г. Саратов |
Дело N А-57-2993/2008-39 |
резолютивная часть постановления оглашена 20 ноября 2008 года.
в полном объеме постановление изготовлено 21 ноября 2008 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Клочковой Н.А., судей - Агибаловой Г.И., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Судаковой Н.А.
при участии в заседании представителей сторон:
от истца, ФГУ ДЭП N 331, г. Саратов - Ефремов А.В., по доверенности от 01.04.2008;
от ответчика, Министерства финансов Саратовской области, г. Саратов - Петров М.В., по доверенности N 08-03-01/3 от 29.12.2007г.,
от ответчика, Комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской области, г. Саратов - Яковлева М.Ю., по доверенности N 1006 от 20.05.2008г.,
от третьего лица, ООО КБ "Партнербанк", г. Саратов, - не явился, извещен,
от третьего лица, Джалавян Г.Д. - не явился, извещен,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по иску ФГУ ДЭП N 331, г. Саратов,
к Комитету по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской области, г. Саратов,
Министерству финансов Саратовской области, г. Саратов,
Третьи лица: ООО КБ "Партнербанк", г. Саратов,
Джалавян Г.Д.
О взыскании убытков в размере 3 761 066,49 руб.,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось ФГУ ДЭП N 331, г. Саратов, с иском к Министерству финансов Саратовской области, г. Саратов, и Комитету по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской области, г. Саратов, о взыскании с казны Саратовской области в лице соответствующего органа возмещения причиненного преступлением реального ущерба в сумме 3 761 066 руб. 49 коп.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 11 июня 2008 года исковые требования удовлетворены частично, с ответчика Комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской области, г. Саратов, взысканы убытки в размере 3 761 066 руб. 49 коп. В иске к Министерству финансов Саратовской области, г. Саратов, отказано.
Комитет по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской области, не согласившись решением арбитражного суда Саратовской области, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Саратовской области от 11 июня 2008 года отменить, принять по делу новый судебный акт.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2008 года решение арбитражного суда Саратовской области от 11 июня 2008 года отменено по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Джалавян Г.Д. Дело рассматривается по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, что не является препятствием к рассмотрению дела по существу в силу пункта 3 статьи 156, пункта 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме. Представители ответчиков с требованиями истца не согласились.
Материалами дела установлено, что 7 октября 2002 года Межрайонной инспекцией Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 7 по Саратовской области был зарегистрирован устав федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия N 331. Согласно пункту 1.1 настоящая новая редакция устава государственного предприятия "Советский дорожный участок" разработана в целях приведения учредительных документов в соответствие с нормами действующего законодательства Российской Федерации и в связи с переименованием его в Федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационное предприятие N 331 согласно приказу Российского дорожного агентства от 16.02.2000 N 77. Государственное предприятие "Советский дорожный участок" создано на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 12.11.1992 N 595-р и зарегистрировано решением малого Совета Советского райсовета Саратовской области от 24.12.1992 N 116. В соответствии с пунктом 1.4 устава предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства транспорта Российской Федерации. Согласно пункту 4.8 устава контроль за произведенной, хозяйственной и финансовой деятельностью предприятия осуществляется органом исполнительной власти или государственными учреждениями им уполномоченными, иными федеральными органами в пределах их компетенции, определенной действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.
Постановление Губернатора Саратовской области от 11 апреля 1997 г. N 299 "Вопросы комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог при Правительстве Саратовской области" утверждено Положение о комитете по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог при Правительстве Саратовской области. Согласно пункту 1.1 указанного положения комитет по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог при Правительстве Саратовской области, именуемый в дальнейшем Комитет, является органом исполнительной государственной власти и образуется постановлением Губернатора Саратовской области. В соответствии с пунктом 2.1 положения основными задачами Комитета являются: организация устойчивого функционирования дорожного комплекса области; оказание методической, консультационной и организационной помощи подведомственным предприятиям и организациям, органам местного самоуправления по вопросам, относящимся к компетенции Комитета. Согласно пункту 2.2 положения в соответствии с возложенными задачами Комитет обеспечивает координацию деятельности дорожных и мостовых предприятий и организаций дорожного комплекса области, оказание содействия в развитии их производственных баз и техническом переоснащении. В соответствии с пунктом 2.5 положения комитет имеет право созывать и проводить совещания по вопросам, относящимся к компетенции Комитета. Согласно пункту 3.3 положения председатель Комитета в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации назначает и освобождает от должности, при согласовании с комитетом по управлению имуществом области, руководителей государственных дорожных и мостовых предприятий и организаций дорожного комплекса области.
