город Ростов-на-Дону |
дело N А32-4077/2010 |
31 марта 2011 г. |
15АП-1473/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О.Г.,
судей: Ломидзе О.Г., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповым А.А.,
при участии:
от ответчика: представителя Тельнова Д.В. по доверенности N 7076 от 27.12.2010,
от третьих лиц:
от отдела по делам молодежи администрации МО Апшеронский район представителя Корниенко Н.Н. по доверенности N 122 от 28.03.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Апшеронский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13 декабря 2010 года
по делу N А32-4077/2010
по иску федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае"
и иску третьего лица с самостоятельными требованиями на предмет спора - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
к администрации муниципального образования Апшеронский район
при участии третьего лица: Отдела по делам молодежи администрации муниципального образования Апшеронский район
о признании права собственности,
принятое в составе судьи Моргунова С.В.,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" (далее - истец, учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края (далее - ответчик, администрация) о признании права собственности Российской Федерации на нежилое здание (лит. А, а) общей площадью 455,45 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, ул. Ленина, 10.
Исковые требования мотивированы тем, что в спорном здании на момент принятия постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1992 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" располагалась санитарно-эпидемиологическая служба Апшеронского района (правопредшественник истца), что являлось основанием для отнесения указанного нежилого здания к федеральной собственности. Администрация МО Апшеронского района неправомерно зарегистрировала право муниципальной собственности на данное здание.
ТУ ФАУГИ в КК обратилось с самостоятельными требованиями относительно предмета спора, просило признать право Российской Федерации на спорное помещение.
Исковые требования ТУ ФАУГИ в КК мотивированы теми же доводами, что и иск учреждения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13 декабря 2010 года иск ТУ ФАУГИ в КК удовлетворен, суд признал за Российской Федерацией право собственности на спорное здание. В удовлетворении иска учреждения судом отказано.
Решение суда мотивировано тем, что предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы относились исключительно к федеральной собственности. Спорное помещение на момент разграничения государственной собственности находилось во владении и пользовании санитарно- эпидемиологической службы, в соответствии с пунктом 5 раздела второго приложения N 1 к постановлению N 3020-1 оно является федеральной собственностью.
В удовлетворении иска учреждения суд отказал по мотиву отсутствия полномочий на предъявление иска в защиту интересов государства.
Администрация обжаловала решение в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение отменить, вынести решение об отказе в удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением судом обстоятельств по делу. Заявитель указал следующее:
- спорный объект изначально был отнесен к жилому фонду, что подтверждается регистрационным удостоверением N 2509 от 06.03.1987, выданным Апшеронскому домоуправлению - структурному подразделению МУП "Межотраслевое жилищно-коммунальное хозяйство". Санитарно-эпидемиологической службе помещения были переданы в оперативное управление на основании постановления главы администрации Апшеронского района от 16.07.1999 N 297.
- суд при вынесении решения не учел права третьих лиц, занимающих помещения в спорном здании на праве оперативного управления: МУ "Комитет по делам молодежи, физической культуры и спорта Апшеронского района", Отдела по делам несовершеннолетних администрации муниципального образования Апшеронский район, Отдела культуры администрации муниципального образования Апшеронский район.
В отзыве на апелляционную жалобу Белореченский филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" указало, что согласно с требованиями, изложенными в апелляционной жалобе.
Определением апелляционного суда от 09.03.2011 к участию в деле третьим лицом без самостоятельных требований привлечено муниципальное учреждение "Комитет по делам молодежи, физической культуры и спорта Апшеронского района". При привлечении третьего лица суд исходил из того, что согласно материалам дела комнаты N N 8-11, 13 в спорном здании занимает комитет по делам молодежи. Указанные помещения переданы комитету в оперативное управление на основании приказа управления имущественных отношений Апшеронского района N 26 от 09.02.2006. Судебный акт по настоящему делу может повлиять на права и обязанности комитета по делам молодежи по отношению к ТУ ФАУГИ в КК.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо указало, что решением Совета муниципального образования Апшеронский район от 15.12.2006 N 249 "Об утверждении структуры администрации муниципального образования Апшеронский район" муниципальное учреждение "Комитет по делам молодежи, физической культуры и спорта Апшеронского района" переименовано в "Комитет по делам молодежи администрации муниципального образования Апшеронский район". Решением Совета муниципального образования Апшеронский район от 31.08.2007 N 329 "О структуре администрации муниципального образования Апшеронский район" муниципальное учреждение "Комитет по делам молодежи администрации муниципального образования Апшеронский район" переименован в Отдел по делам молодежи администрации муниципального образования Апшеронский район с правами юридического лица.
