г. Санкт-Петербург |
|
01 апреля 2011 г. |
Дело N А56-52992/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей И. А. Дмитриевой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Н. Н. Дороховой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 13АП-3176/2011)
ООО "Катфул"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2011
по делу N А56-52992/2010 (судья Т. М. Ресовская), принятое
по заявлению ООО "Катфул"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Шаврикова К. В. (доверенность от 11.01.2011)
от ответчика: не явился (извещен)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью ООО "Катфул" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Санкт-Петербурге (далее - Управление) от 11.08.2010 N 1588 по делу об административном правонарушении N 40-10/1844 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 20.01.2011 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 20.01.2011 отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права. В обоснование жалобы Общество указывает на отсутствие вины во вменяемом ему административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку нарушение срока предоставления справки было допущено в связи с несвоевременным получение грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) от таможенного брокера ООО "Гелен". По мнению подателя жалобы, Управлением допущены существенные нарушения процедуры привлечения лица к административной ответственности, что является самостоятельным основанием для отмены оспариваемого постановления. Кроме того, податель жалобы ссылается на малозначительность совершенного Обществом правонарушения.
Представитель Управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика, поскольку он извещен надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 15.12.2008 Общество заключило с фирмой Bates Cargo-Park Aps (Дания) контракт N 001-2009 на поставку товара в адрес заявителя.
16.01.2009 Общество на основании контракта оформило в филиале АКБ "Банк Москвы" (ОАО) паспорт сделки N 09010004/2748/0003/2/0.
В рамках исполнения вышеуказанного контракта в июле 2009 на основании ГТД N 10210020/300709/0005357 на таможенную территорию Российской Федерации ввезен товар от нерезидента, отметка таможенного органа "выпуск разрешен" - 30.07.2009.
Документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации по вышеуказанной ГТД, и справка о подтверждающих документах представлены в уполномоченный банк паспорта сделки 02.09.2009, то есть с нарушением установленного пунктом 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) срока.
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления Управлением в отношении Общества протокола от 27.05.2010 N 27/05/10-4 об административном правонарушении.
Постановлением от 11.08.2010 N 1588 по делу об административном правонарушении N 40-10/1844 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с законностью вынесенного Управлением постановления, Общество обратилось с заявлениями в суд.
Суд, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, признал доказанным Управлением наличие в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения. При этом суд не выявил существенных процессуальных нарушений, исключающих применения к заявителю административного наказания, равно как и не установил обстоятельств, позволяющих квалифицировать вмененные заявителю правонарушения в качестве малозначительных.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно части 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном названным Положением, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
В силу пункта 2.2 Положения N 258-П подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к данному Положению.
Пунктом 2.4 Положения N 258-П определено, что резидент представляет в банк паспорта сделки документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком паспорта сделки порядке и в согласованный с банком паспорта сделки срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.
Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" предусмотрено, что документом, относящимся к формам учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, является справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к данному Положению.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается, что справка о подтверждающих документах представлена Обществом в уполномоченный банк паспорта сделки с нарушением срока, установленного пунктом 2.4 Положения N 258-П.
В деле отсутствуют сведения об объективных препятствиях для своевременного исполнения заявителем публично-правовой обязанности по представлению в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, а равно о принятии исчерпывающих мер для соблюдения требований валютного законодательства, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Обоснованно не принята судом первой инстанции ссылка Общества на невозможность соблюдения срока представления справок о подтверждающих документах вместе с грузовой таможенной декларации из-за несвоевременного получения ГТД от таможенного брокера ООО "Гелен".
Суд апелляционной инстанции считает, что вина Общества в совершении вмененного правонарушения установлена, поскольку, осуществляя внешнеторговую деятельность, Общество обязано было знать и соблюдать нормы валютного законодательства, предвидеть вредные последствия своего бездействия, а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения, при этом объективных обстоятельств, препятствующих исполнению заявителем обязанностей, возложенных на него валютным законодательством, судом не установлено.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Апелляционная инстанция считает правильным вывод суда о том, что в данном случае не имеется оснований для освобождения Общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление от 02.06.2004 N 10) малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом, возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления от 02.06.2004 N 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10).
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Совершенные Обществом правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере валютного регулирования, обеспечивающего устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка, в связи с этим вменяемое Обществу правонарушение не может быть признано малозначительным.
Исходя из конкретных обстоятельств дела и учитывая характер общественных отношений, на которые посягает нарушитель, апелляционная инстанция считает, что оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным не имеется, поскольку правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, носит формальный характер, для привлечения к ответственности по данной норме не имеют значения мотивы невыполнения резидентом своей обязанности. Кроме того, наказание назначено Обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, поэтому не имеется оснований считать назначенное Обществу наказание несправедливым и несоразмерным совершенным правонарушениям.
