г. Пермь
05 августа 2009 г. |
Дело N А50-11073/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мещеряковой Т.И.,
судей Савельевой Н.М.,
Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.,
при участии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья": Желнина Э.В. (паспорт серии 5704 N 236849, доверенность от 22.08.2006г.),
от ответчика 3 ОГПН г. Перми по Мотовилихинскому району: Созинов С.А. (удостоверение N 13574, доверенность от 26.12.2008г.),
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу ответчика 3 ОГПН г. Перми по Мотовилихинскому району
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 04 июня 2009 года по делу N А50-11073/2009,
принятое судьей Кетовой А.В.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья"
к 3 ОГПН г. Перми по Мотовилихинскому району
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене вынесенного 3 ОГПН г. Перми по Мотовилихинскому району (далее - административный орган, отдел) постановления по делу об административном правонарушении N 377 от 05.05.2009г., которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 04.06.2009г. (резолютивная часть решения объявлена 04.06.2009г.) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением суда, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы отдел указывает на правомерное привлечение общества к административной ответственности, поскольку, по его мнению, факт нарушений правил пожарной безопасности и наличие состава правонарушения, в том числе события и вины в действиях заявителя установлены и доказаны. То обстоятельство, что ранее общество было привлечено к ответственности за те же нарушения правил пожарной безопасности, по мнению отдела, не свидетельствует о повторном привлечении общества к административной ответственности, поскольку эти нарушения были выявлены по результатам другой проверки. Выводы суда первой инстанции о нарушениях процедуры привлечения общества к административной ответственности административный орган считает необоснованными, указывая, что о времени и месте совершения процессуальных действий общество извещалось по месту нахождения, обязанности извещать управляющую компанию, выполняющую функции исполнительного органа, по адресу ее места нахождения у административного органа не имеется.
В судебном заседании представитель административного органа доводы апелляционной жалобы поддержал, считает, что оснований для отмены оспариваемого постановления у суда первой инстанции не имелось.
Общество письменный отзыв на жалобу не представило.
В судебном заседании представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражает, решение суда первой инстанции считает законным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на повторное привлечение общества к административной ответственности, а так же наличие существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности. Представитель общества пояснил так же, что по результатам проверки, проведенной в апреле, общество так же было привлечено к административной ответственности за неисполнение предписания, выданного отделом по результатам проверки, проведенной в декабре 2008 года.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, участвующих в судебном заседании, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в период с 23.03.2009г. по 23.04.2009г. на основании распоряжения от 23.03.2009г. (л.д. 49) сотрудниками административного органа проведена внеплановая проверка с целью надзора за выполнением обязательных требований пожарной безопасности и исполнением предписания N 707 от 12.01.2009г. на объектах общества, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Фрезировщиков, 50, ул. Ст. Разина, 30, оформленная протоколом осмотра от 23.04.2009г. (л.д. 11-13), актом проверки от 23.04.2009 г. N 211 (л.д. 50-52), в ходе которой административным органом установлен ряд нарушений обществом правил и норм пожарной безопасности.
Данные обстоятельства явились основанием для составления в отношении общества протокола об административном нарушении требований пожарной безопасности от 24.04.2009г. (л.д. 57-59), на основании которого 05.05.2009г. административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 377 (л.д. 7-10) о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 20 000 рублей.
Полагая, что данное постановление вынесено незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Признавая оспариваемое постановление незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель повторно привлечен к административной ответственности за совершение одного и того же длящегося административного правонарушения, а так же наличия существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа.
На основании ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации, в том числе, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 313) установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования по пожарной безопасности, установленные нормами, стандартами, правилами и т.д.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в декабре 2008 года административным органом в ходе плановых мероприятий по контролю проводилась проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории общества, которой были установлены те же нарушения, что и в ходе проверки, проведенной в апреле 2009 года.
При этом, по результатам проверки в период с 25.12.2008г. по 12.01.2009г. (акт проверки от 12.01.2009г. (л.д.42-46)) 09.02.2009г. постановлением Мотовилихинского районного суда г. Перми (л.д. 33-37) общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15 000 руб. Кроме того, отделом в адрес общества вынесено предписание об устранении нарушений со сроком исполнения 01.03.2009г. (л.д.16-23) и проверкой его исполнения в 1 квартале 2009 г.
Оценив представленные в материалах дела доказательства по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что проверкой, проведенной 23.04.2009г., проверялось исполнение обществом предписания N 707, на что и было указано в распоряжении главного государственного инспектора от 23.04.2009г. (л.д.49).