Суд апелляционной инстанции установил, что надлежащим третьим лицом, привлеченным к участию в деле определением от 09.03.2011, является Отдел по делам молодежи администрации муниципального образования Апшеронский район (далее - отдел по делам молодежи).
Отдел по делам молодежи в отзыве также указал, что занимает комнаты N N 8-11, 13 в спорном здании на праве оперативного управления на основании приказа управления имущественных отношений Апшеронского района от 09.02.2006 N 26. За время пользования помещениями отделом произведен капитальный ремонт помещений стоимостью 270 000 руб. Помещения используются для проведения семинаров для специалистов поселений МО Апшеронский район, курирующих работу с подростками и молодежью; для размещения отдела по делам несовершеннолетних администрации муниципального образования и оснащены специальным оборудованием. Передача помещений в федеральную собственность может повлечь негативные последствия в виде требования ТУ ФАУГИ в КК освобождения отделом по делам молодежи занимаемых помещений.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение в части удовлетворения исковых требований ТУ ФАУГИ в КК.
Представитель отдела по делам молодежи просил удовлетворить апелляционную жалобу администрации. Пояснил, что Отдел по делам несовершеннолетних администрации муниципального образования Апшеронский район и Отдел культуры администрации муниципального образования Апшеронский район являются структурными подразделениями администрации и не обладают статусом юридического лица.
Истец и третье лицо с самостоятельными требованиями не обеспечили явку в судебное заседание своих представителей, будучи уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. ТУ ФАУГИ в КК направило в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие истца и ТУ ФАУГИ в КК.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Единый государственный реестр права на недвижимое имущество и сделок с ним 03.06.2008 внесена запись о регистрации права собственности муниципального образования Апшеронский район на нежилое здание площадью 455,45 кв.м., расположенное по адресу: г. Апшеронск, ул. Ленина, дом 10.
Согласно справе филиала ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по Апшеронскому району указанное здание ранее имело адрес: г. Апшеронск, ул. Ленина, 202, затем N N 30,32,28,26. После перенумерации объекту присвоен адрес: г. Апшеронск, ул. Ленина, 10 (л.д. 168 том 1).
ТУ ФАУГИ в КК оспаривает право муниципальной собственности на данное здание, ссылаясь на факт нахождения в нем ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае".
Исковые требования основаны на положениях постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1992 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1). Истец указывает, что на момент разграничения государственной собственности в спорном здании располагалась санитарно-эпидемиологическая служба Апшеронского района (правопредшественник ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае"), что являлось основанием для отнесения указанного нежилого здания к федеральной собственности в силу закона.
Как следует из материалов дела, санитарно-эпидемиологическая служба Апшеронского района была реорганизована в государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора".
Впоследствии во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации N 23-р от 13.01.2005 и приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 5 от 18.01.2005 была осуществлена реорганизация в форме слияния центров Госсанэпиднадзора в Краснодарском крае и образовано ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае".
Из материалов дела следует, что решением исполнительного комитета Апшеронского городского Совета народных депутатов Апшеронского района N 164 от 24.07.1984, утвержденным решением исполнительного комитета Апшеронского районного Совета народных депутатов Краснодарского края N 259 от 27.07.1984, Апшеронской санитарно-противоэпидемической станции отведен земельный участок площадью 100 кв.м. в г. Апшеронске по ул. Ленина, 26 для строительства пристройки к зданию СЭС размером 6х15 (л.д. 84-85, 87 том 1).
Решением исполнительного комитета Апшеронского районного Совета народных депутатов Краснодарского края N 35 от 25.01.1985 организована объединенная санитарная лаборатория при Апшеронской РайСЭС, в связи с чем, директору "Лесхозмаш" поручено выступить генеральным заказчиком строительства, а директору Апшеронского леспромхоза поручено выполнить проектно-сметную документацию на строительство лаборатории (л.д. 86 том 1).
В соответствии с архитектурно-планировочным заданием от 08.08.1984 Апшеронским леспромхозом подготовлена пояснительная записка и чертежи реконструкции здания РайСЭС, проектно-сметным кооперативом "Проект" Апшеронского районного Совета народных депутатов по заказу РайСЭС в г. Апшеронске подготовлен рабочий проект реконструкции здания РайСЭС (л.д. 88-90 том 1, л.д. 44-61, 97-104 том 2).
Во всех указанных документах по строительству пристройки указано, что она возводилась к существующему зданию районной СЭС. Указанное подтверждает, что в 1984 году основное здание, расположенное по адресу: г. Апшеронск, ул. Ленина, 26, занимала санитарно-эпидемиологическая служба Апшеронского района.
