максимально возможной степени банк должен функционировать как отдельная, самостоятельная структура в рамках нефинансовой группы.
*(19) См. Outsourcing in Financial Services, The Joint Forum, февраль 2005 г.
*(20) См. Framework for Internal Control systems in Banking Organizations.
*(21) См. Internal Audit in Banks and the Supervisor's Relationship with Auditors, Базельский комитет по банковскому надзору, август 2001 г.
*(22) См. The Relationship Between Supervisors and Bank's External Auditors, Базельский комитет по банковскому надзору, январь 2002 г.
*(23) Например, Международная федерация бухгалтеров "Этический кодекс профессиональных бухгалтеров".
*(24) Главный аудитор является ответственным за выражение мнения аудиторов по финансовым отчетам группы компаний. Он может привлекать к работе других аудиторов.
*(25) См. Compliance and Compliance Function in Banks, Базельский комитет по банковскому надзору, апрель 2005 г. В вышеназванном документе отмечается, что выражение "система соблюдения законов, нормативов и стандартов" (compliance function) используется для описания штатных сотрудников, выполняющих соответствующие функции, и не ставит целью предписать создание какой-либо специальной организационной структуры.
*(26) См. Enhancing Bank Transparency, Базельский комитет по банковскому надзору, сентябрь 1998 г.
*(27) Обсуждение темы прозрачности не направлено на создание нового режима раскрытия информации, сравнимого с теми, которые установлены в национальных или международных стандартах финансовой отчетности, и должно восприниматься как дополнение к конкретным правилам раскрытия информации, которые требуется выполнять банкам, принявшим Базельское соглашение II.
*(28) Если даже информация о бенефициарах не известна банку или не раскрывается публично, то такая информация должна быть доступна регулятору и органам правоприменения, а также она может быть получена в ходе судебного производства.
*(29) В качестве деятельности, направленной на улучшение стандартов, Международный комитет по стандартам финансовой отчетности (IASB) пересмотрел стандарт по сделкам между связанными сторонами. Данный стандарт концентрирует внимание на более четком определении связанных сторон и более подробном раскрытии информации о таких сделках, для того чтобы показать пользователю последствия сделок со связанными сторонами для финансовых результатов предприятия. Более подробно см. Международный стандарт финансовой отчетности 24 IASB, Раскрытие информации о сделках со связанными сторонами (Related Party Disclosures).
*(30) В некоторых юрисдикциях банкам предъявляется требование представить лишь неполные или сокращенные финансовые отчеты. Это может ограничить раскрытие информации, исключив таким образом значимые пояснения к финансовому отчету, а также раскрытие информации по более значимым качественным вопросам, таким образом, препятствуя прозрачности и рыночной дисциплине.
*(31) Такие юрисдикции включают офшорные финансовые центры и страны, в которых отсутствует прозрачность и слабо работают механизмы правоприменения, что еще больше усугубляет ситуацию и мешает эффективному управлению и надзору.
*(32) См. Customer Due Diligence for Banks, Базельский комитет по банковскому надзору, октябрь 2001 г.
*(33) Это соответствует положениям "Principles for the Supervision of Banks' "foreign establishments"" (также документ, известный как Базельский конкордат). Базельский комитет по банковскому надзору, май 1983 г., а также последующие документы Базельского комитета по сотрудничеству между надзорными органами и надзорными органами принимающего и иностранного государства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540