г. Вологда |
|
29 марта 2011 г. |
Дело N А52-4289/2010 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Елагиной О.К.,
судей Журавлева А.В. и Рогатенко Л.Н.
при ведении протокола без применения аудиозаписи секретарем судебного заседания Воеводиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области
на решение Арбитражного суда Псковской области от 20 января 2011 года
по делу N А52-4289/2010
(судья Степанов Е.В.),
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Континент-Строй" (далее - ООО "Континент-Строй") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области (далее - Управление Росимущества) о взыскании 4 161 698 руб. 17 коп. задолженности по государственному контракту от 11.02.2008 N 05 на оказание услуг по хранению конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства, а также вещественных доказательств, для нужд филиала Российского фонда федерального имущества в Псковской области за период с 01.06.2010 по 30.09.2010.
Управление Росимущества с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить. Считает, что решение суда не соответствует нормам материального права и обстоятельствам дела. Полагает, что в соответствии с заключенным государственным контрактом оказанные истцом услуги по хранению имущества были оплачены в пределах согласованной суммы контракта. По мнению подателя жалобы, суд необоснованно применил статью 896 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к спорным правоотношениям, поскольку они регулируются государственным контрактом, финансовые обязательства по которому выполнены в полном объеме. Кроме того, указывает, что надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" (далее - Фонд) является публично-правовое образование - Российская Федерация, за счет казны которой могут быть взысканы денежные средства в случае удовлетворения исковых требований.
ООО "Континент-Строй" и Управление Росимущества о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
ООО "Континент-Строй" в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласилось, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Росимущества - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Управления Росимущества - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 11.02.2008 Фондом (Поклажедатель) и ООО "Континент-Строй" (Хранитель) на основании протокола рассмотрения заявок от 31.01.2008 N 05 заключен государственный контракт N 05 на оказание услуг по хранению конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства, а также вещественных доказательств, для нужд филиала Российского фонда федерального имущества в Псковской области (далее - контракт) (том 1, листы 30-41).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта Поклажедатель передаёт на хранение конфискованное, движимое бесхозяйное, изъятое и иное имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, вещественные доказательства по уголовным делам, а также иное имущество, переданное Поклажедателю для хранения и (или) реализации на основании судебных постановлений (решений) и постановлений иных органов, уполномоченных на совершение такой деятельности законодательством Российской Федерации, заключенных Поклажедателем с такими органами договоров и соглашений при осуществлении Поклажедателем функций и полномочий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а Хранитель принимает на временное ответственное хранение имущество Поклажедателя и оказывает услуги, связанные с временным ответственным хранением переданного имущества.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта его цена составляет 1 320 000 руб.
Соглашением от 06.07.2008 к указанному контракту стороны увеличили его цену на 10% от общей первоначальной цены контракта, то есть на 1 320 000 руб., в том числе налог на добавленную стоимость.
Согласно пунктам 3.2, 3.6 контракта и приложению N 2 к нему стоимость хранения имущества на одном квадратном метре площади Хранителя в закрытых охраняемых (отапливаемых и неотапливаемых) складских помещениях составляет 15,5 руб. в сутки, а на открытых охраняемых складских площадках Хранителя - 12 руб. в сутки. Оплата Хранителю за хранение имущества производится Поклажедателем за каждый календарный месяц хранения в размере стоимости оказанных услуг исходя из фактической площади, занимаемой переданным на хранение имуществом.
Таким образом, контрактом предусмотрена ежемесячная выплата Хранителю вознаграждения за хранение имущества.
Пунктом 6.1 контракта установлено, что он заключен без указания срока хранения и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ N 724) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), на последнее возложены функции Фонда по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 17 Указа N 724 федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с данным Указом переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 N 947-р установлено ликвидировать Фонд с 01.08.2008, ликвидационной комиссии Фонда предписано до 01.12.2008 обеспечить внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении существования Фонда, а Росимуществу - в установленном порядке принять имущество Фонда и его обязательственные права, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов.
В Единый государственный реестр юридических лиц 12.03.2009 внесена запись о государственной регистрации прекращения юридического лица - Фонда в связи с его ликвидацией.
На территории Псковской области функции и полномочия Фонда перешли к Управлению Росимущества.