Постановлением губернатора Саратовской области от 01 июня 2001 г. N 132 Министром Саратовской области - Председателем комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог при Правительстве Саратовской области был назначен Джалавян Г.Д.
30.08.2002 Постановлением губернатора Саратовской области N 242 Джалавян Г.Д. в порядке перевода был переведен на должность министра транспорта и дорожного строительства Саратовской области.
Постановлением Губернатора Саратовской области от 30 сентября 2002 г. N 236 "О структуре органов исполнительной власти Саратовской области" утверждена реорганизация путем слияния: министерства транспорта и связи Саратовской области и комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог при Правительстве Саратовской области в министерство транспорта и дорожного строительства Саратовской области.
Постановлением Губернатора Саратовской области от 6 ноября 2002 г. N 282 создан при министерстве транспорта и дорожного строительства Саратовской области комитет по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог при министерстве транспорта и дорожного строительства Саратовской области. Кроме того, утверждены положения, структуры министерства транспорта и дорожного строительства Саратовской области и комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог при министерстве транспорта и дорожного строительства Саратовской области.
26.08.2004 Постановлением губернатора Саратовской области N 216 Джалавян Г.Д. был освобожден от должности министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
Джалавян Г.Д. в период с 01.06.2001 по 26.08.2004 занимал должность, установленную Уставом субъекта РФ для непосредственного исполнения полномочий государственного органа, то есть государственную должность субъекта РФ, являлся должностным лицом, постоянно выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственном органе исполнительной власти.
В указанный период времени Джалавян Г.Д. умышленно создал условия, при которых ГП "Советский" (его правопреемник ФГУ ДЭП N 331) вынуждено было кредитоваться в ООО КБ "Партнербанк" на очевидно не выгодных условиях под 50% годовых на основании 22 кредитных договоров, уплатив при этом банку за пользование кредитом процентов в сумме 3 761 066 руб. 49 коп.
Приговором Октябрьского районного суда г. Саратова от 28.06.2007 Джалавян Г.Д. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 285 Уголовного Кодекса РФ. Вина осужденного и квалификация содеянного подтверждена кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Саратовского областного суда от 04.10.2007.
Учитывая указанные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Ответственность за убытки, причиненные вследствие неправомерных действий наступает при наличии следующих условий:
а) противоправность поведения причинителя вреда;
б) наступление вреда;
в) причинную связь между двумя первыми элементами;
г) вину причинителя вреда.
При этом обязанность доказывания наличия первых трех условий возложена на истца. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Удовлетворение исковых требований о взыскании убытков возможно при доказанности совокупности вышеуказанных условий.
Рассматривая вопрос о противоправности поведения причинителя вреда, а именно министерства финансов Саратовской области и комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской области, суд приходит к выводу о наличии противоправного поведения со стороны должностного лица комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской облает, данный факт подтверждается следующими доказательствами.
Постановлением губернатора Саратовской области от 1 июня 2001 г. N 132 Министром Саратовской области - Председателем комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог при Правительстве Саратовской области был назначен Джалавян Г.Д.
Согласно статье 8 постановления Губернатора Саратовской области от 6 ноября 2002 г. N 282 "Вопросы министерства транспорта и дорожного строительства Саратовской области" министерство выполняет следующие функции: рассматривает и утверждает уставы государственных предприятий, заключает трудовые контракты с руководителями подведомственных государственных предприятий; организует проведение инспекционных проверок подведомственных предприятий; проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий транспортного и дорожного комплексов области, участвует в подготовке и реализации мер по обеспечению их финансовой устойчивости и предупреждению банкротства.
