г. Санкт-Петербург |
|
01 апреля 2011 г. |
Дело N А26-10052/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 13АП-3183/2011)
ОАО "Прионежская сетевая компания"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.12.2010
по делу N А26-10052/2010 (судья Цветкова Е.Л.), принятое
по заявлению ОАО "Прионежская сетевая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: Екимовой А.В., дов. от 11.01.2011 N ЮО/Д/43
от ответчика: Чуб С.О., дов. от 24.01.2011
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Прионежская сетевая компания" (далее - ОАО "ПСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - управление) от 11.11.2010 N 03-17/31-2010 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 29.12.2010 суд отказал обществу в удовлетворении заявления.
ОАО "ПСК" заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.12.2010 по делу N А26-10052/2010 и принять по делу новый судебный акт, освободив ОАО "ПСК" от административной ответственности с вынесением устного замечания. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что действия (бездействие) заявителя не представляют угрозы общественным отношениям; не причинили вреда и не создали угрозы причинения вреда личности, обществу или государству, в связи с чем, у суда первой инстанции имелись основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, а представитель управления, ссылаясь на их несостоятельность, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что управлением на основании приказа от 02.09.2010 N 137 проведена плановая проверка соблюдения ОАО "ПСК" требований стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты раскрытия) за период с 01.01.2009 по 01.09.2010.
В ходе проверки установлено, что общество не опубликовало на официальном сайте в сети Интернет информацию за 2009 год, предусмотренную пунктом 11 Стандартов раскрытия:
- источник официального опубликования: нормативного правового акта, регулирующего условия договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии и типовые договоры об осуществлении технологического присоединения; решения регулирующего органа об установлении тарифов; решения об установлении уровня нормативных потерь, возникающих в электрических сетях сетевой организации; методических указаний по определению нормативов потерь в сетях, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- информацию о порядке закупки сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости;
- детализацию зон деятельности общества по населенным пунктам, районам городов;
- сведения о количестве аварийных ограничений (отключений) за квартал и год по границам территориальных зон деятельности организации с указанием причин аварий и мероприятий по их устранению; объем недопоставленной в результате аварийных ограничений (отключений) электрической энергии;
- отчеты о выполнении годовых планов капитальных вложений и планов капитального ремонта (инвестиционных программ) с указание достигнутых результатов в части расширения пропускной способности и увеличения резерва для присоединения потребителей отдельно по каждому участку электрической сети (в местах подстанций, транс форматоров и распределительных устройств).
Также Общество не опубликовало в официальном печатном издании информацию, предусмотренную под пунктами "б", "в", "д", "ж", "и" пункта 11 Стандартов раскрытия.
По результатам проверки составлен акт от 28.09.2010 N 03 -09/09-2010 (л.д. 59-61).
Определением от 12.10.2010 в отношении общества возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, и назначено проведение административного расследования.
По окончании административного расследования в отношении ОАО "ПСК" составлен протокол об административном правонарушении от 01.11.2010 N 03-17/31-2010 (л.д.70-72).
Постановлением от 11.11.2010 ОАО "ПСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено статьей 9.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. (л.д.99-102).
Не согласившись с постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Установив наличие состава и вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении заявления.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества по следующим основаниям.
Статьей 9.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлена обязанность субъектов естественных монополий в электроэнергетике по опубликованию в средствах массовой информации сведений о своей деятельности в соответствии со стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты раскрытия).
Контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 возложен на Федеральную антимонопольную службу и ее территориальные органы.
