г. Санкт-Петербург |
|
04 апреля 2011 г. |
Дело N А56-43147/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Л.В. Зотеевой, И.Б. Лопато
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А. Алыбиной
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 13АП-2500/2011)
ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2010
по делу N А56-43147/2010 (судья М.В. Трохова), принятое
по иску (заявлению) ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области
к ООО " Росар "
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от истца (заявителя): представителя О.В. Павловой (доверенность от 17.01.11 N 03-18/00301)
от ответчика (должника): не явился (уведомлен)
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Росар" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда первой инстанции от 09.08.2010 заявление было возвращено в порядке пункта 1 части 1, части 2 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) на основании вывода суда о неподсудности дела Арбитражному суду города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Постановлением от 05.10.2010 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд отменил указанное определение суда и направил вопрос и принятии к производству заявления Инспекции на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 16.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения решения судом первой инстанции.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда от 16.12.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Инспекцией соблюден срок направления заявления о привлечении Общества к административной ответственности, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности истек не по вине налогового органа. С учетом изложенного заявление налогового органа подлежит удовлетворению.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направило. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ООО "Росар".
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании поручения N 20 от 22.06.2010 сотрудниками Инспекции проведена проверка деятельности структурного подразделения ООО "Росар", поставленного на налоговый учет по месту нахождения в ИФНС России по Лужскому району.
В ходе проверки установлено, что ООО "Росар" (юридический адрес г. Москва, ул. Плеханова, 15) осуществляет деятельность по проведению Всероссийской негосударственной бестиражной денежно-вещевой лотереи "Аладдин" по месту нахождения структурного подразделения по адресу: Ленинградская область, Лужский район, пос. Оредеж, ул. Карла Маркса, д.13а.
При проведении осмотра помещения установлено, что в данном помещении находится специальное электронное оборудование в количестве 8 штук, на котором производится розыгрыш. Игровое оборудование не имеет купюроприемников, на аппаратах имеются кнопки для проведения игры, а также поддоны для выигрышных монет. Все аппараты находятся в рабочем состоянии. В помещении обнаружены лотерейные билеты в количестве 138 штук (протокол осмотра от 22.06.2010 - л.д.43-45).
По результатам проверки составлен акт проверки от 21.07.2010, согласно которому лотерея "Алладин" проводится с нарушением ее Условий, а также требований Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ (далее - Закон N 138-ФЗ).
22.07.2010 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Налоговый орган пришел к выводу о том, что Обществом осуществляется деятельность по проведению негосударственной бестиражной денежно-вещевой лотереи с нарушением Условий, предусмотренных нормами Закона N 138-ФЗ, и Условий проведения данной лотереи, утвержденных генеральным директором ООО "Росар", на основании которых было выдано разрешение от 14.11.2006 N 253 на проведение лотереи (л.д.27-31).
В порядке статьи 23.1 КоАП РФ Инспекция обратилась в суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией.
Отказывая в удовлетворении заявления Инспекции, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, однако указал на пропуск срока давности привлечения Общества к административной ответственности, в связи с чем отказал налоговому органу в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав позицию Инспекции, считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене на основании следующего.
Деятельность по организации и проведению лотереи регулируется Законом N138-ФЗ.
Согласно пунктам 1, 2 и 8 статьи 2 Закона N 138-ФЗ лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи; выигрыш - часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи; проведение лотереи - это осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
Бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет (пункт 2 статьи 3 Закона N 138-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 19-ФЗ розыгрыш призового фонда бестиражной лотереи состоит в:
1) выявлении нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков или знаков;
2) сопоставлении выявленной участником бестиражной лотереи информации, указанной в пункте 1 настоящей части, с условиями бестиражной лотереи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 138-ФЗ условия лотереи включают в себя, в том числе порядок и сроки получения выигрышей, в том числе по истечении этих сроков, а также сроки проведения экспертизы выигрышных лотерейных билетов, порядок изготовления и реализации лотерейных билетов (порядок определения и регистрации лотерейных ставок), порядок проведения розыгрыша призового фонда лотереи, алгоритм определения выигрышей.
Общество осуществляет деятельность по проведению всероссийской негосударственной бестиражной денежно-вещевой лотереи "Аладдин" на основании Разрешения от 14.11.2006 N 253, выданного Федеральной налоговой службы, со сроком действия с 14.11.2006 по 13.11.2011 (л.д.73).