В соответствии со статьей 9 указанного постановления министерство для обеспечения выполнения вышеуказанных задач и функций имеет право осуществлять контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями, предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в транспортном и дорожном комплексах, действующего законодательства, требований по безопасности движения, правил техники безопасности, экологических норм.
Кроме того, постановлением Губернатора Саратовской области от 6 ноября 2002 г. N 282 "Вопросы министерства транспорта и дорожного строительства Саратовской области" утверждено положение о комитете по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог при министерстве транспорта и дорожного строительства Саратовской области.
Согласно статье 1.1 Положения комитет по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог при министерстве транспорта и дорожного строительства Саратовской области (далее - Комитет) является органом исполнительной государственной власти и образуется Постановлением Губернатора Саратовской области при министерстве транспорта и дорожного строительства Саратовской области.
В соответствии со статьей 2.2 Положения в соответствии с возложенными задачами Комитет обеспечивает координацию деятельности дорожных и мостовых предприятий и организаций дорожного комплекса области, оказание содействия в развитии их производственных баз и техническом переоснащении.
Согласно статье 3.3 Положения председатель Комитета в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации заключает контракты (договоры) с предприятиями, организациями и отдельными гражданами; назначает и освобождает от должности, при согласовании с комитетом по управлению имуществом области, руководителей государственных дорожных и мостовых предприятий и организаций дорожного комплекса области.
Таким образом судом установлено, что Джалавян Г.Д. в период с 01.06.2001 по 26.08.2004 занимал должность, установленную Уставом субъекта РФ для непосредственного исполнения полномочий государственного органа, то есть государственную должность субъекта РФ, являлся должностным лицом, постоянно выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственном органе исполнительной власти.
Согласно части 4 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом.
Приговором Октябрьского районного суда г. Саратова от 28.06.2007 были установлены следующие обстоятельства: "В декабре 2001 г. Джалавян Г.Д., будучи министром Саратовской области - председателем Комитета по ДТС и ЭД, а затем министром транспорта и дорожного (строительства) хозяйства Саратовской области, то есть занимая государственную должность субъекта РФ, достоверно зная, что 7 декабря 2001 г. в соответствии с решением общего собрания участников КБ "Партнербанк" ООО, участниками данного банка стали его близкие родственники и близкие лица: родной брат Джалавян Гэгам Джавалович, родной дядя Симонян Джангир Клямалович, двоюродные племянники - Джаловян Норайр Сержикович и Симонян Мхитар Жораевич, преследуя личную заинтересованность, направленную на создание благоприятных условий для получения дополнительной прибыли КБ "Партнербанк" ООО и участников указанного банка, злоупотребляя должностными полномочиями, использовал свои служебные полномочия вопреки интересам службы ".
"В январе 2002 года, точная дата не установлена, в ходе совещания, проводимого с руководителями государственных дорожных предприятий Саратовской области в помещении Комитета по ДТС и ЭД по адресу: г. Саратов, ул. Вольская, 20, Джалавян Г.Д., действуя в рамках прав, предоставленных Положением о Комитете ДТС и ЭД N 299 от 11 апреля 1997 г., дал устное указание открыть расчетные счета в КБ "Партнербанк" ООО и на заведомо невыгодных условиях кредитоваться в КБ "Партнербанк" ООО под 50 % годовых руководителям государственных дорожных предприятий Саратовской области. При этом Джалавян Г.Д. осознавал, что дорожные предприятия Саратовской области находятся в экономической зависимости от него, как от руководителя исполнительного органа государственной власти, уполномоченного проводить политику в транспортном и дорожном комплексах области, и использовал свои служебные полномочия вопреки интересам службы, понимая, что дорожные предприятия Саратовской области лишены реальной возможности выполнить условия заключенных контрактов без соответствующего финансирования со стороны Комитета по ДТС и ЭД, и что средневзвешенная процентная ставка в коммерческих банках Саратовской области (без учета КБ "Партнербанк" ООО) составляет 23,6%.