Суд первой инстанции, обосновано указал на то обстоятельство, что все нарушения, отраженные в акте от 23.04.2009г., так же указаны и в акте от 12.01.2009г., который явился основанием для привлечения общества к ответственности, иных нарушений выявлено не было, что административным органом не оспаривается.
Таким образом, доказательств совершения обществом каких-либо иных, не указанных в предписании нарушений в материалах дела не содержится, суду апелляционной инстанции административным органом в нарушение ст. 65, 210 АПК РФ не представлено.
Исходя из вышеизложенного следует, что нарушения требований пожарной безопасности, отраженные в акте от 12.01.2009г. и протоколе, составленном по результатам проведенной плановой проверки, не могут являться вновь выявленными при проведении проверки в апреле, поскольку были обнаружены в ходе проверки, проведенной в декабре 2008 г. и за совершение которых общество понесло наказание в соответствии с вышеуказанным постановлением суда общей юрисдикции.
Поскольку в ходе проверки был выявлен факт неисполнения предписания, за что общество, как пояснили в судебном заседании представители сторон, так же было привлечено к административной ответственности, привлечение его к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ является незаконным, противоречит положениям ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которой запрещено привлекать к ответственности дважды за одно и то же нарушение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что повторность привлечения к ответственности отсутствует, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом при проверке законности постановления о привлечении к административной ответственности, суды не должны подменять административный орган в вопросе о наличии вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
Эти обстоятельства подлежали установлению административным органом при вынесении постановления.
Между тем из материалов дела следует, что при вынесении оспариваемого постановления вопрос о наличии вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения отделом не исследовался. В нарушение ст. 29.10 КоАП РФ в обжалуемом постановлении административного органа не указано, в чем конкретно состоит вина общества, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
Ссылка представителя административного органа на установление вины в связи с указанием в оспариваемом постановлении на характер и степень общественной опасности содеянного, данные о привлекаемом к ответственности лице, судом апелляционной инстанции отклоняется, как необоснованная, поскольку данные обстоятельства указаны применительно к установлению размера наказания, а не к установлению наличия вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемое постановление не содержит указания на то, в чем состоит вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения, судом первой инстанции данный вопрос не исследовался, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности вины общества.
Таким образом, наличие в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения материалами дела не подтверждено.
Иного апелляционному суду управлением в нарушение ст. 65 АПК РФ не доказано.
Также, суд первой инстанции при рассмотрении дела указал на наличие существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, поскольку законный представитель общества о времени и месте составления протокола и вынесения оспариваемого постановления извещен не был.
Суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Частью 1 ст. 25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 10 Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10) нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Пунктом 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым (п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10).
Вместе с тем, КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
При этом доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Как установлено судом первой инстанции в период проводимой административным органом проверки и вынесения оспариваемого постановления функции единоличного исполнительного органа общества на основании договора оказания услуг от 01.06.2007 г. осуществляла управляющая компания - ОАО "Российские коммунальные системы" (л.д. 26-32).
При этом из материалов дела так же усматривается, что определение о вызове лиц от 23.04.2009г (л.д.53), в котором указано на необходимость явки законного представителя для составления протокола, а так же протокол об административном правонарушении, в котором содержатся сведения о месте и времени рассмотрения материалов административного дела (л.д.59), получены обществом по месту его нахождения 23.04.2009г. и 27.04.2009г., соответственно.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, известив о совершении процессуальных действий общество по месту его нахождения, административный орган принял достаточные меры, направленные на соблюдение прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Обязанности извещать о процессуальных действиях управляющую компанию по адресу ее места нахождения у отдела не имелось. При этом суд апелляционной инстанции учитывает содержащиеся в выписке из ЕГРЮЛ (л.д. 66) сведения об адресе исполнительного органа общества (графы- 9-19), согласно которым адресом места нахождения исполнительного органа (то есть законного представителя общества), является адрес, находящийся в г Перми, ул. Свиязева, 35.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности отделом не допущено. Выводы суда первой инстанции о наличии таких нарушений являются ошибочными.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции считает обоснованными.
Вместе с тем, в связи с недоказанностью наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, выводы суда о наличии существенных процессуальных нарушений не повлияли на правильность вынесенного по существу решения.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 июня 2009 года по делу N А50-11073/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу 3 ОГПН г. Перми по Мотовилихинскому району - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий |
Т. И. Мещерякова |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11073/2009
Истец: ООО "Новогор-Прикамье"
Ответчик: 3 ОГПН г. Перми по Мотовилихинскому району, ОГПН N3 по Мотовилихинскому р-ну г. Перми
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6017/2009