В соответствии с пунктом 11 Стандартов раскрытия организация помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывает информацию:
а) о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее - регулируемые товары (работы, услуги), включая информацию о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов;
б) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, включая информацию:
о балансе электрической энергии и мощности, в том числе:
об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемых для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации;
об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования;
о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования;
о затратах на оплату потерь, в том числе:
о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях;
об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь;
о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования;
о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости;
о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения;
о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании;
о техническом состоянии сетей, в том числе:
о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства, с указанием даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причин аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятий по их устранению;
об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии;
о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания 35 кВ и выше;
о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация);
в) о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные в разрезе субъектов Российской Федерации о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества:
поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения;
заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору;
аннулированных заявок на технологическое присоединение;
выполненных присоединений и присоединенной мощности;
г) о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения;
д) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) об условиях договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием типовых форм договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии, типовых договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров;
е) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям, включая перечень мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, и порядок выполнения этих мероприятий с указанием ссылок на нормативные правовые акты;
ж) об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации, включая:
отчеты о выполнении годовых планов капитальных вложений и планов капитального ремонта (инвестиционных программ) с указанием достигнутых результатов в части расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей отдельно по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
планы капитальных вложений и планы капитального ремонта (инвестиционные программы), касающиеся реконструкции и развития электрических сетей, согласованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с указанием характеристик сетевого оборудования, даты расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (для объектов капитального строительства (основных строек) указываются сроки начала и окончания строительства, стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год, а также основные проектные характеристики. Для объектов долгосрочных финансовых вложений также указывается стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год.);
з) о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии, включая информацию:
о корпоративных правилах осуществления закупок (включая использование конкурсов, аукционов);
о проведении закупок товаров, необходимых для производства регулируемых услуг (включая использование конкурсов, аукционов), с указанием наименований товаров и предполагаемых объемов закупок.
Пункт 12 Стандартов раскрытия устанавливает сроки раскрытия информации, указанные в пункте 11, порядок и периодичность ее обновления.
Исходя из пунктов 10, 12 Стандартов раскрытия способы, периодичность и сроки опубликования информации, указанной в пункте 11 Стандартов, дифференцированы в зависимости от ее характера и содержания. Однако большая часть предусмотренной пунктом 11 информации должна быть опубликована как на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет, так и в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 марта.
Из материалов дела видно, что ОАО "ПСК" не раскрыта информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "в", "д", "ж", "и" пункта 11 Стандартов раскрытия, подлежащая ежегодному опубликованию в сроки до 1 марта 2010 года. При этом информация не опубликована ни в официальном печатном издании, ни на сайте сетевой организации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ. ОАО "ПСК" не выполнило обязанности по раскрытию информации, предусмотренной подпунктами "а", "б", "в", "д", "ж", "и" пунктом 11 Стандартов раскрытия, в сроки установленные пунктом 12 Стандартов раскрытия, что подтверждается, в том числе и письмами общества от 29.10.2010 N ЮО/п/7061 (л.д. 76-77) и от 11.11.2010, адресованными антимонопольному органу (л.д.94-95).
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае общество не представило доказательств, свидетельствующих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Заявитель имел возможность для обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных антимонопольным законодательством, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако, не принял всех зависящих от него мер по их соблюдению. Более того, в ходе административного расследования заявитель признал факт нарушений, выразившихся в несвоевременном раскрытии информации, предусмотренной Стандартами раскрытия информации.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ.
Между тем, положения статьи 1.6 КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Суд первой инстанции проверил соблюдение управлением положений КоАП РФ, предусматривающих процедуру привлечения лица к административной ответственности, и обоснованно указал на то, что при производстве по делу об административном правонарушении и наложении на общество взыскания антимонопольный орган требований названного Кодекса не нарушил.
Суд также дал оценку доводу общества о малозначительности совершенного им правонарушения, придя к выводу об отсутствии оснований для освобождения заявителя от административной ответственности на основании со статьи 2.9 КоАП РФ. Апелляционная инстанция поддерживает такую позицию суда первой инстанции, которая в полной мере согласуется с толкованием названной статьи, содержащимся в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.04 N 10.
Оценка справедливости и соразмерности административного наказания совершенному правонарушению является прерогативой законодателя, поскольку именно законом устанавливается административная ответственность за те или иные противоправные деяния. В данном случае административное наказание назначено управлением в пределах санкции, предусмотренной законом за конкретное правонарушение (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция не усматривает оснований для переоценки выводов суда.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29 декабря 2010 года по делу N А26-10052/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Прионежская сетевая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10052/2010
Истец: ОАО "Прионежская сетевая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3183/2011