Таким образом, Джлавян Г.Д. дал указания присутствующим на совещании лицам, в том числе директору ГП "Красноармейское ДРСУ" (в последствии переименованного в ФГУ ДЭП N 297) г. Красноармейска Саратовской области Кабанову Н.А."
"Джлавян Г.Д., занимая государственную должность субъекта Российской Федерации, совершил действия в пределах своей компетенции, но по своему содержанию противоречащие целям и задачам, ради достижения которых функционировал исполнительный орган государственной власти - Комитет по ДТС и ЭД, чем умышленно подорвал авторитет органа власти. При этом Джлавян Г.Д. преследовал иную личную заинтересованность, выразившуюся в совершении неправомерных действий с целью обогащения и развития КБ "Партнербанк" ООО за счет средств бюджета, а следовательно получения имущественных выгод близким родственникам и близким лицами, которые являются учредителями указанного банка: родным братом - Джалавяном Гэгамом Джалаловичем, родным дядей - Симоняном Джангиром Кямаловичем, мужем племянницы - Шелунцем Агаси Павликовичем, двоюродными племянниками - Джалавяном Норайром Сержиковичем и Санамяном Мхитаром Жораевичем. В результате злоупотребления должностными полномочиями Джалавян Г.Д. государственные дорожные предприятия Саратовской области не имели средств на приобретение строительных материалов, выплату зарплаты, чем существенного были нарушены охраняемые законом интересы общества, т.е. основные конституционные права и законные интересы граждан, выразившиеся в нарушении ст. 37 Конституции РФ, предусматривающей, что "каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации".
"Руководители государственных дорожных предприятий Саратовской области восприняли указания Джлавяна Г.Д. об открытии расчетных счетов и кредитовании в КБ "Партнербанк" ООО обязательными к исполнению, как поступившие от представителя власти, от которого зависти финансирование дорожных предприятий области со стороны Комитета по ДТС и ЭД. По указанной причине они вынуждены были принять его условия, открыть расчетные счета и заключать договоры кредитования в КБ "Партнербанк" на крайне невыгодных для них условиях под 50% годовых, с предоставлением в качестве залога имущества, находящегося у них на праве хозяйственного ведения, без согласования с собственником имущества и в нарушении ч. 2 ст. 24 Федерального закона N 161-ФЗ от 14 ноября 2002 года "О государственных муниципальных унитарных предприятиях", в соответствии с которой, унитарное предприятие вправе осуществлять заимствования только по согласованию с собственником имущества унитарного предприятия, объема и направлений использования привлекаемых средств".
"Джлавян Г.Д., осуществляя права и обязанности, которыми наделен в силу занимаемой должности, но, используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы, достоверно зная от сотрудников КБ "Партнербанк" ООО об открытии расчетных счетов и кредитовании государственных дорожных предприятий Саратовской области в указанном банке, осуществлял расчеты с государственными дорожными предприятиями Саратовской области, руководствуясь не условиями, зафиксированными в государственных контрактах, не очередностью погашения задолженности по выполненным государственным контрактам, а наличием кредитного договора с КБ "Партнербанк" ООО и сроком погашения предприятиям кредитов по данным договорам, о чем давал соответствующие указания заместителю главного бухгалтера Федоровой Т.И. Денежные средства, поступающие на расчетные счета государственных дорожных предприятий Саратовской области в соответствии с заключенными контрактами и актами выполненных работ, по указанию Джлавяна Г.Д. перечислялись в КБ "Партнербанк" ООО в качестве погашения кредитов и процентных ставок по ним".
"Итого за период 2001-2004 годов ФГУ ДЭП Саратовской области получено в КБ "Партнербанк" ООО кредитов на общую сумму 571 205 580 рублей под 50% годовых и уплачено при этом банку за пользование кредитами процентов на общую сумму 114 358 542 рубля 13 копеек".