Между Фондом, Управлением Росимущества и ООО "Континент-Строй" 29.07.2008 заключено трехстороннее соглашение N 1 к государственному контракту от 11.02.2008 N 05 (том 1, листы 43-46).
В соответствии с пунктами 1.1 - 1.5 данного соглашения Фонд передает, а Управление Росимущества принимает в полном объеме обязательства Фонда как государственного заказчика, перечисленные в разделах 2 - 3 контракта; Фонд уступает, а Управление Росимущества принимает в полном объеме права (требования) по контракту.
В силу пунктов 2.1, 2.2 и 2.4 соглашения N 1 в подтверждение уступки права (требования) и передачи обязательств (перевод долга) по контракту Фонд передает Управлению Росимущества контракт и приложения N 1 - 5 к нему, о чем представителями Фонда и Управления Росимущества подписывается акт приема-передачи документов, после чего права и обязанности Фонда по контракту переходят к Управлению Росимущества, а обязательства Фонда по соглашению N 1 считаются исполненными надлежащим образом в полном объеме.
Названные документы переданы Фондом Управлению Росимущества по акту приема-передачи от 01.08.2008.
В соответствии с приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Псковской области преобразовано в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области.
Поскольку Управление Росимущества с 01.08.2008 является стороной по контракту от 11.02.2008 N 05, отвечающей по всем установленным данным контрактом обязательствам, ООО "Континент-Строй", ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по оплате услуг, оказанных истцом на основании контракта за период с 01.06.2010 по 30.09.2010, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
В соответствии со статьей 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
Согласно части 1 статья 896 ГК РФ вознаграждение за хранение должно быть уплачено хранителю по окончании хранения, а если оплата хранения предусмотрена по периодам, оно должно выплачиваться соответствующими частями по истечении каждого периода.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ собранные по делу доказательства, в том числе акты приема-передачи товарно-материальных ценностей на хранение, счета-фактуры, акты выполненных работ, и учитывая отсутствие доказательств оплаты оказанных услуг по хранению имущества за период с 01.06.2010 по 30.09.2010, правомерно удовлетворил иск ООО "Континент-Строй", взыскав всю сумму задолженности по контракту с Управления Росимущества, являющегося с 01.08.2008 стороной (Поклажедателем) по контракту от 11.02.2008 N 05.
Ссылка подателя жалобы на то, что в соответствии с заключенным государственным контрактом оказанные истцом услуги по хранению имущества были оплачены в пределах согласованной суммы контракта, не может быть принята во внимание в силу того, что контракт не предусматривает безвозмездное хранение имущества, а Управление Росимущества, оплатив оказанные ему услуги, как оно считает, полностью, не приняло мер по изъятию у ООО "Континент-Строй" имущества и передаче его на хранение другим лицам или заключению дополнительного соглашения к контракту.
Поскольку Поклажедателем в соответствии с соглашением N 1 от 29.07.2008 является Управление Росимущества, которое и несет все обязанности стороны контракта от 11.02.2008 N 05, а также в связи с тем, что ООО "Континент-Строй" не заявляло требования о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества ответчика, у суда отсутствовали основания для привлечения к участию в деле в качестве второго ответчика Российскую Федерацию.
Более того, судебными актами по делам N А52-5743/2008, N А52-3061/2009, N А52-6177/2009, N А52-850/2010, N А52-2982/2010, имеющих преюдициальное значение для настоящего спора, был установлен факт наличия договорных отношений между ООО "Континент-Строй" и Управлением Росимущества по поводу хранения вещественных доказательств, а также наличия задолженности Управления Росимущества перед ООО "Континент-Строй" за оказанные услуги по хранению вещественных доказательств за предшествующие периоды.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционной жалобы направлены по существу на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции, ранее уже были предметом рассмотрения судов и получили правовую оценку в обжалуемом судебном акте.
Нарушений или неправильного применения судами норм материального либо процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного судебного акта, апелляционная инстанция не усматривает.
С учетом изложенного апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ, вступившим в силу с 31.01.2009) Управление Росимущества освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Псковской области от 20 января 2011 года по делу N А52-4289/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-4289/2010
Истец: ООО "Континент-строй"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области
Хронология рассмотрения дела:
29.03.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1362/2011