В материалы дела представлены Условия проведения лотереи, утвержденные генеральным директором Общества 06.09.2006 (далее - Условия) (л.д.49-72).
Согласно пункту 5.1 раздела 5 Условий участником лотереи является лицо, которое приобрело лотерейный билет и обладает правом на участие в розыгрыше призового фонда лотереи.
Согласно пункту 2.2 Раздела 2 Условий лотерея основана на принципе определения выигрыша непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и выявления нанесенных на лотерейный билет бестиражного вида скрытых надписей, рисунков или знаков, напечатанных в игровых полях.
В соответствии с пунктом 8.8. раздела 8 Условий при проведении лотереи не используется специальное оборудование для проведения тиража выигрышей. Информация о выигрыше содержится непосредственно на лотерейном билете и наносится при изготовлении лотерейных билетов.
Согласно пункту 10.1 раздела 10 Условий процесс движения лотерейных билетов от их производства до уничтожения нераспространенных билетов, а также процесс выплаты выигрышей, хранения билетов, по которым выплачены выигрыши, подлежит строгому учету.
Срок распространения каждой серии билетов устанавливается организатором лотереи (пункт 3.5 раздела 3 Условий).
В соответствии с пунктом 9.1 раздела 9 Условий выигрышный билет может быть предъявлен для получения выигрыша и проведения экспертизы билета в течение срока распространения билетов, установленного для данной серии. По его окончании выигрышные билеты принимаются к оплате в течение шести месяцев с момента объявления об этом в СМИ.
Согласно пункту 2.4 раздела 2 Условий минимальный денежный выигрыш предусмотрен в размере 5000 руб.
Как установлено Инспекцией в ходе проверки и подтверждается материалами дела (протокол осмотра от 22.06.2010, протокол опроса в качестве свидетеля администратора ООО "Росар" Мазина К.С. (л.д.46а-46), актом проверки от 21.07.2010, протоколом об административном правонарушении от 22.07.2010 N 5), лотерея проводится Обществом с существенными нарушениями вышеперечисленных пунктов Условий и требований пункта 2 статьи 3, статьи 19, пункта 2 статьи 8 Закона N 138-ФЗ, а именно:
- в ходе проведения лотереи организатором лотереи не произведена реализация лотерейных билетов;
- применялось специальное оборудование;
- отсутствуют документы по учету полученных и реализованных билетов, а также процесса выигрышей и хранения лотерейных билетов, по которым выплачены выигрыши;
- ни в лотерейном клубе, ни на билетах не содержится информации о сроках распространения билетов каждой серии и наименовании информационного издания, в котором объявляется окончание срока реализации;
-минимальный размер денежного выигрыша составляет 100 руб., фактически денежные выигрыши клиентам выплачиваются сразу администратором ООО "Росар", без проведения соответствующей экспертизы.
Как следует из протокола опроса работника общества Мазина К.С., для участия в лотерее посетители клуба приобретают лотерейный билет, после чего на сумму купленных лотерейных билетов выставляется кредит на игровое оборудование. Посетитель может вскрывать, а может и не вскрывать лотерейные билеты. В случае если на оборудовании произведен выигрыш, он выплачивается посетителю администратором.
Оценив изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о наличии состава вменяемого правонарушения в действиях Общества.
Судом первой инстанции проверено соблюдение налоговым органом процедуры привлечения к административной ответственности и обоснованно не установлено ее нарушений.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно указал на истечение срока привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 также разъяснено, что суд, в случае пропуска срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Событие вменяемого Обществу административного правонарушения, выявлено в ходе проверки в период с 22.06.2010 по 21.07.2010, что подтверждается протоколом осмотра от 22.06.2010, актом проверки от 21.07.2010.
Таким образом, срок привлечения к административной ответственности не должен истекать позднее, чем через три месяца после даты составления акта проверки 21.07.2010.
Следовательно, на момент рассмотрения судом первой инстанции дела по существу и вынесения решения (09.12.2010) трехмесячный срок для привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, истек.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является в силу статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления Инспекции о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 декабря 2010 года по делу N А56-43147/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-8400/08
Истец: ИП Слушкин Е.Ю.
Ответчик: ООО "Катричевское"
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2008 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6705/2008