"Вследствие умышленных действий Джлавяна Г.Д. указанная сумма денег в размере 114 358 542 рубля 13 копеек не пошла на содержание, ремонт и строительство автодорог Саратовской области, развитие дорожной отрасли области.
Таким образом Джлавян Г.Д., будучи министром Саратовской области -председателем комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог при Правительстве Саратовской области, а затем при министерстве транспорта дорожного (строительства) хозяйства Саратовской области, министром транспорта и дорожного (строительства) хозяйства Саратовской области, занимая государственную должность субъекта Российской Федерации, использовал свои служебные полномочия вопреки интересам службы, из иной личной заинтересованности умышленно создал условия, при которых государственные дорожные предприятия Саратовской облает вынуждены были кредитоваться в КБ "Партнербанк" ООО на очевидно невыгодных условиях под 50% годовых, то есть существенно нарушило охраняемые законом интересы общества, права и законные интересы граждан, дорожных предприятий, подорвало авторитет исполнительного органа государственной власти, привело к сокращению доходов, оборотных средств предприятий, причинения государственным дорожным предприятием Саратовской области материального ущерба в сумме 114 358 542 рубля 13 копеек".
"Анализ совокупности достоверных доказательств позволяет сделать объективный вывод о следующем:
Во всех районах Саратовской области работы по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог проводили, в том числе и государственные дорожные предприятия.
Деятельность государственных дорожных предприятий области целиком и полностью находилась в зависимости от Комитета по ДТС и ЭД, поскольку она осуществлялась на основе заключенных с комитетом контрактов, а сам комитет являлся распорядителем денежных средств выделенных бюджетом области на дорожное хозяйство. Контракты предусматривали авансирование до 30% от стоимости работ на приобретение материалов, ГСМ, ремонт дорожной техники и т.п., необходимых для начала работ. Последующая оплата проводилась Комитетом по ДТС и ЭД на основании ежемесячных данных предприятий о выполненных объемах работ.
До назначения на должность министра-председателя Комитета по ДТС и ЭД, Джлавян Г.Д. работал директором дорожного предприятия - Балтайского ХДСУ и знал о порядке заключения контрактов, авансирования и оплате за выполненные объемы работ, а также о состоянии дорожной отрасли в целом.
После назначения на должность Джлавяну Г.Д. стало известно, что из-за задолженности по налогам, образовавшейся в результате работы предприятий по ДНО, расчетные счета дорожных предприятий были заблокированы налоговыми инспекциями и судебными приставами. В связи чем, оплата Комитетом по ДТС и ЭД за выполненные работы производилась путем перечисления денежных средств на расчетные счета третьих лиц по письмам директоров предприятий.
Джлавяну Г.Д. было известно, что перечисление денежных средств на счета третьих лиц способствует дорожным предприятиям уклоняться от уплаты налогов, что является незаконным, также о том, что ДНО на территории Саратовской области отменяются с 2002 года, и дорожные предприятия должны работать только с использованием своего расчетного счета в банке.
При этом проводимая Джлавяном Г.Д. политика руководства характеризовалась в тот период времени единоначалием и культом его личности. Какие-либо возражения на его действия и решения, как со стороны сотрудников Комитета по ДТС и ЭД, так и со стороны директоров дорожных предприятий, не принимались. Для лиц, не довольных методами его руководства, Джлавян Г.Д. создавал препятствия в нормальной работе, что вынуждало данных лиц увольняться. На места уволенных директоров предприятий Джлавян Г.Д. либо по его указанию назначались его родственники и знакомые ему лица, порой не имеющие никакого отношения к дорожному хозяйству, но беспрекословно выполняющие все его распоряжения и указания. При этом наиболее близкие к Джлавяну Г.Д. лица, назначались на должности директоров предприятий районов, на которых располагались крупные дорожные объекты, в том числе и федерального значения.