Оснований для переоценки выводов суда у апелляционной инстанции не имеется.
Обоснованно не принят судом первой инстанции довод Общества о допущенных Управлением нарушениях процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
В силу частей 1, 2 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в адрес Общества направлено уведомление от 13.05.2010 N 4535/17-11 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Обществу предложено прибыть 27.05.2010 в 14 часов 00 минут в Межрайонную ИФНС России N 2 по Санкт-Петербургу для составления протокола. Указанное уведомление получено представителем Общества Семиковым по доверенности 20.05.2010, что подтверждается уведомлением о вручении (л.д.63).
Протокол об административном правонарушении от 27.05.2010 N 27/05/10-4 составлен Инспекцией с участием генерального директора Общества А. О. Яничек, которому разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, и от которого получены объяснения по существу совершенного административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении от 27.05.2010 N 27/05/10-4 направлен Инспекцией в Управление для рассмотрения.
Управление направило в адрес Общества определение от 11.06.2010 N 948 о назначении рассмотрения дел об административном правонарушении, в том числе N 40-10/1844, на 16.06.2010 с 11 часов 00 минут.
16.06.2010 представитель Общества на рассмотрение дела об административном правонарушении N 40-10/1844 в Управление не явился, в связи с чем рассмотрение дела об административном правонарушении N 40-10/1844 назначено на 14.07.2010 с 11 часов 00 минут. Определение, направленное Обществу по адресу: 196620, Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Березовая, д.22, корп.2, получено Обществом 29.06.2010.
Определением от 18.06.2010 N 937 срок рассмотрение дел об административном правонарушении, в том числе N 40-10/1844, продлен на один месяц.
В адрес Управления от генерального директора Общества 13.07.2010 поступило ходатайство от 02.07.2010 N 03/07 об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении ввиду его нахождения в очередном отпуске в период с 05.07.2010 по 01.08.2010.
Определением от 14.07.2010 Управление отложило рассмотрение дел об административном правонарушении, в том числе N 40-10/1844, на 04.08.2010 с 11 часов 00 минут. Управление 03.08.2010 направило в адрес Общества телеграмму с указанием времени и места рассмотрения административного дела. Телеграмма вручена менеджеру В. В. Навка 04.08.2010(л.д.82-84).
05.08.2010 в адрес Управления поступило письмо от 03.08.2010 N 02/08, подписанное заместителем директора В. С. Коломенским, об отложении рассмотрения административного дела в связи с нахождением генерального директора А. О. Яничек в служебной командировке с 02.08.2010, предположительная дата возвращения 05.08.2010. Копия служебного задания прилагается.
Определением от 04.08.2010 N 1409 Управление отложило рассмотрение дел об административном правонарушении, в том числе N 40-10/1844, на 11.08.2010 с 11 часов 00 минут. Управление 09.08.2010 направило в адрес Общества телеграмму с указанием времени и места рассмотрения административного дела. Телеграмма вручена начальнику отдела продаж А. С. Семикову 09.08.2010(л.д.88-89).
10.08.2010 в адрес Управления поступило письмо от 09.08.2010 N 07/08, подписанное заместителем директора В. С. Коломенским, об отложении рассмотрения административного дела в связи с нахождением генерального директора А. О. Яничек в служебной командировке с 10.08.2010 по 13.08.2010. Копия служебного задания прилагается.
Определением от 11.08.2010 N 1334 в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения административных дел, в том числе N 40-10/1844, отказано. В качестве причин отказа административный орган указал на то, что, убывая в командировку и располагая информацией о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении Общества, его законный представитель имел реальную возможность наделить необходимыми для защиты законных интересов Общества полномочиями иное лицо.
11.08.2010 Управлением вынесено постановление N 1588 о привлечении Общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Определение от 11.08.2010 N 1588 и постановление от 11.08.2010 N 1588, направленные Обществу по адресу: 196620, Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Березовая, д.22, корп.2, получены Обществом 26.08.2010.
Апелляционная инстанция считает, что Управление приняло все необходимые и достаточные меры для надлежащего извещения Общества о времени и месте проведения процессуальных действий, представило в суд доказательства, свидетельствующие о том, что заявитель был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Поскольку Общество было заблаговременно надлежащим образом извещено о рассмотрении дела об административном правонарушении N 40-10/1844 и на момент его рассмотрения Управление располагало сведениями о его извещении, а ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении было оставлено без удовлетворения, то вынесение оспариваемого постановления без участия законного представителя Общества не является нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, Управлением соблюдена процедура привлечения Общества к административной ответственности.
Постановление от 11.08.2010 N 1588 вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, штраф назначен в пределах санкции части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2011 по делу N А56-52992/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-52992/2010
Истец: ООО "Катфул"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге, ТУ Росфиннадзора в Санкт-Петербурге