Решением Апшеронского горисполкома N 3 от 08.11.1990, в связи с работами по упорядочению номерного хозяйства в г. Апшеронске, изменена адресная нумерация спорного здания по ул. Ленина в г. Апшеронске с номера 26 на номер 10, что подтверждается справкой филиала ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по Апшеронскому району (л.д. 168 том 1).
В 2002 году Центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Апшеронском районе на основании постановления главы администрации Апшеронского городского округа от 23.10.2002 N 1023 "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора Апшеронского района" (л.д. 12 том 3) был выдан государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 1001 кв.м. для размещения зданий и сооружений (л.д. 46-49 том 1).
15.11.2007 в ЕГРП внесена запись о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" земельным участком площадью 1001 кв.м., расположенным по адресу: г. Апшеронск, ул. Ленина, 10 (л.д. 50 том 1).
Законом РСФСР от 19.04.1991 N 1034-1 создана единая государственная санитарно-эпидемиологическая служба РСФСР, и все органы санитарно-эпидемиологического надзора получили статус республиканского подчинения.
Постановлением N 3020-1 определен порядок законодательного разграничения государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Согласно пункту 1 указанного постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 5 раздела второго приложения N 1 к постановлению N 3020-1 исключительно к федеральной собственности относятся предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.
Администрация указывает, что спорный объект на момент разграничения государственной собственности относился к жилому фонду и не мог быть отнесен к федеральной собственности.
Довод администрации опровергается техническими паспортами на здание, изготовленными по состоянию на 1971 и 1991 годы (л.д.98-104 том 1, л.д. 11-17 том 2).
По данным технического паспорта, изготовленного по состоянию на 22.09.1971, правообладателем здания по адресу: г. Апшеронск, ул. Ленина, 30 указано Апшеронское домоуправление. Из экспликации к поэтажному плану здания следует, что в нем расположены нежилые помещения - кабинеты, имеется указание о размещении в здании поликлиники (л. д. 11-17 том 1).
По данным технического паспорта, изготовленного по состоянию на 17.09.1991, правообладателем здания также указано домоуправление. В техпаспорте документом, удостоверяющим право, указано регистрационное удостоверение N 2509 от 06.03.1987. Из экспликации к поэтажному плану здания следует, что помещения в здании являются не жилыми, а служебными. В разделе общие сведения технического паспорта указано, что часть здания лит. А занимает санэпидемстанция; часть здания лит. а занимает пристройка; лит. Г является гаражом (л.д. 98-104 том 1).
Указанное подтверждает, что на момент принятия постановления N 3020-1 спорное здание не являлось жилым домом, а санитарно-эпидемиологическая служба уже размещалась в указанном здании. Спорные помещения в силу закона были отнесены к федеральной собственности.
Нахождение спорного здания на балансе МУП "МОЖКХ" и принятие главой администрации Апшеронского района постановления N 297 от 16.07.1999 "О передаче с баланса на баланс и в оперативное управление "ЦГСЭН" муниципального имущества" (л.д.21-23 том 2) не порочат право федеральной собственности на здание, возникшее в силу закона.
Довод об отнесении спорного здания к муниципальной собственности Апшеронского района на основании решения Малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов N 173 от 29.04.1992 (л.д. 129-138 том 1), принятого во исполнение постановления N 3020-1 и распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", отклонен судом первой инстанции обоснованно.
Как видно из приложения к решению Малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов N 173 от 29.04.1992 "О муниципальной собственности Апшеронского района Краснодарского края" в перечне предприятий, имущества, передаваемого в муниципальную собственность Апшеронского районного Совета народных депутатов, какой-либо объект, расположенный по адресу: г. Апшеронск, ул. Ленина, 10 либо ул. Ленина, 202, 30, 32, 28, 26. (то есть спорный объект), отсутствует (л.д. 130-138 том 1).
Таким образом, на момент законодательного разграничения государственной собственности в муниципальную собственность Апшеронского района Краснодарского края переданы лишь объекты, поименованные в приложении.
Администрация не доказала принадлежность спорного здания к муниципальной собственности.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения в обжалуемой администрацией части.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы, который в силу закона освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13 декабря 2010 года по делу N А32-4077/2010 в обжалуемой части оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Авдонина |
Судьи |
О.Г. Ломидзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4077/2010
Истец: ФГУ здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае", ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае"
Ответчик: Администрация МО Апшеронский район, Администрация муниципального образования Апшеронский район
Третье лицо: МУ "Комитет по делам молодёжи, физической культуры и спорта Апшеронского района", Отдел по делам молодёжи администрации МО Апшеронский район, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, ТУ ФАУГИ по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
31.03.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1473/2011