Также Джлавяну Г.Д. было известно, что в декабре 2001 года в г. Ершове Саратовской области сменились учредители КБ "Партнербанк" ООО, и учредителями банка стали его родной брат, родной дядя и другие известные ему лица.
В этот момент у Джлавяна Г. Д. возник преступный умысел на злоупотребление предоставленными ему должностными полномочиями из иной личной заинтересованности.
Желая улучшить финансовое состояние банка, одним из учредителей и председателем совета директоров которого является его родной брат, Джлавян Г.Д. дал указание директорам дорожных предприятий об открытии расчетных счетов в КБ "Партнербанк" ООО, которое было неукоснительно исполнено. Те предприятия, которые не открывали расчетные счета в этом банке, Джлавян Г.Д. не финансировал надлежащим образом и вынуждал подчиниться своей воле. После чего, также используя рычаги финансирования, а именно, при планомерном и достаточно полном наполнении бюджета Комитета по ДТС и ЭД, финансируя предприятия избирательно и нерегулярно, не авансируя начало работ в полном объеме, Джлавян Г.Д. вынудил дорожные предприятия кредитоваться в КБ "Партнербанк" ООО под высокие, не выгодные проценты -50% годовых. При этом в других банках дорожные предприятия кредитоваться не могли, поскольку имели федеральное имущество, а также долги по налогам.
В последующем финансирование дорожных предприятий зависело от наличия кредитных договоров с банком. Денежные средства, выделяемые Комитетом по ДТС и ЭД шли на погашение кредиторов и процентов по ним, в связи с чем, предприятия вновь были вынуждены кредитоваться в банке.
До прихода Джлавяна Г.Д. к руководству Комитетом по ДТС и ЭД государственные дорожные предприятия кредитные средства не привлекались. После увольнения Джлавяна Г.Д. с должности, предприятия прекратили брать кредиты в КБ "Партнербанк" ООО.
Таким образом, суммы выплаченных КБ "Партнербанк" ООО процентов за пользование кредитами не пошли на дорожное хозяйство области и составляют размер ущерба, причиненного преступлением, совершенного Джлавяном Г.Д.
Злоупотребление подсудимым должностными полномочиями повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, выразившееся в причинении предприятиями материального ущерба в размере 114 385 542 рубля 13 копеек, которые не пошли на развитие автомобильных дорог области, способствовали образованию задолженности на предприятиях по заработной плате большому количеству работников, т.е. нарушению их конституционных прав на труд и его оплату".
"Судом установлено, что выплаченные банку проценты за пользование кредитами составляют размер причиненного преступлением дорожным предприятием материального ущерба и на данную сумму сократились доходы дорожных предприятий".
Таким образом, приговором Октябрьского районного суда г. Саратова от 28.06.2007, оставленного в силе кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Саратовского областного суда от 04.10.2007, установлены обстоятельства, подтверждающие противоправное поведение Джалавяна Г.Д., как должностного лица, постоянно выполняющего организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственном органе исполнительной власти, которые не подлежат доказыванию в рамках данного дела.
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственно власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ в случаях и порядке, предусмотренных Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а так же юридические лица и граждане.
Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:
1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Бюджетного кодекса РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Подпунктом 4 части 2 статьи 2 Закона Саратовской области от 16 января 2008 года N 3-ЗСО "О бюджетном процессе в Саратовской области" предусмотрено, что законом области об областном бюджете на очередной финансовый год устанавливается перечень главных распорядителей средств областного бюджета и распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов областного бюджета.
В соответствии с Законом Саратовской области от 5 декабря 2007 года N 294 ЗСО "Об областном бюджете на 2008 год" главными распорядителями средств областного бюджета Саратовской области среди прочих являются и Министерство финансов Саратовской области (код 005) и Комитет по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской области (код 012).
Постановлением Правительства Саратовской области "Вопросы комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской области" утверждены положения, структура и штатная численность комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской области, а так же признаны утратившими силу приложения N 4, 5, 6 к Постановлению Правительства Саратовской области от 14 мая 2005 г. N 174-П "Вопросы министерства транспорта и дорожного развития Саратовской области".
Согласно Положению о комитете по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской области, комитет по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской области (далее - Комитет) является органом исполнительной власти Саратовской области. Комитет является правопреемником комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог при министерстве транспорта и дорожного развития Саратовской области.
В соответствии с правовой позицией, высказанной Пленумом Высшего Арбитражного суда РФ в постановлении N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ", судам рекомендовано учитывать, что в том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
Учитывая ведомственную структуру расходов областного бюджета, а также тот факт, что убытки вытекают из правоотношений, связанных с деятельностью предприятий дорожного хозяйства, подконтрольных комитету по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской области, последний и является главным распорядителем средств областного бюджет Саратовской области по ведомственной принадлежности и выступает от имени субъекта Российской Федерации по данному иску.
В качестве доказательства наступления вреда у Федерального государственного унитарного дорожно-эксплуатационного предприятия N 331, последний представил кредитные договоры N538 от 25.01.2002, N552 от 18.02.2002, N563 от 07.03.2002, N573 от 26.03.2002, N588 от 24.04.2002, N605 от 20.05.2002, N647 от 03.07.2002, N680 от 27.08.2002, N692 от 13.09.2002, N689 от 11.09.2002, N738 от 03.10.2002, N773 от 29.10.2002, N792 от 11.11.2002, N950 от 17.01.2003, N997 от 04.03.2003, N1174 от 14.05.2003, N1339 от 12.08.2003, N1350 от 15.08.2003, N1384 от 20.08.2003, N1444 от 08.09.2002, N1461 от 12.09.2003, N1672 от 12.03.2004, заключенные между ГП "Советский" (его правопреемник ФГУ ДЭП N 331) и ООО КБ "Партнербанк", а так же платежные поручения о произведенных выплатах по полученным кредитам.
Размер причиненных убытков подтверждается приговором Октябрьского районного суда г. Саратова от 28.06.2007, в соответствии с которым проценты за пользование кредитом составили 3 761 066 руб. 49 коп.
Причинная связь между противоправным действием (бездействием) причинителя вреда и наступившим вредом является обязательным условием деликтной ответственности и выражается в том, что первое предшествует второму во времени, первое порождает второе.
Представленными материалами установлено, что должностное лицо Джалавян Г.Д. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 285 Уголовного Кодекса РФ, следовательно, произведенные указания в отношении ФГУ ДЭП Саратовской области по заключению кредитных договоров являлись противоправными и именно в результате заключенных договор ФГУ ДЭП Саратовской области вынуждены были производить погашения завышенных процентов, что свидетельствует о прямой причинной связи между незаконными действиями и наступившими последствиями.
Суд считает, что истец представил надлежащие доказательства, подтверждающие наличие всех трех элементов, образующих состав правонарушения, влекущего за собой привлечение к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков.
Вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ ответчиком доказательств отсутствия вины представлено не было.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению в части взыскания с казны Саратовской области в лице комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской области, являющегося главным распорядителем средств областного бюджета Саратовской области, убытков в размере 3 761 066 руб. 49 коп., что подтверждается доказательствами, представленными истцом. В отношении Министерства финансов Саратовской области в иске следует отказать.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Взыскать с субъекта Российской Федерации - Саратовской области в лице Комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской области, г. Саратов, за счет казны Саратовской области в пользу федерального государственного унитарного дорожно-эксплуатационного предприятия N 331, г. Саратов, убытки в размере 3 761 066 руб. 49 коп. в счет возмещения причиненного преступлением реального ущерба.
В иске к Министерству финансов Саратовской области отказать.
Направить копии постановления арбитражного суда апелляционной инстанции лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н А. Клочкова |
Судьи |
Г.И. Агибалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-2993/08
Истец: ФГУ ДЭП N331
Ответчик: Министерство финансов Саратовской области, Комитет по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской области
Третье лицо: ООО КБ "Партнербанк", Джалавян Геворг Джалалович
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2008 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4929/2008